Дмитрий Шимкив: «Я понимал, что, принимая людей на работу, несу ответственность перед ними и их семьями»
Сегодня компьютеры есть не только во всех офисах, но и в большинстве квартир. Многие люди даже не задумываются, что общение с компьютером ведется через его операционную систему. Чаще всего это Microsoft Windows. К развитию и распространению этой системы имеют отношение и наши соотечественники. «ФАКТЫ» продолжают совместный проект с доктором экономики и успешным предпринимателем Евгением Ленгом. Его передачи, посвященные вопросам развития IT-технологий, звучат на радио «Эра» и пользуются большой популярностью. Гости Евгения Ленга — наиболее известные и влиятельные люди отечественного информационного бизнеса. Недавно его собеседником был Дмитрий Шимкив.
Дмитрий Шимкив родился в сентябре 1975 года во Львове. Окончил Львовский государственный университет «Львiвська полiтехнiка». Имеет диплом по радиоэлектронике, информационным технологиям и телекоммуникациям. Предприниматель, новатор и профессионал с 20-летним опытом работы в сфере информационных технологий в Украине, Европе и США. Пришел в «Microsoft Украина» в 2007 году на должность директора по продажам в корпоративном сегменте. В 2009 году возглавил представительство корпорации Microsoft в Украине. Входит в Организацию молодых президентов, в правление Американской торговой палаты Украины и правление Благотворительного фонда Богдана Гаврилишина. В 2012 году в ежегодном рейтинге «ТОП 100″ финансово-экономического издания «Инвестгазета» назван лучшим топ-менеджером Украины. Женат, воспитывает троих детей. Увлекается спортом, историей и искусством. Живет и работает в Киеве.
«Меня, третьекурсника, включили в группу преподавателей, собиравшихся на стажировку в США»
— Первый компьютер ты увидел в 14 лет у своего отца, который работал в Академии наук во Львове? Ты помнишь, что это было за устройство?
— Что-то наподобие Atari. Крышки нет, плата сверху, черно-белый микромонитор с мигающим курсором. Уже в Sinclair появился цвет, потому что использовался цветной телевизор. Появились первые игры — это то, что вначале привлекало. Затем, когда ты видишь, что компьютер что-то делает, тебе хочется создавать программы самому. Это затягивает.
— Первый раз ты познакомился с интернетом в 1995 году, во время своей поездки в Соединенные Штаты? Как туда попал?
— В 1994 году я пришел в бизнес-инкубатор во Львовской политехнике. Хорошо знаю английский язык, поэтому стал переводчиком. Там впервые познакомился с Word и Excel, увидел, что такое Office, перевел две книги по финансовому менеджменту и маркетингу. Качество моей работы понравилось студентам, которые организовывали курсы по предпринимательству. Они предложили присоединиться к группе учителей, собиравшихся на стажировку в США. Я был третьекурсником и попал в эту программу. Представляете, в то время в США едет какой-то студент третьего курса, потому что американцы сказали: хотят, чтобы он поехал! Причем заняли очень жесткую позицию: «Или он поедет, или это место не передается». Я побывал в США, увидел, что такое интернет, что такое компьютерная сеть для студентов и преподавателей университета. Обычно вечером, после ужина, они шли спать или в бар, а я брал такси и ехал в университет, компьютерные залы которого работали круглосуточно.
Я увидел громадные возможности, которые дает интернет, увидел, как организован процесс обучения, как строятся прикладные курсы по физике и химии, курсы архитекторов. Любой студент может начать собственный бизнес, и университет ему в этом помогает. Тогда я понял: хочу, чтобы такое было у нас в стране.
*"В Microsoft генеральный директор — полевой игрок, — говорит Дмитрий Шимкив. — Он не просто сидит в кабинете, у него и кабинета-то нет. Он в поле, вместе с командой. У клиентов, партнеров, выступает перед ними. Это фигура не на холме, а на передовой"
— Львов и Харьков — первые два города Украины, в которых появился интернет. Вернувшись из Соединенных Штатов, ты осуществил первый большой проект — обеспечил интернетом свой вуз.
— Да, и я очень благодарен Адриану Павликевичу — проректору, который преподавал телекоммуникации на соседней кафедре. Адриан Павликевич — гениальный человек, он много сделал для интернета в Украине, но мало кто об этом знает. Я записался к нему на прием и сказал, что искренне хочу построить все так, как это сделано в Массачусетском технологическом институте и в лучших университетах мира. Оказалось, во Львове уже была маленькая команда, которая работала с выделенной линией 28К. Сейчас смешно — всего три компьютера, Linux не было, был Unix. Мы изучали, как создавать интернет. Книжек не было, читали спецификации. Это очень интересно. Я горжусь тем временем, был безумный драйв.
— Третьекурсник политеха делает первые проекты, подключает свой вуз к сети — это действительно серьезно.
— В тот момент «Укртелеком» через польскую границу тянул оптоволокно. Мы во Львове подключились к интернету через Польшу, купили первое оборудование по сварке оптики, сами сидели и варили. Эта была прокладка компьютерной сети по всем стандартам.
— Навык не утрачен, если что? Сваришь оптику?
— Не вопрос! Это драйв, появление первых серверов, открытие первого web-сайта, поднятие почты. Построение системы безопасности университета: как мы должны масштабировать подключение факультетов, как развертываем компьютерную сеть, рабочие станции, это все активируем. Самое главное — импульс не просто университету, но и студентам: они получили доступ к информации, и многие бросили вызов преподавателям, которым, в свою очередь, пришлось двигаться быстрее.
— Что интернет дает для образования, понятно. Особенно для студенческого сообщества, профессоров. Принес ли тебе проект какие-то деньги, хотя бы карманные?
— Да, я получал маленькую зарплату.
«Я помню первый счет, который мы выставили, — 1900 долларов, круто!»
— Ты гордишься этим проектом до сих пор. Но там ты получал заработную плату, и тебя нельзя было назвать предпринимателем. А ты помнишь, как заработал свои первые предпринимательские деньги?
— Первый серьезный бизнес — когда я в 1999 году понял, что в Украине есть классные ребята, которые умеют программировать и которых вывозят за границу.
— А сколько ты вложил своих денег в стартап? Откуда их взял?
— Я до этого работал в Дании, у меня была стажировка, сэкономил немного. Вложил тысячи 3—4 долларов. Деньги пошли на аренду квартиры, у нас ведь нет гаражей американского типа.
— Да, в наших невозможно работать. Помнишь советские гаражи?
— Конечно. Так вот, мы арендовали квартиру в киевском районе Теремки, последний этаж 15-этажного дома. Жара 40 градусов, перегревается техника, а код нужно писать. Мы сидим в нижнем белье, бегаем в душ, все мокрые… У нас все общее, слушаем Dire Straits. Помню первый счет, который мы выставили, — 1900 долларов, круто!
— У каждого бизнеса есть свое начало. В этот момент ты уже считал себя предпринимателем?
— Да, вдруг понял, что я предприниматель в душе. Цель — не просто заработать деньги, хотя это тоже важно, иначе это не бизнес. Но всегда есть что-то большее, что хочешь сделать. Я к интернет-проекту отношусь, как к предпринимательству. Нам нужно было доказать всем, что мы можем быть самоокупаемыми. Есть поток денег входящий, поток денег исходящий, должна оставаться разница. Это сложно. А если нет входящих потоков, то надо найти источники финансирования.
— Какие черты характера и навыки позволяют человеку открыть собственный бизнес? Это умение или понимание, что ты в быстро изменяющемся мире можешь принимать решения и идти на риск?
— Это умение брать ответственность. И не только перед клиентом, но и перед сотрудниками. Я осознавал, что, когда создаю бизнес и беру людей на работу, несу ответственность перед ними и перед их семьями. У них есть дети и их нужно кормить.
— А как ты считаешь, прежде чем открыть свое дело, должен человек где-то поработать, набраться опыта? Или возможны разные пути становления предпринимателя?
— Есть разные пути. Приведу пример. Нам недавно рассказали о ребятах, которые в Индонезии сделали бизнес — мотоциклетное такси. Из-за пробок пользоваться таким удобней. Вижу возможность: люди хотят быстро добраться из точки, А в точку Б. Вижу решение — мотоцикл.
Предпринимательство — это умение видеть возможность на рынке и понимать, как ее реализовывать с оптимальными затратами, своей головой. И рискнуть. Нужен ли человеку опыт? Как правило, нужен. Но этот опыт может быть житейским. Есть люди, которые открывают новый бизнес, стартапы, не имея образования или багажа знаний. Возможно, некоторым это и не нужно, если они создают что-то прорывное.
— Первый твой бизнес-успех — продажа стартапа датской компании. Сумма сделки или количество в ней нулей до сих пор не разглашается?
— Не разглашается. Это очень скромные нули по нынешним временам. Но тогда это было довольно прилично.
«Не люблю подачки, предпочитаю вручить человеку лопату и научить копать»
— В «Microsoft Украина» ты пришел в 2007 году. Быстро освоился?
— Да. Безумно интересно! Вдруг окунаешься в динамичный и сложный мир.
— Что стало для тебя самым большим вызовом в Microsoft?
— Изменения в организации, быстрый рост бизнеса. В Microsoft генеральный директор — это полевой игрок. Он не просто сидит в кабинете, у него и кабинета-то нет. Он в поле, вместе с командой. У клиентов, партнеров, смотрит, как что развивается, выступает перед ними. Это фигура не на холме, а на передовой.
А теперь о сложностях бизнеса. У нас есть розница, сборщики компьютеров, средний и малый бизнес, образование, государство, крупный бизнес, решения инфраструктурные и связанные с производительностью, с базами данных, их обработкой. Есть виды бизнеса, которые не представлены в Украине. Платные сервисы, бесплатные сервисы, доля на рынке тех или иных продуктов. Управлять сложным бизнесом безумно интересно.
— Понравилась ли в Microsoft атмосфера, корпоративная культура?
— Конечно. Первое, что поражает, когда ты приходишь в Microsoft: все готовы помогать друг другу. Если бы меня спросили в 2002—2003 годах, буду ли я работать в Microsoft, сказал бы: «Да никогда в жизни!» К тому времени, как я принял решение работать в компании, она сильно изменилась.
— У тебя с самого начала не было собственного кабинета, а с конца 2012 года ты отказался и от рабочего стола. Не пожалел об этом?
— Иногда жалею. Когда что-то не получается, хочется уединиться.
— Ты убегаешь в переговорную?
— Иногда в кафетерий. Но самый большой вызов: когда негде спрятаться, ты собираешься с силами и бросаешься в бой, продолжаешь решать задачи.
— Чем для тебя стала благотворительность?
— Для меня благотворительность — это помощь другим в достижении того, чего добился ты сам. Или помощь тем, кто в силу разных обстоятельств не может двигаться и развиваться. Я не люблю подачки, предпочитаю вручить человеку лопату и научить копать. Мы даем талантливым ребятам возможность пройти практику в нашей компании. Это важнее разовой стипендии.
— Дмитрий, что такое украинский офис Microsoft?
— Это суперкоманда из более 150 ребят, которые имеют общие ценности. Нас объединяет миссия, она придумана нами и звучит так: «Создать возможности для Украины реализовать свой потенциал при помощи инноваций». В какой-то момент, когда мы зафиксировали эту формулу, я понял, что людей в свою команду набираю по принципу: разделяют ли они это видение.
— Для сравнения: сколько сотрудников в российском офисе?
— Больше двух тысяч.
— Насколько и чем отличаются задачи, которые руководство Microsof ставит перед Киевом и Москвой?
— Не отличаются. Я благодарен Валере Лановенко, предыдущему генеральному директору украинского офиса, который пригласил меня в Microsoft. Он сделал очень много для того, чтобы Украина была независимой страной в мире, так же, как и офис Microsoft в структуре глобальной компании. Руководство российского офиса, польского, чешского, венгерского — это люди на одном операционном уровне со мной, и задачи нам ставятся одинаковые. Отличаются разве что цифры, которых надо достичь. Есть, конечно, нюансы в инвестициях, но это все пропорционально.
— Как складывается карьера и продвижение по служебной лестнице молодого специалиста, который пришел в ваш офис и хорошо работает?
— У нас есть отличные примеры. Например, Виктор Цикунов пришел к нам несколько лет назад, чуть раньше меня. Он был студентом, проходил практику в Microsoft. Сейчас он директор по работе с IT-компаниями и разработчиками. У него были разные роли, и в продажах, и в штаб-квартире в Восточной Европе, он занимался развитием бизнеса в разных регионах. Ребята своим трудом, усердием, талантом достигают результатов.
Полный текст интервью читайте на сайте www.prostranstvo.kiev.ua.
Подготовил Сергей КУРГАН, «ФАКТЫ»
10846Читайте нас в Facebook