ПОИСК
Украина

Если старая машина находится в собственности нынешнего владельца не менее года, ее разрешат сдать в утиль

6:00 10 октября 2013
утилизация автомобиль
Тарас ТКАЧУК, «ФАКТЫ»
В правительстве рассказали об условиях государственной программы по выкупу подержанных авто, которая должна заработать со следующего года

В первом квартале следующего года в Украине должна заработать программа по выкупу старых машин, подобная той, что три года назад действовала в Российской Федерации. Еще летом в Кабмине сообщили, что планируют платить за автомобили, сдаваемые населением в утиль, 12 тысяч гривен. А недавно первый заместитель министра промышленной политики Николай Евдокименко рассказал об условиях приема старых машин.

Взамен прежнего можно будет приобрести новый автомобиль не дороже 100 тысяч гривен

Основные принципы будущей программы практически полностью взяты из российского опыта. Так, планируется, что сдавать на утилизацию можно автомобили старше 10 лет (иномарка или отечественное авто — не имеет значения). Причем машина непременно должна находиться в собственности нынешнего владельца не менее года. Такое ограничение вводится, чтобы отдельные шустрые автолюбители не пытались заработать на скупке автохлама у пенсионеров.

«Живые» 12 тысяч гривен за свой «москвичонок» его хозяин не получит. В обмен на старый автомобиль в пункте по утилизации выдадут лишь сертификат. Дальше с этой бумагой можно будет обратиться в автосалон, чтобы при покупке новой машины получить соответствующую скидку. Также сертификат могут зачесть в счет уплаты части кредита — если машину покупают при помощи банковской ссуды.

Однако при выборе нового автомобиля есть два условия: он должен быть только отечественного производства («Сенс», «Ланос», «Форца», «ЗАЗ Вида», вазовские «десятки» «Богдан») и не дороже 100 тысяч гривен.

РЕКЛАМА

Надо сказать, что в России программа была довольно популярной. За первые несколько месяцев у автолюбителей выкупили 200 тысяч машин. «Потолка» по стоимости нового авто у россиян не было, однако, получив ваучер, народ бросился скупать самые дешевые автомобили — в основном вазовскую «классику», которая очень быстро стала дефицитом. В прессе шутили, что вместо старого автохлама люди получили от государства новый.

Насколько успешным выкуп старых машин окажется в Украине? Ведь цены на старые подержанные автомобили у нас далеко не бросовые. Скажем 20—25-летняя «пятерка» «Жигули» в нормальном состоянии и на ходу легко продается за 2—3 тысячи долларов. Какой смысл сдавать ее в утиль за 1,5 тысячи? Платная утилизация, вероятно, заинтересует разве что хозяев полусгнивших 30—40-летних «Москвичей» или «Запорожцев», которые действительно дороже, чем за 400—800 долларов, не продашь. Или, как вариант, владельцев автомобилей, побывавших в серьезном ДТП либо числящихся в угоне.

РЕКЛАМА

Сертификат нельзя продать другому человеку, скидка также не суммируется

Правда, притащить в пункт приема полуразобранную машину с СТО или штрафплощадки не получится. Как удалось выяснить из наших источников, к выкупаемым авто будет предъявляться ряд жестких условий по техническому состоянию. Машина может самостоятельно не ездить, но должна быть полнокомплектной — у нее обязан сохраниться кузов (следы коррозии, царапины, трещины на стеклах и небольшие вмятины допускаются), отделка салона и сиденья, мотор, трансмиссия, выхлопная система, колеса. А вот аккумулятора может и не быть. Второй момент — машину перед сдачей на утилизацию придется снять с учета в ГАИ, то есть авто должно пройти проверку по всем базам данным — на угон, арест, неоплаченные владельцем штрафы. Так что получить сертификат за проблемный автомобиль, скорее всего, не получится.

К слову, необходимость снятия с учета — это еще и немалые расходы, ведь если машина не на ходу, ее придется эвакуатором везти в ближайший МРЭО. А оттуда — на площадку утилизационного центра. Такое путешествие по самым скромным подсчетам может обойтись более чем в тысячу гривен (в России эту проблему решали так: старые машины можно было сразу привозить на площадку автосалона, а уже его сотрудники брали на себя все хлопоты по оформлению и доставке в пункты утилизации, однако такая услуга стоила около 800 гривен).

РЕКЛАМА

Еще одна проблема: чтобы даже со скидкой в 12 тысяч гривен купить самый дешевый отечественный автомобиль «Дэу Сенс» Запорожского автозавода, придется добавить еще как минимум 50 тысяч гривен. Но владельцы старых машин, как правило, люди достаточно пожилые. Для большинства из них такая сумма откровенно неподъемная (может, деньги и есть, но хранятся они на черный день, лечение и тому подобное, но явно не на покупку новой машины). А кредит пенсионеру вряд ли дадут. Безусловно, бесцельно гниющая дедушкина машина может заинтересовать родственников, но сертификат именной, его нельзя отдать или подарить. Конечно, дети или внуки имеют право новый автомобиль оформить на старика и просто пользоваться машиной (сейчас для этого даже доверенность оформлять не нужно). Но все ли захотят это делать, ведь у дедушки могут оказаться и другие наследники.

По уже упомянутой выше причине не получится и просто продать свой сертификат автоперекупщику. Ведь скидка не суммируется, так что идея собирать сертификаты, чтобы погасить ими всю стоимость автомобиля отпадает.

Но самое неприятное, что автовладельцы, сдавшие машины на утилизацию, могут оказаться в ситуации, когда сертификаты они получили, а средства из госбюджета уже закончились. В результате в автосалоне таким людям, скорее всего, предложат подождать до следующего этапа программы. Если такой, разумеется, будет.

5007

Читайте нас в Facebook

РЕКЛАМА
Заметили ошибку? Выделите её и нажмите CTRL+Enter
    Введите вашу жалобу
Следующий материал
Новости партнеров