Александр Ольшанский: «В 1995 году, когда я первый раз услышал слово „интернет“, мне никто не смог объяснить, что это такое»
Уже ни для кого не является секретом, что будущее мировой цивилизации вообще и Украины в частности напрямую зависит от развития информационных технологий. Сегодня многие люди в нашей стране либо используют компьютеры в работе, либо строят собственный бизнес с применением информационных технологий и интернета. «ФАКТЫ» начинают совместный проект с радио «Эра», на котором большой популярностью пользуются передачи Евгения Ленга, посвященные вопросам развития IT-технологий. Выпускник Московского государственного университета им. Ломоносова и магистратуры Колумбийского (Нью-Йорк) университета Евгений Ленг начал свою карьеру в Индокитае как востоковед, журналист-международник. Сейчас он успешный бизнесмен. Последние несколько лет Евгений занимается венчурным предпринимательством. Является членом совета директоров одной из компаний «Сколково», партнером венчурного фонда в Украине, ангелом-инвестором. Жил и работал в России, Вьетнаме, Венгрии, Бахрейне, США. Доктор философии в области экономики. В настоящее время живет и работает в Киеве.
Как правило, Евгений Ленг знакомит своих слушателей с самыми известными и влиятельными представителями отечественного информационного бизнеса. Недавно его собеседником был Александр Ольшанский (на фото в заголовке).
Александр Ольшанский родился в 1969 году в Киеве. Закончил физико-математическую школу и факультет электронной техники систем автоматизированного проектирования Киевского политехнического института. Активно работает в украинском секторе интернета с 1999 года. Руководит одним из крупнейших в украинском интернете инвестиционных холдингов Internet Invest Group. Холдинг объединяет проекты, каждый из которых является признанным лидером в своей области: регистратор доменных имен Imena.UA, хостинг-провайдер MiroHost, баннерообменная сеть УБС. Является президентом известного цифрового рекламного агентства — СП «Ашманов и Партнеры — Украина». Один из идеологов самой большой IT-конференции Украины iForum. Согласно опросу 2013 года назван наиболее влиятельным человеком украинского интернета. Женат, воспитывает четверых детей. Увлекается коллекционированием фарфоровых чашек. Живет и работает в Киеве.
«Сторожем на стоянке я заработал в десять раз больше, чем мои родители-инженеры»
— После армии ты пошел работать сторожем на автостоянке и там собрал свой первый компьютер. Хотя ты этого знать не мог, но интуитивно начал свой путь, в точности как Стив Джобс.
— Да, такой эпизод был.
— Ты помнишь, что это за компьютер?
— Конечно.
*Евгений Ленг
— А что он умел делать?
— Все. Это был полноценный компьютер с операционной системой. Многие люди им пользовались и до сих пор ностальгируют. В основном, конечно, играли. Не было принтеров, модемов, компьютеры использовались для игр.
— А в каком году ты первый раз вошел в интернет?
— В 1996-м.
— К этому времени ты три года как закончил институт и уже стал предпринимателем?
— Я стал предпринимателем задолго до этого, еще не закончив институт. Время такое было. Понятие «зарплата» уже не существовало. Уходил в армию в одной стране, а вернулся в другую. Советского Союза не стало. Весь уклад жизни, к которому привык, изменился. И до этого инженер получал немного, но все-таки побольше, чем сторож на стоянке. Так вот, сторожем на стоянке я заработал в десять раз больше, чем мои родители-инженеры за тот же месяц.
— Знатоки рассказывают о некой электронной табличке, которую ты создал и в которой спрогнозировал, что в 1999 году в интернете Украины появятся первые деньги. Это так?
— Да, табличка родилась после моего знакомства с Сергеем Полищуком (он сейчас живет в Канаде, известная личность). Я прочитал его короткое объявление: «Знаю об интернете все». Когда в 1995 году я первый раз услышал слово «интернет» и спросил всех своих друзей: «Что это?» — мне никто не смог объяснить. Стало интересно. Мы познакомились с Полищуком, он многое рассказал. С ним и нарисовали этот файл в программе Excel, из которого следовало, что если темпы роста сохранятся, то как бизнес интернет в Украине родится в 1999 году. Как бизнес доступа в сеть. Идеи о том, что можно зарабатывать деньги на каких-то сетевых сервисах, еще не было. Мы предполагали, что заработать можно будет только на доступе.
— Но к 1999 году ты уже заработал какие-то деньги?
— Не очень большие. У меня не было системного бизнеса. Мы с партнерами занимались дистрибуцией бытовой техники.
«Сейчас молодому поколению кажется, что интернет существует сам по себе»
— Помнишь, «как все начиналось», как зарождался украинский интернет?
— Конечно. Интернет как бы из двух частей состоит. Я оказался причастен и к одной, и к другой. С одной стороны, интернет — это «железо» и все с ним связанное, а с другой — наполнение того, с чем взаимодействует сам пользователь. Сейчас молодому поколению кажется, что интернет существует сам по себе, что «железной» прослойки нет. Они об этом не задумываются, но на самом деле она есть. Я помню время, когда казалось наоборот, что самое главное, чтобы «железо» работало. А что там эти сайты? Толку никакого от них нет. Людям почта нужна — и слава Богу. Акценты смещались, и мне повезло, что я видел обе части.
В 1995 году на карте Украины интернета почти не было. Напомню кое-что еще: в 1998 году у самого популярного тогда российского портала «Рамблер» было 20 тысяч посетителей в сутки. Тогда казалось, что этот рекорд побить невозможно. Более того, популярный почтовый сервис Mail.ru, к которому все давно привыкли, открылся осенью 1998 года.
— Твой первый онлайн-бизнес начался с покупки провайдеров, то есть компаний, предоставляющих доступ к сети интернет?
— Мы с партнером организовали компанию Digital Generation. В это время меня познакомили с Евгением Уткиным. Он создавал большой холдинг провайдеров, предложил мне участвовать, и я согласился.
— Цитата из высказываний Ольшанского: «Интернет состоит из двух частей: доступа и всего остального. В Украине с доступом все хорошо». Скажи, это в том числе потому, что доступ к сети в нашей стране был построен при твоем участии?
— Нет, конечно. Это потому, что доступ в Украине был построен с нуля. Потому что от Советского Союза Украине не досталось никакой современной инфраструктуры связи. Государство этим не занималось, весь доступ в интернет построен частными компаниями на частные деньги. Это была сфера свободной экономики. Получилось так, как должно быть при капитализме. Во всех остальных сферах экономики Украины в те годы был еще чуть-чуть социализм.
— Ты создал тогда самый крупный провайдер, а затем продал его известному банку. По условиям соглашения тебе было запрещено три года заниматься провайдерским бизнесом. Не мелькала ли мысль о прощании с интернетом?
— С запретом я согласился, но уходить из интернета у меня никакого желания не было, потому что все только начиналось. Это были 2002—2003 годы, мне только стало интересно. С одной стороны, я не мог заниматься ничем, что связано с доступом в сеть. С другой стороны, все, что касается информационного наполнения сети, в то время в Украине не могло приносить достаточно денег. Тогда я нашел нишу — решил заняться рынком хостинга и доменных регистраций. Эти виды онлайна не подпадали под действие подписанного мною документа.
«Любая неудача — плата за какой-то опыт и знания»
— В украинском интернете твои компании знаковые. Объясни, пожалуйста, читателям, что такое регистратор и хостер.
— Хостер — компания, которая размещает у себя ваши сайты и делает их доступными для посетителей, то есть предоставляет вам на определенных условиях технические мощности. Регистратор доменов — более сложная сущность. Сначала нужно понять, что такое домен, а это непросто.
Сегодня домен — фактически единственная цифровая собственность в интернете, единственное, чем вы там можете владеть. Все остальное, что создадите в сети, будет построено на этом фундаменте. «Домен» — слово очень старое и означает феодальный участок земли, данный в бессрочное пользование на каких-то условиях. Это очень точно описывает происходящее в интернете.
Домены — как участки земли. Можете его взять, на определенных условиях он будет принадлежать вам бессрочно, при этом на него не распространяется право собственности в традиционном понимании. Вы имеете возможность построить на данном участке свой ресурс. Вот Google купил домен за 10 долларов и на нем построил компанию, которая стоит миллиарды. Но все это воздвигнуто на участке под названием google.com. А регистратор — компания, регистрирующая, кому и на каких условиях принадлежат последовательности букв, которые мы используем для адресации в интернете, то есть названия сайтов.
— Твоя компания держит около трети рынка Украины. Чем объясняешь такой успех?
— В интернет-бизнесе большое значение имеет репутация. По своей природе регистратор — компания, торгующая доверием, это похоже на банк. Банк может быть далеко, он может быть неудобный, может не предоставлять каких-то продуктов, но вы ему доверяете. С другой стороны, каким бы банк ни был замечательным, но если вы ему не верите, то свои деньги туда не принесете. То же самое с регистрацией доменов. Домен-то стоит недорого, 70—90 гривен. А то, что вы на нем построили, ваш ресурс, ваш сайт, вы в него вложили деньги, огромное количество усилий и времени — это стоит дорого. И все держится фактически на репутации регистратора. Поэтому репутация имеет значение.
— Александр, быть самым влиятельным человеком интернета Украины — в тягость или в радость?
— Не знаю… Дело в том, как я к таким оценкам отношусь. Что значит «самый влиятельный»? Мне кажется, данный титул как-то не определен. Во всяком случае, на меня это не сильно влияет, я этого не чувствую.
— Как ты пережил кризис?
— Как и все, тяжело. Но пережил. Ницше говорил: «Все, что нас не убивает, делает нас сильнее». Так и нужно к этому относиться.
— А как себя чувствует в нынешних условиях украинский интернет-бизнес?
— Хорошо. Не было бы счастья, да несчастье помогло. Украинский бизнес гораздо больше ориентирован на внешний мир, чем, скажем, российский. Украинцы сейчас массово пытаются строить сервисы, компании, экспортирующие продукт. Я считаю, что для Украины это магистральный путь развития. Потому что у нас с энергоносителями не очень сложилось. Что мы могли бы предложить миру? Какое место могли бы занять?
У нас есть две вещи: сельское хозяйство и мозги. И в первом, и во втором случае у Украины конкурентов не очень много. Но так уж сейчас сложилось, что сельское хозяйство все-таки далеко не так востребованно, как мозги. Их в мире очень не хватает. Здесь крайне важно понять, что если мы эти мозги не сохраним и не научимся экспортировать продукты их деятельности, то нам придется экспортировать сами мозги. А они — медленно возобновляемый ресурс.
— Были у тебя неудавшиеся проекты?
— Конечно. Но любая неудача — это плата. Ты просто платишь за какой-то опыт и знания. В этом смысле я исповедую принцип, что за одного битого двух небитых дают. У меня был случай, еще в ранние предпринимательские годы. Мы с товарищем одолжили денег одной знакомой. По тем временам (начало 90-х годов) огромную сумму — 15 тысяч долларов. Столько стоила хорошая трехкомнатная квартира.
— Под честное слово?
— Тогда не было других механизмов. Дали ей взаймы, а у нее случилась какая-то неприятность. На знакомую, как у нас водится, «наехала милиция», и женщина сбежала из страны. Мы пришли к товарищу, который был намного старше нас, стали плакаться на жизнь. И он спрашивает: «А ты уверен, что она тебе хочет отдать эти деньги?» — «Хочет, я уверен». Приятель говорит: «Ты случайно не знаешь, у нее уже были такие истории в жизни, что она оставалась голая и босая?» Отвечаю: «Ну да, слышал, вроде это уже третий или четвертый раз». «Чего же ты переживаешь?» — удивился товарищ. И действительно, кем становятся разорившиеся миллионеры? Есть американская статистика: они, конечно же, опять становятся миллионерами. Так на самом деле и получилось.
— Потому что рабочий, потерявший работу, думает, где бы ему трудоустроиться, а миллионер, потерявший миллион, думает, как бы ему заработать миллион, правильно?
— Не только. Он еще обладает определенным объемом знаний, навыков и так далее. Любая неудача — это путь к успеху.
— Твоя любимая книга принадлежит перу ливанского интеллектуала Нассима Талеба и называется «Черный лебедь». Автор именует «черным лебедем» явление, о котором человечество просто не подозревает. Когда появляется «черный лебедь», считает Нассим Талеб, меняется картина мира и инвестиций. Те, кто догадался о его существовании, что называется, снимают кассу. Удалось ли тебе поймать хоть одного «черного лебедя»? Разглядеть новое и неизведанное и вложить туда деньги?
— Это не моя любимая книга, просто лучшая из последних, которые я читал. Она очень актуальна именно для текущего момента истории. Сейчас мир так быстро меняется, и в нем всплывает такое большое количество «черных лебедей» вроде Google, Facebook и других, которые меняют картину мира. На самом деле Талеб в своей книге не говорит о том, что угадавший «черного лебедя» заработает все деньги мира. Он имеет в виду другое: если помнить, что такие «лебеди» бывают, можно деньги не потерять. Это две совершенно разные вещи. Сама философия книги заключается в том, что всегда нужно помнить о существовании в мире неопределенности.
— Именно поэтому, считает Нассим Талеб, долгосрочные прогнозы невозможны.
— Да. Однажды мы отмечали Новый год, и мой товарищ (он работал директором по продажам крупной западной корпорации), произнося тост, сказал: «Когда закончил школу, я мог представить свое будущее как угодно: что буду космонавтом, что полечу на Луну или на Марс, что стану подводником. Но я точно не мог предугадать, что буду директором по продажам одной из глобальных западных корпораций». Это о том, насколько наш мир плохо прогнозируемый. Разрушение Советского Союза — типичный «черный лебедь». Поэтому мне кажется, что бизнесмен должен не столько пытаться поймать «черного лебедя», сколько приспособиться к его появлению и не прозевать этот момент.
P. S. Полный текст интервью с Александром Ольшанским можно найти на сайте prostranstvo.kiev.ua
Подготовил Сергей КУРГАН, «ФАКТЫ»
10312Читайте нас в Facebook