«После пяти часов, которые я провела в заложницах, бандит попросил… заварить ему чай и начал обращаться ко мне на «вы»
В восемь часов вечера в Николаевское городское управление милиции поступило тревожное сообщение: в ювелирном магазине «Плаза» на площади Победы преступник взял в заложницы продавщицу. «Он вооружен и может сделать все, что угодно, — сообщили милиционерам сотрудники охраны. — Требует автомобиль. Говорит, что если его условия не выполнят, женщина погибнет».
«Предупреждаю: начнете что-то делать — ей конец!»
— То, что в ювелирном магазине что-то не так, первыми заметили сотрудники службы охраны, — рассказывает «ФАКТАМ» начальник Николаевского областного управления милиции Юрий Седнев. — Дело в том, что в семь часов вечера помещение закрывается, и продавец сдает его под охрану. Так было и в этот раз. Открыть магазин должны были только в девять часов утра. Но почему-то это произошло уже буквально через час после закрытия. Как и положено в таких случаях, сотрудник охраны перезвонил хозяину заведения. «Странно, — удивился владелец. — Насколько я знаю, продавец ушла домой еще час назад». Приехав на место, сотрудники охраны увидели, что ювелирный магазин закрыт. Но, приглядевшись, заметили в помещении тусклый свет. Тем временем владелец магазина Виктор пытался дозвониться продавщице. Это была его родная сестра. Женщина не брала трубку. «Не понимаю, что могло произойти, — волнуясь, сказал Виктор. — Оля всегда отвечает на звонки». В какой-то момент Ольга наконец взяла трубку. «Оля, что случилось? — закричал хозяин магазина. — Почему не отвечаешь? Ты меня слышишь?!» «Я в… магазине, — тихо сказала женщина. — Меня взяли в заложники. Не могу больше говорить». На этом связь прервалась.
Подойдя к стеклянной двери магазина, сотрудники охраны заметили в помещении мужской силуэт. Потом рядом с ним появилась женщина. Оба пошли вперед по коридору. Заметив, что за ними наблюдают, мужчина остановился. Женщина подняла обе руки вверх. Стало понятно, что она и есть заложница. Осторожно подойдя к двери, мужчина закричал: «Не вздумайте стрелять или ломать дверь! Предупреждаю: у меня пистолет. Начнете что-то делать — и ей конец! Просто дайте мне спокойно выйти». С этими словами он отошел от двери и, взяв заложницу за руку, завел ее в неосвещенную часть помещения.
— К магазину подъехали все оперативные службы города, — продолжает Юрий Седнев. — Приехали прокурор Николаева Юрий Палий и два заместителя прокурора области Алексей Денисюк и Николай Попович. Был организован штаб по освобождению заложницы. Вместе с хозяином магазина мы начали разрабатывать план действий. Виктор был единственным, с кем несколько секунд поговорила заложница. Мы начали звонить ей. На этот раз трубку взял похититель. «Я буду разговаривать только с хозяином магазина», — заявил он. «Я и есть хозяин, — обманул преступника наш сотрудник. — Отпустите женщину». «Нет, — отрезал похититель. — Сначала вы должны выполнить мои требования. Я должен беспрепятственно отсюда уехать. Дайте мне машину. И мне нужна не просто машина. Это должна быть твоя машина и за рулем должен быть ты. Я знаю, как ты выглядишь, я давно за тобой следил. Поэтому не вздумай меня обманывать и присылать вместо себя ментов. Если обманешь, женщине конец». По-прежнему представляясь хозяином магазина, наш сотрудник попросил передать телефон заложнице. Похититель отказался. «Пока с ней все в порядке, — сказал он. — Она не ранена. Но что с ней будет дальше, зависит только от тебя».
— Я боялась что-то говорить, — вспоминает Ольга. — Похититель был настроен очень серьезно — он все время держал направленный на меня пистолет. Я не кричала и не пыталась убежать. Чувствовала, что этим сделаю себе только хуже. Наоборот, старалась показать преступнику, что внимательно его слушаю и готова выполнить любое требование. Видела этого мужчину впервые в жизни. На вид ему не больше тридцати лет. В тот вечер я, как всегда, закрыла ювелирный магазин и пошла домой. А уже в подъезде, когда открывала квартиру, ко мне подошел неизвестный. «Хочешь жить?» — спросил он. Я увидела у него в руке пистолет. «У меня нет денег», — говорю. «Открывай квартиру и бросай вещи», — приказал преступник, приставив пистолет к моему виску. Я бросила на пол сумку и пакет с продуктами. «Теперь доставай ключи от магазина», — сказал он. Когда я это сделала, мужчина вывел меня из подъезда.
— Вы рассмотрели его лицо?
— Нет, он был в маске. Его голос был мне незнаком. Мы долго шли по улице, и, только когда свернули за угол, преступник достал телефон и вызвал такси. Минут через пять подъехала машина. Усадив меня на заднее сиденье, бандит сел рядом и назвал таксисту адрес нашей «ювелирки». По дороге я старалась не издавать ни звука. Понимала, что у меня, возможно, есть шанс освободиться — например, закричать, что меня взяли в заложники и попросить у таксиста помощи. «Но как он сможет мне помочь? — подумала. — Тогда преступник убьет нас обоих». Еще была мысль выпрыгнуть из машины на ходу. Но я, как видите, довольно плотной комплекции и вряд ли смогла бы это сделать быстро. Пока обдумывала, как можно освободиться, мы приехали. Преступник попросил таксиста остановиться в нескольких метрах от магазина. «Вот черт! — сказал он. — Вокруг люди. Идем сюда». С этими словами он отвел меня на другую улицу. С места, где мы остановились, был виден магазин. Похититель ждал, когда люди на улице разойдутся. Так прошло минут двадцать. Я сильно замерзла, но пожаловаться боялась. Когда люди разошлись, мы подошли к магазину, и я, набрав код, отключила сигнализацию. «Не вздумай нажимать на тревожную кнопку, — предупредил мужчина. — Иначе выстрелю. Но если будешь вести себя тихо, ничего тебе не сделаю. Просто заберу золото и уйду. Надеюсь, мы договорились?»
«Врача не пущу. Просто передайте таблетки»
— Похититель тут же начал сгребать все золото, которое видел, — продолжает Ольга. — Потом спросил: «Где живет хозяин этой „ювелирки“? Поехали к нему!» «Зачем?» — испугалась я. «Что-то маловато здесь золота, — недовольно сказал бандит. — У него дома наверняка побольше». «Точного адреса не знаю, только приблизительно», — соврала я. Преступник уже собирался уходить, но тут на улице послышался шум. Приехали сотрудники охраны. Чтобы они не подумали, что я тоже преступница, подняла обе руки вверх. А бандит закричал: «Не входите — буду стрелять!»
— Мы видели, что он настроен решительно, — говорит Юрий Седнев. — Вскоре с ним уже вел переговоры непосредственно брат похищенной женщины. Мы надеялись, что если преступник все-таки даст трубку заложнице, брат скорее поймет, в каком она состоянии и какие передает сигналы. К счастью, бандит не заметил, что переговорщик сменился — видимо, голоса Виктора и милиционера, который до этого им представлялся, похожи. Виктор хоть и волновался, но держал себя в руках. Когда мы в очередной раз созвонились с похитителем, Виктор сказал, что ждет его на своей машине у входа в магазин. Бандит не мог это проверить — магазин расположен в полуподвальном помещении, и, находясь внутри, невозможно рассмотреть, что происходит на улице. «Нет, я не выйду, — отрезал похититель. — Не нужно меня обманывать. Я знаю, что на улице милиция. Мой сообщник сейчас за вами наблюдает. Зачем вы меня обманываете?»
Мы не исключали, что он может блефовать. Продумывали все варианты развития событий. Брать помещение штурмом было опасно — могла пострадать заложница. Просчитав по секундам, сколько времени понадобится, чтобы открыть первую и вторую двери или взломать их, поняли, что за это время похититель может выстрелить в женщину. Мы не могли так рисковать. Поэтому продолжали вести переговоры. В то время как брат женщины общался с похитителем по телефону, к двери ювелирного магазина подошла наша сотрудница-психолог. «Я просто хочу с вами поговорить, — сказала она. — Как вас зовут?» Похититель молчал. Потом сказал: «Сергей. По-моему, я озвучил все требования. Что вам еще от меня нужно?» Психолог начала осторожно спрашивать, чего он хочет этим добиться. Как мы и предполагали, мужчина не шел на контакт. «Вы понимаете, какая за это грозит ответственность? — спрашивала психолог. — А если отпустите женщину добровольно, это обязательно учтут». «Мне нечего терять! — сказал Сергей. — Я из детдома, у меня нет ни матери, ни отца». «Неужели нет ни одного близкого человека, друга? — допытывалась психолог. — С кем-то же вы общаетесь». Похититель молчал. «У меня есть девушка, — сказал через несколько минут. — Я хотел подарить ей золотое кольцо, но у меня не было денег. Поэтому сюда и пришел. Можно я возьму кольцо?» «Бери, что хочешь, — сказал вступивший в переговоры брат заложницы. — Только отпусти Ольгу». «Лучше я тогда возьму цепочку с кулоном, — сказал мужчина. — Или и то и другое». Но отпускать заложницу он все равно не собирался. И, прервав разговор, опять потребовал машину.
— Он так и не разрешил Ольге поговорить с братом?
— Нет, хотя его не раз об этом просили. Виктор знал, что сестра страдает гипертонией и ей нельзя волноваться. На вопросы о том, как она себя чувствует, похититель отвечал: «У нас все в порядке», — и бросал трубку. А один раз сказал: «Нам нужны лекарства. Что-то сердечное или от давления. Есть какие-то таблетки?» — «Оле плохо?! — закричал Виктор. — Что с ней? Пустите к ней врача!» Он еле смог взять себя в руки. «Врача не пущу, — заявил налетчик. — Просто передайте таблетки». Лекарства передали через маленькое окошко. Двери Сергей так и не открыл.
«Я боялась, что преступник сорвется и выстрелит. Поэтому старалась молчать»
Переговоры с похитителем длились десять часов! Каждый раз, когда Виктор говорил, что уже ждет его в автомобиле, мужчина заявлял: «Не верю. Сообщник передал, что с тобой милиция».
— Мы не могли понять, врет он или нет, — вспоминает Юрий Седнев. — Проблем добавили журналисты. Кто-то сообщил прессе, что около ювелирного магазина стоят милицейские автомобили. Не прошло и получаса, как на месте уже собрались репортеры, которые тут же опубликовали информацию в интернете. Это могло сорвать нашу операцию. Ведь Виктор убеждал похитителя, что милиционеры уехали и он ждет его один. Стоило бандиту зайти через мобильный телефон в интернет, и он бы узнал, что мы его обманываем. К счастью, доступа к интернету у него не оказалось. В шесть часов утра он наконец нам поверил и согласился выйти.
— В машине его действительно ждал брат заложницы?
— Да. Мы не могли поступить иначе — ведь бандит сказал нам, что знает, как выглядит Виктор. И если бы он увидел на водительском месте другого человека, мог повести себя неадекватно. Тщательно проинструктировав Виктора, мы выдали ему бронежилет. Через несколько минут на пороге магазина появилась Ольга. За ней шел похититель, прикрываясь женщиной, как живым щитом. Когда они поднялись по лестнице наверх (об этом уже говорилось), мы бросили свето-шумовую гранату. И буквально через секунду сотрудники спецподраздения «Сокол» задержали похитителя.
— Он оказывал сопротивление?
— Нет. Он не ожидал таких активных действий и не успел открыть стрельбу. Мы до последнего рассматривали несколько вариантов развития событий. Если бы мы увидели угрозу безопасности женщины, похитителя не задерживали бы. В таком случае Виктор выполнил бы его требования, после чего мы бы начали оперативно-розыскные мероприятия.
— Как себя чувствовала заложница?
— Сознания она не теряла, но была сильно напугана. Ей тут же оказали первую помощь. «Было очень страшно, — сказала женщина. — Я боялась, что преступник сорвется и выстрелит. Поэтому старалась молчать. В какой-то момент бандит попросил меня… заварить ему чай. После этого начал называть меня на «вы». «Вы не бойтесь, — сказал. — Я не убийца и ничего вам не сделаю. Пускай они просто дадут мне уйти». Уже в райотделе задержанный дал признательные показания. Оказалось, что история о несчастном мальчике из интерната, которую он рассказал нашему психологу, — выдумка чистой воды. И зовут его вовсе не Сергей. Похитителю 26 лет, еще совсем недавно он жил с родителями. А после того, как начал самостоятельную жизнь, влез в долги. «Очень нужны были деньги, — рассказал он позже. — Я и не думал брать кого-то в заложники. Если бы охранники не появились в самый неподходящий момент, просто взял бы золото и убежал. И не было бы никаких проблем».
P.S. За помощь в подготовке материала автор выражает благодарность начальнику Центра связей с общественностью Николаевской областной милиции Ольге Передиренко.
6558Читайте нас в Facebook