«не все моряки «фаины» получили одинаковые награды, но это справедливо», -
За личное мужество и стойкость, проявленные в условиях пиратского плена, все члены интернационального морского экипажа удостоены отличий уполномоченного Верховной Рады Украины по правам человека.
Награждение прошло в зале Одесского городского совета. Сюда прибыли практически все моряки «Фаины». Несколько человек не смогли присутствовать по состоянию здоровья, им награды будут вручены в индивидуальном порядке. В Одессу из Санкт-Петербурга специально прилетели Виктор Никольский, исполнявший обязанности капитана, а также четвертый механик Антон Тарасов. Награда их земляку, 48-летнему капитану Владимиру Колобкову, скончавшемуся в первые дни пленения (сентябрь 2008 года), была накануне вручена его супруге в Генеральном консульстве Украины в Санкт-Петербурге.
Помимо капитана, высшего отличия украинского омбудсмена, знака «За мужество», удостоены шестеро моряков — граждан Украины, а также старший помощник Виктор Никольский. (Летом минувшего года такой чести удостоили экипаж освобожденного из пиратского плена судна «Леманн Тимбер». ) Остальных тринадцать моряков «Фаины» уполномоченный по правам человека отметила Почетными грамотами — «За стойкость, проявленную в условиях пиратского плена».
«Экипаж разделили на более и менее мужественных»
Принявший участие в церемонии награждения временно исполняющий обязанности мэра Одессы Анатолий Ворохаев поблагодарил моряков за проявленную силу духа и вручил им памятные сувениры. Он выразил мнение, что правительство Украины и мировое сообщество должны сделать выводы из произошедшего: «В XXI веке слово «пиратство» не должно звучать».
Поздравляя «фаиновцев», Нина Карпачева подчеркнула, что в таком тяжелом положении моряки сохранили достоинство, честь судна и своей страны. Она сообщила также, что за одного из самых молодых членов экипажа — стюарда Роланда Мгеладзе — «уже готовы были заплатить выкуп, но он отказался и остался с командой до конца».
- Я очень признателен всем, кто так или иначе принял участие в нашей судьбе, помог выжить и выбраться из плена, — сказал старший механик Алексей Хархалуп. — Считаю, что немалая заслуга в этом и журналистов. Однако самая большая признательность — нашим родным и близким.
21-летний моторист Артем Гиржев полон оптимизма, ему уже предложили должность третьего механика на судне: «Сдам экзаменационную сессию, и сразу — в рейс», — улыбается парень.
Между тем мама Артема Ольга Гиржева рассказала, что пока ее сын-пятикурсник находился в плену, его отчислили из Одесской морской академии за неявку на сессию и неуплату стоимости контрактного обучения. Сейчас решением этого вопроса занимается руководство вуза. Помимо прочего, мать пожаловалась на резкое ухудшение зрения у Артема, вероятно, на нервной почве.
- Экипаж «Фаины» искусственно разделили на более и менее мужественных, — недовольна Ольга Гиржева тем, что некоторых моряков поощрили более высокими наградами. — Надеемся, что эту несправедливость заметит Президент Украины, который тоже обещал отметить ребят.
- Не все получили одинаковые награды, но это справедливо, — убежден Виктор Никольский, исполнявший на судне обязанности капитана. — Кто-то в течение четырех с лишним месяцев исполнял то, что его заставляли делать, а кто-то мужественно отказывался во благо общего дела
В 2008 году 60 кораблей были захвачены сомалийскими пиратами
По завершении церемонии моряки встретились с представителем судовладельца, чтобы обсудить вопросы выплаты компенсаций. Узнать подробности этой встречи от членов экипажа не удалось. «Нам запретили рассказывать информацию посторонним», — объяснили они.
Более разговорчивым оказался представитель судовладельца (он же — один из руководителей крюингового агентства «Томекс») Виктор Муренко, заявивший на брифинге:
- Помимо зарплаты и затрат на лечение, моряки получат компенсацию в виде ста процентов базового оклада за время нахождения в плену (то есть зарплату в двойном размере). Каждому полагается до трех тысяч долларов за потерю личных вещей. К концу марта они получат все выплаты.
Относительно вопроса компенсации морального ущерба Виктор Муренко недоумевает:
- Не понимаю, в чем именно заключается моральная вина судовладельца, за что он должен платить? Эти пираты сознательно затягивали переговоры, потихоньку снимая с судна груз
В то же время Нина Карпачева заявила, что настаивает на ответственности всех, кто отправляет в зону сомалийского пиратства свои корабли. Они обязаны обеспечивать суда охраной. Ведь только в 2008 году 200 кораблей подверглись нападению, а 60 реально были захвачены сомалийскими пиратами.
- Есть еще статья расходов — оплата лечения, — коснулась омбудсмен вопросов компенсационных выплат, — до 130 дней за счет судовладельца. В подобных случаях более активную позицию должны занимать морские профсоюзы. Именно они обязаны помочь морякам оформить исковые заявления в суд и обеспечить поддержку — для взыскания с судовладельца выплат за моральный ущерб.
Напомним, до сих пор не получили компенсационных выплат моряки другого судна — «Леманн Тимбер», которое было захвачено пиратами 28 мая и освобождено 15 июля 2008 года.
315Читайте нас в Facebook