Николай Сидоренко: «Пробираясь сквозь леса в Черкасской области, я случайно наткнулся на самый настоящий город-призрак»
Мой собеседник сразу же предупредил, что никакой он не путешественник и что идея пройти пешком через всю Украину родилась спонтанно. «Я пишу музыку для телеканалов и художественных фильмов, занимаюсь экстремальными велогонками, а тут вдруг подумал: почему бы не пройти через всю страну по местам, где почти не бывает посторонних? — говорит
«Только зайдешь в лес — и уже через минуту становишься черным от комаров»
— Вообще-то я и по Киеву чаще всего стараюсь передвигаться пешком, — рассказывает Николай Сидоренко. — Особенно когда пробки. Люди давятся в маршрутках, а я себе спокойно на работу иду чуть ли не через весь город. Тем не менее, перед тем как отправиться в путешествие, много тренировался. Брал в рюкзак две
Друзья привезли меня к селу Любеч Черниговской области. Это около белорусской границы. Со мной был рюкзак, а в нем все необходимое для дальнего путешествия: палатка, видеокамера, GPS-навигатор, чтобы не заблудиться, и минимум еды. Из одежды взял с собой лишь дождевик да две пары шортов и футболок: одна пара красивая, вторая не очень. В более нарядной футболке я планировал появляться в городах, а в той, что попроще, — в сельской местности. Перед путешествием взвесил свой рюкзак — получилось 27 килограммов. В первое время, когда ложился спать в палатке, было такое чувство, что забыл его снять. А потом привык (смеется).
*"Палатку лучше всего ставить недалеко от дороги, чтобы избежать нападения диких зверей", — советует Николай Сидоренко
Собеседник вспоминает, как прокладывал маршрут.
— Сразу же решил, что буду идти вдоль Днепра в направлении Железного Порта, что в Херсонской области. А это, как я просчитал по карте, — более полутора тысяч километров. Идти вдоль автотрассы было бы не интересно, поэтому я пробил маршрут на навигаторе в обход всех больших городов. И естественно, никаких автостопов. Весь путь я должен был преодолеть пешком. Друзья отслеживали мои перемещения на специальном сайте в интернете. Мало ли что со мной могло случиться! Прервется связь — а тут легко определить, где меня искать.
В день старался проходить километров по сорок. Но это не всегда получалось. Ведь иной раз приходилось шагать по непроходимым чащам! Как-то в одном из сел Черниговской области спросил, как выйти к ближайшему населенному пункту. Мне ответили: «Можешь идти по дороге — но это очень далеко». И тут же показали более короткий путь — через овраг. А там не оказалось даже тропинки — просто огромное поле, заросшее крапивой. Пришлось пробираться вперед через жгучие заросли. Как назло, шел в шортах. Сначала было очень больно. Жгло, словно тысяча ос. А потом вроде как привык. Когда наконец-то закончилось это крапивное поле и вдали показался нужный мне поселок, я вздохнул с облегчением. Горящие от крапивы ноги опрыскал средством от комаров, и полегчало.
Кстати, в моем путешествии самым опасным животным был именно комар. Особенно на севере Украины. Только зайдешь в лес — и уже через минуту становишься черным от комаров. Чем южнее я пробирался вдоль Днепра, тем меньше становилось этих назойливых насекомых.
Путешествуя по Украине, я видел очень много удивительных и загадочных мест. Например, пробираясь сквозь леса в Черкасской области, совершенно случайно наткнулся на самый настоящий город-призрак. Над верхушками деревьев увидел большую трубу и направился туда. Пройдя несколько километров, обнаружил в лесу заасфальтированную дорогу и указатель «Город Орбита». На моей карте такого населенного пункта не было. Уже потом, когда вернулся, узнал, что город возводили для вахтовиков, которые должны были обслуживать Чигиринскую атомную электростанцию. Но поскольку АЭС так и не достроили, строительство Орбиты было заморожено.
*Город Орбита, рассчитанный на 25 тысяч населения, изначально строился для персонала так и не запущенной в эксплуатацию Чигиринской АЭС. Теперь его девятиэтажки зарастают травой и кустарником (фото Николая Сидоренко)
Город находится прямо посреди леса — несколько девятиэтажек, другие строения: школа, котельная. Добраться сюда от ближайших населенных пунктов можно только на машине или, как я, пешком. Как ни странно, в городе живет около десятка человек. Там даже газ проведен. Есть и колонка с питьевой водой. Жители Орбиты по своему усмотрению могут переселяться из квартиры в квартиру, если их жилье приходит в негодность. Пару раз в неделю сюда привозят продукты.
Удивительно, но дальше в лесу, через несколько километров, расположена еще одна Орбита, покрупнее. Услышав от местных о существовании этого города, я посетил и его. Там десятки многоэтажек и объектов инфраструктуры, ведь изначально город был рассчитан на проживание 25 тысяч человек — семей обслуживающего персонала Чигиринской АЭС. Но не сложилось…
Интересный факт: во многих селах Украины магазины работают всего пару часов в сутки. Я шел от поселка к поселку и заряжать видеокамеру мог в основном в магазинах. Так вот, в той же Черкасской области пришел в одно село вечером, а мне местные жители говорят, что магазин теперь откроют почти через сутки. Мол, работает он только один час в день: с пяти до шести вечера. Людей тут живет немного, потому все успевают отовариться. «А в соседнем селе есть магазин?» — спрашиваю. «Вот в соседнем селе как раз утром работает. Но туда километров 20 добираться. Ближе ничего нет!» Переночевал я неподалеку от следующего села и на рассвете отправился туда. Когда дошел, была половина девятого утра. Магазин на замке. «Да что же это такое?» — возмутился я. Выяснилось, что магазин открывается в пять утра и работает только до восьми. Есть ли магазин в следующей деревне и когда он работает, я даже спрашивать никого не стал. Пошел наудачу.
Между прочим, в деревнях люди гораздо более приветливее, чем в городе. Так, в больших населенных пунктах мне ни разу не разрешили зарядить видеокамеру в магазине. Говорили: «У нас запрещено заряжать видеокамеры». А в поселке — без проблем. Прихожу куда-нибудь за пять минут до закрытия магазина — пожалуйста, заряжай, а пока пойдем, поужинаешь. Еще и в дорогу с собой продуктов дадут.
«Однажды в палатке всю ночь воевал с… кротом»
— Во время путешествия не было случая, чтобы у вас пытались отобрать видеокамеру?
— Как раз наоборот. Иногда камера меня выручала. В одном из поселков Киевской области в магазин завалилась компания местных парней. Сразу же наехали: кто ты такой, мы тебя не знаем. Ты, мол, не местный. Силы были неравными, в неприятности попадать не хотелось. И тут я сделал первое, что пришло в голову: достал видеокамеру. «Я журналист, — говорю. — Снимаю кино про Украину. Не хотите дать интервью?» Парней как ветром сдуло!
— Частенько, наверное, во время пути случались такие моменты?
— Вы знаете — в основном все относились ко мне дружелюбно. О том, что я шел пешком по Украине, рассказывали местные телеканалы и газеты. Так что меня иногда даже узнавали. Торговцы кричали: «Эй, Николай Сидоренко! Возьмите у меня виноград». Но вот под Кременчугом фокус с видеокамерой не сработал. Это было опять же возле сельского магазина. Подходит компания подвыпивших ребят и начинают приставать: «Журналист? Кино снимаешь? Давай мы тебе интервью дадим». Я достал камеру, а они начали дурачиться, материться. Потом ушли, и я вздохнул с облегчением. Но местная продавщица предостерегла: «Парень, скорее беги отсюда! Они за подмогой отправились. У нас как вечер, так драки, стрельба, поножовщина».
— Где вы обычно ставили палатку для ночлега?
— Есть такое правило путешественников: палатку надо ставить неподалеку от дороги и перед населенным пунктом. Объясняю. Близость дороги защищает от диких зверей. Животные не могут считать дорогу своей территорией. А почему перед населенным пунктом — это чтобы не привлекать внимание местных не очень хороших людей. Потому что если вечером прошел через село, а после него устроился на ночлег, могут появиться незваные гости — камеру отобрать или еще что, мало ли.
— С дикими животными проблем не было?
— Один раз встретил рысь. Помню по книгам, что этот хищник любит нападать сзади. Поэтому ни в коем случае нельзя к рыси поворачиваться спиной. И все время надо смотреть ей в глаза. Также встречал дикого кабана, который прошел мимо, даже не заинтересовавшись мной. Видел следы волков, слышал, как они воют. А один раз в палатке всю ночь воевал с… кротом. Этот грызун почему-то хотел выбраться на поверхность именно подо мной. Только засну, слышу — роет. Я сверху стукну кулаком по кучке земли, которую он сделал, — крот назад лезет. Через какое-то время снова все повторяется. Переставлять из-за него палатку было лень. Вот так и воевал с ним до утра.
— А дожди вас не застали?
— Мне и тут повезло. Правда, возле Каневского водохранилища палатку чуть не затопило, когда ночью начали стравливать воду. Но вообще попадал только под моросящий дождик. Один раз иду через лес в дождевике, с огромным рюкзаком — издалека можно за космонавта принять. И тут выходит лесник и смотрит на меня округлившимися глазами: «Вы откуда прилетели?» «С Земли», — отвечаю.
«Из пещеры какой-то старец грозно сказал мне: «Уходи, мы с мирскими людьми не общаемся»
— Много в Украине заброшенных сел?
— Очень много. Иной раз кажется, что находишься в зоне отчуждения. Идешь по заброшенному поселку — дома добротные, дорога хорошая. Все на месте — школы, магазины, клубы. Приезжай и живи. Но людей нет. Порой мог пройти километров сорок и ни одного человека не встретить.
В поселке Трахтемиров (это бывшая казачья столица) сейчас официально прописано… всего два человека. Один из них — известный в прошлом киевский актер Олег Петрик, который уехал сюда из столицы 25 лет назад. Кстати, Петрик рассказал мне о загадочном подземном монастыре возле села Монастырок. Там раньше был обычный монастырь, но в
Хотя в другом регионе Украины я повстречал пещерных монахов. Смотрю — пещера. А в ней — дверь с замком. Постучался. Открылось маленькое окошко, и какой-то старец грозно сказал: «Уходи, мы с мирскими людьми не общаемся».
— Курьезы в дороге случались?
— Уж и не знаю, можно ли это назвать курьезом. Как-то я подыскивал место для ночлега и набрел на целое поле конопли. В таком месте отдыхать, подумал я, очень опасно. А вдруг милиция или наркоманы нагрянут? Решил выбраться из этого поля. Но идти пришлось километров пять.
В Херсонской области устраивался на ночлег около бахчи. Разговорился со сторожами. Они меня накормили и потом спрашивают: «Ты тут ночевать собираешься? Тогда посмотришь за полем, а мы домой».
Ну еще был такой случай. Я не брал с собой бритву, и к концу пути у меня выросла огромная борода. Иду с рюкзаком по Херсонской области — и тут ко мне подходят несколько парней из местных и спрашивают: «Продаешь?» Я не могу понять, что они имеют в виду. А местные продолжают: «Ну как, хорошо вставляет?» И тут до меня дошло, что они меня приняли за араба — продавца наркотиков!
Мое путешествие закончилось неподалеку от Железного Порта. По моим подсчетам, за 48 дней я прошел 1548 километров. В пути полностью до дыр стер пару кроссовок и две пары шлепанцев.
— Домой опять пешком шли?
— Нет, что вы, — смеется Николай. — Меня встретили родители, и мы поехали обратно на общественном транспорте.
24951Читайте нас в Facebook