Борис Грачевский: «В „Городке“ у Олейникова и Стоянова было совершенное единство»
Первой ролью Ильи Олейникова был барсучок. Юный артист начинал свою карьеру в Кишиневском кукольном театре. Правда, долго удержаться там не сумел. Всему виной высокий рост Ильи Олейникова — 190 сантиметров, который мешал ему прятаться за ширмой. Оставив «кукольную» сцену, Олейников, всю жизнь отличавшийся веселым нравом, решил попробовать себя в цирковом училище. С работой клоуна тоже не сложилось, зато в жизни артиста появилась эстрада. Говорят, сам Аркадий Райкин, увидев однажды выступление начинающего эстрадного исполнителя Ильи Клявера, предсказал ему большое будущее. Так и случилось, только спустя двадцать лет. Любовь зрителей и популярность пришли к Илье Олейникову вместе с программой «Городок» и дуэтом с Юрием Стояновым. Их союз долгие годы считался самым успешным на российской эстраде. После ухода из жизни Ильи Олейникова популярный «Городок» закрыли. Без одного из двух актеров, создавших программу, существовать она не могла.
Страшная болезнь мучила Илью Олейникова последний год жизни. Он ушел через несколько месяцев после того, как ему исполнилось 65 лет. Принимать поздравления от поклонников и друзей Илье Львовичу было уже очень тяжело. Рак легких практически отнял у него голос. Его «голосом» стала супруга Ирина, с которой он счастливо прожил почти 40 лет. В последних выпусках «Городка» актер уже не мог говорить, его озвучивал другой артист. Илья Олейников попал в больницу прямо со съемок с диагнозом воспаление легких. Он был подключен к аппарату искусственной вентиляции легких, введен в состояние искусственного сна и в сознание так и не пришел…
— Я познакомился с Илюшей Олейниковым более 30 лет назад, — вспоминает близкий друг актера российский режиссер, сценарист, создатель детского киножурнала «Ералаш» Борис Грачевский (на фото). — В то время он даже не был еще Олейниковым, а носил свою фамилию Клявер. Илья работал в дуэте с Романом Казаковым, с которым был очень дружен. Взлет этого дуэта начался после того, как ребята стали сотрудничать с Владимиром Винокуром. По-моему, Винокур и посоветовал Илье взять фамилию жены Ирины Олейниковой.
В 70-е годы была очень популярна эстрадно-пародийная программа «Нет ли лишнего билетика». А в 1977-м дуэт «Казаков и Олейников» стал лауреатом очень престижного Всесоюзного конкурса артистов эстрады. Именно тогда коронным номером дуэта была миниатюра, в которой Роман Казаков произносил фразу: «Вопрос, конечно, интересный!» В это время мы стали дружны с Илюшей. Он часто говорил: «Борис, мы с тобой люди одной тональности».
— Илья Львович всегда с любовью вспоминал о своем детстве, проведенном в Кишиневе.
— Илюша любил этот город, называл его своей родиной. Рассказывал, что семья его жила достаточно бедно в деревянном небольшом доме. Наверное, своим темпераментом Илья пошел в папу, который был отличным мастером по изготовлению хомутов. Льва Клявера за его яркий характер знал весь Кишинев. А мама Ильи была тихой, спокойной женщиной. Видимо, творческие корни бушевали в Илюше всегда. Закончив школу, он поехал в столицу поступать в Московское государственное училище циркового и эстрадного искусства на отделение клоунады. Потом отслужил армию и вернулся опять в Кишинев. Илья попал в филармонию и стал работать в ансамбле «Зымбет», что означало «улыбка». Рассказывал, что за время его «службы» в филармонии случилось много забавных историй, в основном связанных с тем, что многие артисты, гастролировавшие по Советскому Союзу, любили выпить. В общем, времена были непростые, но Илюша всегда понимал, что по-настоящему реализоваться сможет только в столице. Он работал в «Москонцерте», а затем переехал в Питер. Тогда и началась его карьера на эстраде.
— К тому времени Илья Олейников даже успел сняться в кино.
— О, это была совершенно крохотная роль в картине «Трембита», которая досталась Илюше благодаря его учителю в цирковом училище Евгению Веснику. Фильм снимался в Карпатах, там играли замечательные актеры Иван Переверзев, Ольга Аросева, сам Весник. По-моему, у Ильи была в картине всего лишь одна фраза, но его рассказы о съемках забыть нельзя. Особенно сочно он описывал великого Переверзева, который любил выпить лишнего. Сам же Илюша никогда не злоупотреблял. Он вырос в стране виноградников и любил красное вино.
— Часто бывает, что юмористы в повседневной жизни оказываются довольно мрачными, неразговорчивыми людьми.
— Это к Илюше совершенно не относилось. Он и в жизни был таким, каким его любили зрители: веселым, лукавым, смешливым. Помню, когда мы встречались, тут же набрасывались друг на друга и выдавали шутки, услышанные за последнее время. Мне всегда казалось, что Илью трудно вывести из себя. В любой ситуации у него находились аргументы, часто забавные, чтобы не расстраиваться. Очень сильно он горевал только, когда трагически ушел из жизни его партнер Роман Казаков. Илюша долго не мог прийти в себя, потом стал искать нового партнера. Работал с Сергеем Стремлянским, но это не имело большого успеха. Илья, конечно, прекрасно понимал, что ситуацию надо менять. Чудо случилось в начале 90-х годов.
— Вы имеете в виду встречу Ильи Олейникова и Юрия Стоянова?
— Именно. Илюша очень любил вспоминать историю, которая произошла во время их знакомства. Это случилось на съемках фильма «Анекдоты», где параллельно работали Олейников и Стоянов. Дело было летом, и когда подошло 10 июля, Илюша, как и положено имениннику, притащился на съемки с большой сумкой, нагруженной водкой. В этот же день с такой же сумкой и напитками появился и Юра Стоянов. Илюша возмутился, мол, сегодня мой день рождения, я всех угощаю! Стоянов удивился: «Так у меня же тоже сегодня день рождения!» Оказалось, что они родились в один и тот же день и месяц, только с разницей в десять лет. С того застолья и началась дружба Ильи и Юры, а через несколько лет родилась популярная программа «Городок». Я всегда восхищался отношениями между Олейниковым и Стояновым — они действительно очень трепетно относились друг к другу, это была настоящая мужская дружба. Открою вам эстрадную тайну. Это вечная история дуэтов, когда партнеры тихо ненавидят друг друга. Но у ребят такого никогда не было. У них было совершенное единство во всем, что касалось творчества. Если одному что-то не нравилось, то с ним полностью соглашался другой. При этом в дуэте никогда никто себя не выпячивал, главного не было.
— Работа в «Городке» обоим принесла не только популярность, но и финансовое благополучие.
— Думаю, да. По крайней мере, до этого семья Илюши жила достаточно скромно, в небольшой квартире. У Ильи никогда не было роскошного авто. Собственно, он так и не научился водить машину. Первый автомобиль, на который они с женой скопили деньги, был «Запорожец». За рулем всегда находилась супруга Илюши Ирина, а потом сын Денис. Когда «Городок» стал популярен, его актеры, конечно, могли уже себе многое позволить. Олейников построил загородный дом под Питером — большой, красивый, который очень любил. Хозяйкой в нем была Ирина, всю жизнь посвятившая супругу.
— Она ведь бывшая певица?
— Да. Вообще-то, до Ирины Илья был дважды женат, но состоял в фиктивных браках. Все это делалось ради московской прописки. С Ирой он познакомился во время своего концерта, когда еще был в составе кишиневского фольклорного ансамбля. Ирина родом из Петербурга, и вскоре Илья тоже перебрался к ней.
За несколько лет до смерти Илья записал сольную пластинку «Мой шансон», в которую вошли и песни Ирины. Олейников любил заниматься сочинительством, его песни есть даже в репертуаре Эдиты Пьехи и Надежды Бабкиной. У Илюши была еще одна мечта — сделать собственный мюзикл. И он таки ее воплотил, поставив «Пророк». Работа над ним шла в Белоруссии, и Олейников истратил на мюзикл практически все свои финансы. Он написал музыку и очень верил в этот проект, но, к сожалению, «Пророк» большого успеха не имел. Конечно, это тоже подорвало здоровье артиста.
— Говорят, Илья Львович не смог побороть свою привычку курить?
— Курил всегда очень много, так и не справившись с этим пагубным пристрастием. Шутил даже, что не занимается спортом, поскольку это мешает ему получать удовольствие от курения.
— Однажды Юрий Стоянов и Илья Олейников снялись в вашем «Ералаше»…
— С этим была связана смешная история. Стоянову по сюжету надо было убегать с порванными штанами. Юра категорически отказывался. Я ему говорю: «Юра, у меня даже Леонов голым снимался». А он уперся и ни в какую. Тогда я позвал своего художника по костюмам, и он сделал для Стоянова специальные трусы, но во время съемок они все равно разошлись, и Юра светил своим голым задом. Потом, уже смирившись с ситуацией, он подошел ко мне и сказал: «Так и знал, что будет по-твоему». Илья наблюдал за этим издалека, и я видел, как он тихо ржал над всем, что происходило со Стояновым.
— Когда вы виделись с Ильей Львовичем последний раз?
— Это было незадолго до его смерти. Илья себя очень плохо чувствовал. Мы вместе снимались в картине «Мексиканский вояж Степаныча», жили в одной гостинице. Все время горевали, что у нас не было совместных сцен. Зато по вечерам мы собирались у него или у меня в номере и болтали о жизни. Илья держался молодцом, старался не показывать, как тяжело ему дается каждый съемочный день. У него уже начал пропадать голос. Он понимал, что его ждет, но никто из друзей старался об этом не заговаривать.
После этих съемок здоровье Илюши стало резко ухудшаться. Он попал в больницу, вообще не мог говорить. Прошел серьезное лечение, но восстановиться уже не смог. Знаете, ни я, ни все те, кто общался с Ильей, не смогут забыть этого замечательного, доброго, большого человека. Есть люди, которые, появляясь, приносят с собой солнце. Илья был именно таким.
4471Читайте нас в Facebook