Сергей Будник: «Мы разрешим ездить в городе со скоростью 80 километров в час, когда уберем зазор в 20 километров»
Одной из самых насущных и обсуждаемых тем уже много лет является безопасность дорожного движения. Ведь только с начала нынешнего года на дорогах Украины произошло 25 тысяч ДТП, в которых 3700 человек погибли и около 30 тысяч были ранены. Уровень смертности в ДТП в нашей стране в 3—4 раза превышает показатели европейских стран. О том, какие изменения в законодательстве Украины планируются и какие приняты в последнее время, а также об особенностях работы ГАИ в городах читателям «ФАКТОВ» рассказал во время прямой линии начальник Центра безопасности дорожного движения и автоматических систем при МВД Украины Сергей Будник.
*Сергей Будник и главный редактор «ФАКТОВ» Александр Швец во время прямой линии (фото Сергея Даценко, «ФАКТЫ»)
— Валерий Гаврилович, киевлянин. Мой водительский стаж — 35 лет. У нас в Киеве, по-моему, слабо регулируется движение, из-за чего машины, сокращая дорогу, то и дело ездят по дворам. Мы выходим из дому, а тут машина летит, в то время как улица рядом полупустая. И так не только в нашем районе. Может быть, надо более активно регулировать движение?
— Все, что касается порядка на дорогах в населенных пунктах, находится в компетенции коммунальных предприятий. Госавтоинспекция, как гласит закон, осуществляет контроль и государственный надзор за выполнением норм и стандартов организации дорожного движения, согласовывает соответствующие проекты по строительству, реконструкции и ремонту тех или иных участков дороги.
Да, сегодня в Киеве есть проблема, связанная с отсутствием автоматической системы управления дорожным движением. Во времена Советского Союза первая такая система была установлена именно в нашем городе, но, к сожалению, она не нашла своего развития. И сегодня мы возлагаем большие надежды на Киевскую горгосадминистрацию, которая работает над тем, чтобы возобновить эту систему и повысить ее эффективность.
Задача состоит в такой организации дорожного движения, чтобы обеспечить наибольшую пропускную способность улиц. Для этого разрабатываются соответствующие маршруты, создается и развивается дорожная инфраструктура.
Система включает и применение «умных светофоров», камер, которые отслеживали бы потоки транспорта, обеспечивая наибольшую пропускную способность, и строительство тоннелей, мостов и эстакад для разделения потоков машин, наличие информационных табло, извещающих водителей, где впереди затор и как его можно объехать.
— Василий Петрович из Шумска Тернопольской области. В нашей школе не хватает литературы, обучающей детей правилам безопасного поведения на дороге. Нет и плакатов — ни в детских садиках, ни в школах. Скажите, пожалуйста, где можно их приобрести? И кто их разрабатывает?
— Благодарю за вопрос и хочу сообщить, что нашим центром наработан комплект из 12 плакатов для «Уголка безопасности дорожного движения». В него входят также методические рекомендации для учителей, которые будут обучать детей правилам дорожной безопасности в курсе «Основи життєдіяльності», а для учеников 1—4-х классов подготовлены «Робочі зошити» по изучению Правил дорожного движения, согласованные с Министерством образования и науки.
Информация об этом размещена на сайте Госавтоинспекции. В Центре безопасности дорожного движения тоже могут рассказать, куда надо обратиться за методической литературой.
— Добрый день. Я вам звоню из Киева, Михаил я. Раньше в столице движение было организовано более толково, по-моему. Например, на больших магистралях в летний период разрешалось ездить со скоростью 80 километров в час. Не собираетесь вернуться к такому режиму, пусть хоть по крайней левой полосе?
— Разрешим! Но только когда уберем зазор в 20 километров.
— А когда вы его уберете?
— В законе об автоматической фиксации и в других законопроектах, которые уже находятся в Верховной Раде, есть предложения уменьшить этот зазор. Понимаете, если мы сейчас скажем, что по проспекту Победы можно ехать в левом ряду со скоростью 80, сразу все будут 100 выжимать! Нашим водителям нельзя разрешать ехать чуть-чуть быстрее. Вон какая дискуссия развернулась, когда в прессе прозвучало предложение Ассоциации велосипедистов, ограничить в городах скорость до 50 километров в час!
— Не легче ли сделать велосипедные дорожки?
— Конечно, они необходимы. Однако важнее так организовывать дорожное движение, чтобы обеспечить пропускную способность улиц. Ведь, в принципе, по Киеву сегодня можно двигаться со скоростью 60 километров в час. Но в час пик больше 10-ти не разовьешь. Думаю, все бы хотели и в часы пик ехать 40 километров в час, а не стоять. Для этого всем участникам движения нужно быть сознательней.
— Прямая линия? Меня как маму маленького ребенка интересует такой вопрос. Раньше машины ГАИ сопровождали автобусы с детьми, например, едущими на отдых. Сейчас же вышел закон об админуслугах, в котором не предусмотрена такая функция ГАИ. Скажите, пожалуйста, кто это будет делать?
— Мы. Соответствующий указ Президента обязывает Госавтоинспекцию обеспечивать сопровождение детей, отправляющихся на отдых или на экскурсии. Другое дело, что иногда у нас не хватает технических возможностей, но, если едет больше двух автобусов, ГАИ обязательно будет делать это. За год мы обеспечиваем более 200 тысяч таких сопровождений. Бесплатно! Это не административная услуга.
В остальных случаях эскорт из машин ГАИ оценивается как хозяйственная услуга, и за нее установлена определенная оплата. В ближайшее время должен выйти закон о перечне административных услуг. Сопровождение в этот список входить не будет. Эта функция останется хозяйственной и платной, но не в отношении ДЕТЕЙ!
— Николай, Евпатория, Крым… Меня интересует такой вопрос: в правилах говорится, что перед пешеходным переходом следует замедлить движение, а при необходимости — остановиться. Если на дороге с тремя полосами в каждом направлении я еду в крайней правой, а пешеходы ступили на крайнюю правую с противоположной стороны, должен ли я остановиться или могу потихоньку ехать?
— В такой ситуации вы можете ехать, хоть это зависит и от скорости пешехода. В среднем она равна 4,6 километра в час. Нужно выбрать безопасное расстояние, ведь кто-то в другом ряду может и не увидеть пешеходов и вылететь просто на них. Поэтому всегда лучше перестраховаться. Тем более если речь идет о ребенке — он же может и побежать.
— Кстати, не все водители согласны с приоритетом пешехода и считают, что нужно повернуться лицом к человеку за рулем. Почему пешеход «всегда прав» и позволяет себе бегать там, где хочет?! В Гражданском кодексе есть, на мой взгляд, абсурдная норма: если ДТП произошло по вине пешехода, водитель все равно должен возмещать ему ущерб.
— Но ведь автомобиль — это источник повышенной опасности. Отсюда и норма. Надо страховаться, и тогда компенсацию пешеходу будет выплачивать страховая компания… Во многих странах, например, пешеход не имеет приоритета, как у нас. Мы были недавно в Китае, так там вообще пешеходов никто не пропускает! Неприятно…
— Здравствуйте, Сергей Иванович, я Валерий Ильич из Днепропетровска. Недавно приняли предложение о том, чтобы ездить в течение полугода за городом с включенным ближним светом… А почему тогда вы не разрешаете устанавливать на машине ходовые огни?
— К сожалению, в Правилах есть такая норма, что внешние световые приборы должны быть предусмотрены конструкцией транспортного средства. И когда мы видим на «Жигулях» 2001 года выпуска какие-то огни, то, извините, это уже вмешательство в конструкцию автомобиля. И неизвестно, насколько при этом обеспечена безопасность.
Конечно, приборы могут быть сертифицированы и отвечать требованиям стандарта по всем параметрам, но кто может гарантировать, что они установлены правильно?
— Добрый день, Сергей Иванович. Светлана Павловна, город Киев. Скажите, пожалуйста, ваша структура следит за качеством наших автомобильных дорог, реагирует как-то на бесконечные ямы? Сообщают, что в последнее время у нас увеличилось число ДТП со смертельным исходом. Я — водитель, и сама не раз попадала в ситуацию, когда из-за ямы на дороге чуть не выскакивала на полосу встречного движения… Указывает ли ваша структура дорожникам на недоработки?
— Госавтоинспекция, в соответствии с законом, проводит весенне-летний и осенне-зимний осмотры улиц и дорог в составе комиссии, в которую входят также представители «Укравтодора». Это касается дорог, находящихся в ведении этой организации и коммунальных предприятий, которые эксплуатируют улицы и дороги населенных пунктов и входят в систему органов местного самоуправления. По результатам осмотров мы выписываем обязательные для выполнения предписания, в том числе и на проведение ремонта дорожного покрытия, установку, ремонт или замену светофоров, дорожных знаков, ограждений, освещения — в первую очередь пешеходных переходов… И поверьте, эту работу мы проводим очень тщательно.
— А в случае невыполнения?..
— За невыполнение предписаний предусмотрена ответственность, и мы составляем административные протоколы… По итогам одного осмотра порядка пяти тысяч руководителей служб привлекаются к ответственности за ненадлежащее содержание дорог. К сожалению, львиная доля таких протоколов отменяется судами, куда жалуются должностные лица, ссылаясь на отсутствие финансирования для этих потребностей.
— То есть круг замкнулся: финансирования нет — и нет выхода. В прессе писали, что ямочного ремонта требуют еще два миллиона квадратных метров дорожного покрытия.
— Поверьте, мы реагируем.
— По проверке состояния алкогольного опьянения можно задать вопрос? Это Александр из Чернигова. Вот Верховная Рада только что приняла закон, а уже звучат мнения, что увеличатся, соответственно, взятки за неоформление протоколов. Потому что инспекторы, не имея алкотестеров, предлагают водителям ехать в больницу на проверку к своему врачу. И люди, часто абсолютно трезвые, но не имеющие лишнего времени, откупаются.
— В законе написано, что сначала инспектор должен в присутствии двух понятых предложить водителю проверку на алкотестере и, если тот не согласен с показаниями, везти его в медицинское учреждение.
— А если у инспектора нет алкотестера?
— Да, к сожалению, у нас еще не все экипажи ими укомплектованы. Поверьте, мы по мере финансовых возможностей решаем эту проблему.
— Сколько стоит один алкотестер?
— Те, что применяются у нас, — порядка 16 тысяч гривен. Это алкотестер «Драгер» с функцией распечатки результата. Он включен в перечень оборудования, применяемого при осмотре… В основном нетрезвые водители ездят вечером, ночью и утром. Поэтому стараемся максимально обеспечить алкотестерами бригады, которые патрулируют в это время.
— Это Богдан, Киев. Меня очень интересует, почему на полосе, выделенной для движения автобусов, работают парковки? Например, на улице Красноармейской установлен знак, что парковка должна быть на тротуаре, а парковщики ее устроили на дороге. И гаишники говорят: а что мы можем сделать, накажешь — тут же перезвонят, и нас могут уволить с работы. Просто интересуюсь: будет ли наводиться порядок? Ведь так происходит не только на Красноармейской.
— В Верховной Раде сейчас находится законопроект, одно из положений которого предусматривает эвакуацию автомобилей, оставленных на полосах движения общественного транспорта, возле учреждений медицины, милиции или аварийно-спасательной службы и мешающих выезду транспортных средств этих служб в экстренных случаях, а также движению пеших инвалидов.
— Очень многих волнует еще одна проблема: Киев задыхается в смоге, а выхлопы автомобилей ГАИ никак не контролирует.
— Причина — в отсутствии технических средств для измерения. Да и как вы предлагаете обосновывать остановку автомобилей для проверки? Опять скажут, что ГАИ придирается… Два года назад мы смогли закупить всего 27 передвижных лабораторий для контроля технического состояния машин. Там есть и дымомер, и люксометр, измеряющий степень тонирования, и прибор, оценивающий свет фар на соответствие стандарту…
— А они хоть раз использовались, эти лаборатории?
— Они постоянно работают. Но если такая лаборатория одна на весь Киев, как вы думаете, можно ли повлиять на загазованность? Ее сотрудники не несут службу на дороге, они выезжают на серьезные ДТП и на отработки. Скажем, в ходе операции «Автобус» лаборатория курсирует по автобусным паркам, для того чтобы контролировать уровень СО. В комплексной программе обеспечения безопасности дорожного движения на период до 2016 года запланирована покупка еще 90 таких лабораторий.
— Предусмотрена ли в новом законопроекте о фотофиксации мера, применяемая во многих странах мира: регистрация нарушений парковки? Скажем так: инспектор приехал, увидел неправильно припаркованный автомобиль, сфотографировал, тут же квитанцию положил под дворники и уехал.
— К сожалению, по закону инспектор должен выписать штраф водителю лично. А у нас как? К примеру, я наблюдал очень много таких ситуаций: бросил водитель автомобиль, увидел возле него инспектора и не подходит, пока тот не уйдет. В ближайшее время обнародуем новый законопроект, касающийся нарушений правил парковки. В России очень эффективно работает прибор «Паркон», сделанный на основе «Визира». Он стационарно устанавливается на торпедо служебного автомобиля ГАИ, и в местах, где стоит знак запрета стоянки, инспектор, проезжая, фотографирует припаркованные машины. Через десять минут, по истечении разрешенной пятиминутной остановки, проезжает второй раз. Потом нарушителям приходят «письма счастья». Очень эффективно работает.
Прямую линию подготовили Александра КИБКАЛО и Светлана ОЛЕФИР, «ФАКТЫ»
3098Читайте нас в Facebook