Дочь Юрия Яковлева: «В советское время папе в Голливуде предлагали сняться в роли Христа»
Миллионам телезрителей на постсоветском пространстве Юрий Яковлев знаком по блестяще сыгранным ролям в фильмах «Идиот», «Гусарская баллада», «Анна Каренина», «Иван Васильевич меняет профессию», «Ирония судьбы, или С легким паром!», «Карнавал» и многим другим. Более 60 лет он отдал работе в московском Академическом театре имени Вахтангова. На его сцену 85-летний актер выходил практически до последних дней.
О том, каким человеком был отец, «ФАКТАМ» рассказала дочь Юрия Васильевича народная артистка России Алена Яковлева.
— Алена Юрьевна, помните последний разговор с отцом?
— Папа позвонил, чтобы поздравить внучку Машеньку с днем рождения, — вспоминает Алена Яковлева (на фото). — Мы с ним поговорили. А встретиться мы, все дети и внуки, планировали на вручении премии журнала «Театрал» в Доме актера 2 декабря. Папа, как всегда, шутил. Голос у него был достаточно веселый, хотя в это время он уже лежал в больнице. Но никаких предчувствий не было. Мы с дочкой собирались его проведать. Однако папа сказал, что пока не готов ко встрече «с девушками», так как не очень хорошо выглядит. К нему поехали мои братья Леша и Антон, жена Ирина Леонидовна. О папиной смерти я узнала в Киеве, где находилась на съемках. Вечером вылетела в Москву.
— Что стало причиной смерти Юрия Васильевича?
— Понимаете, 85 лет — это возраст. У папы была мерцательная аритмия, очень давно болел позвоночник. Тем не менее продолжал выходить на сцену, хотя ему уже было тяжело. Никогда не жаловался — во всех смыслах настоящий мужчина.
— Последним в жизни Юрия Яковлева стал спектакль «Пристань», где, как рассказывают, в одной из сцен он уходил, прощаясь со зрителями. Некоторые коллеги усматривали в этом какой-то мистический смысл.
— Ой, ну какой может быть мистический смысл, если человеку 85 лет? Если бы это случилось в 25, 30, 40 лет — одна история. А когда человек пожилой и нездоровый, с ним в любой момент может случиться все что угодно.
— Читала, что в последнее время любимым занятием Юрия Васильевича было перечитывать классику: Толстого, Достоевского, Бунина…
— Особенно папа любил Чехова. Это был его любимый автор. В спектакле «Насмешливое мое счастье» он даже сыграл Антона Павловича. Предполагаю, что их суть человеческая и жизненные позиции были очень близки.
— Правда, что, увидев Юрия Яковлева в образе князя Мышкина в фильме «Идиот» (на фото в заголовке. — Ред.), в Голливуде ему предложили сняться в роли Христа?
— Да, предлагали в советское время. Но знаете вы хоть одного артиста в СССР, который тогда снялся бы в Голливуде? Это было нереально, хотя, считаю, наши артисты — абсолютно мирового уровня. Думаю, для Голливуда Яковлев стал бы столь же уникальным актером, как и для нашего кинематографа.
— Какая роль в кино была у Юрия Васильевича любимой?
— Очень любил роль Стивы Облонского в «Анне Карениной». Говорил, что это стопроцентное попадание.
— Слышала, на праздники, дни рождения Юрий Васильевич собирал у себя дома всех своих детей от трех браков и внуков.
— Действительно, все мы в прекрасных отношениях. Собирались за столом. Все дети и внуки очень любили Юрия Васильевича. Энергия доброты у него была необыкновенная.
— Знаете, как познакомились ваши родители?
— Папа увидел маму в Концертном зале имени Чайковского и, как он говорил, произошел «удар молнии». В гардеробе подал ей шубку. Потом они гуляли до утра по городу. А буквально через месяц поженились. Когда мама заболела туберкулезом, отец ездил в туберкулезный санаторий и спал на соседней кушеточке, не боясь заразиться. Вместе они прожили шесть лет. А потом случились другие истории в его жизни…
— Какой отцовский подарок особенно дорог вашему сердцу?
— На мой юбилей папа подарил мне «двойной» портрет — своей мамы Ольги Михайловны и мой. С бабушкой мы очень похожи.
— Расскажите, каким человеком Юрий Васильевич был в быту.
— В этом смысле я его плохо знала, так как никогда не жила с ним совместно. Он всегда был погружен в творчество, много работал. Что ему нравилось? Гулять с собакой. А еще, когда отдыхал в доме отдыха в Щелково, любил собирать грибы… Сам их солил и мариновал. Получалось очень вкусно. В последнее время отцу доставляла радость природа — солнце, трава, цветы, листья на деревьях. Он ценил в этом смысле каждый день.
— Знаю, что в молодости Юрий Васильевич был заядлым автомобилистом. Машину водил до последних дней?
— Нет. В один момент он сказал: «Я не хочу больше водить машину». И больше никогда не сел за руль. В театр его возили. Рядом всегда были сын, жена, которые могли позаботиться об этом. В последнее время папа не так много выходил из дому. Мог пройтись, прогуляться по Арбату, где жил.
— Юрий Яковлев — легенда советского кинематографа. Он был состоятельным человеком?
— Нет. Ну, кто из наших «легенд» — состоятельные люди? Возможно, если бы он жил в Америке и снимался в Голливуде, то был бы миллиардером.
— С Брежневым, Горбачевым Юрий Васильевич был знаком?
— Не знаю. Папа был абсолютно аполитичным человеком. Никогда в жизни не состоял в партии.
— Тем не менее много гастролировал по миру?
— Очень! Начиная с Америки — это было еще в те далекие годы, когда отец был женат на маме. Потом бывал в Германии, Австрии и многих других странах. В юности он, как и брат его, мечтал стать дипломатом.
— Вам известность отца при поступлении в Театральное училище имени Щукина помогала?
— Я поступила не после школы, а после трех курсов университета, где училась на факультете журналистики. Естественно, знали, кто мой отец. Если бы я была «девочка с улицы», может быть, меня и не приняли бы. В этом смысле, конечно, фамилия помогла. Потом уже — когда училась — пришлось доказывать. Если все делали пять этюдов, я должна была делать двадцать пять, чтобы никто ничего не сказал.
— Отец как-то влиял на ваш выбор?
— Нет, абсолютно не влиял. Стать актрисой я решила сама.
— Какая роль отца стала для вас любимой?
— Я очень люблю его игру в спектакле «Насмешливое мое счастье». А что касается комедийных ролей, считаю, что любая его роль в этом жанре — шедевр, потому что комедию играть трудней всего. С какой тонкостью и проникновением он играл, с какими находками, невероятными красками! Настолько два разных человека — царь и управдом Бунша в комедии «Иван Васильевич меняет профессию»!
— Почему в последнее время Юрий Васильевич не снимался в кино?
— Не имел ни желания, ни сил, ни здоровья. У отца всегда была высокая планка. И после Данелии, Гайдая и Рязанова не хотел опускаться до уровня «мыла». Исключением стали съемки в продолжении «Иронии судьбы…». Честно говоря, это я его уговорила сняться. Точнее, привела аргументы в том смысле, что его очень любит народ и еще раз увидеть в любом качестве, — для людей счастье.
— Действительно для зрителя интересно увидеть актеров в полном составе спустя тридцать лет. Интересно, Юрий Васильевич поддерживал отношения с Барбарой Брыльской, Мягковым?
— С Мягковым общался. И для него смерть отца, знаю, была невероятным потрясением.
— Последнее прижизненное интервью у Юрия Васильевича взяла ваша дочь Маша Козакова…
— На Первом канале снимали передачу, посвященную юбилею отца. И Маша действительно вела ее. Недавно, кстати, на экраны вышел сериал «Дурная кровь», она там играла главную роль. С внучкой у папы были теплые отношения, он ее очень любил. Вспоминаю случай, когда Маша, будучи еще совсем маленькой, заболела. Требовалась срочная медицинская помощь. А как раз были праздники. Кого найдешь в поликлинике? Я позвонила папе, и он сразу примчался нам на помощь. В больнице, увидев Яковлева, все сразу забегали, засуетились.
Хотя, знаете, папа был невероятно скромным человеком и никогда не пользовался своим именем. Он мог для других постараться, но не для себя. Конечно же, для Маши уход дедушки — большая потеря. Вторым ее дедушкой был Михаил Козаков. Маша ходила на его спектакли и концерты, они общались, но все-таки не так близко, как с моим папой.
— Какие слова отца вам сегодня вспоминаются?
— Он всегда мне говорил: «Как ты много работаешь! Ну, что ж такое? Нельзя, Аленка, столько работать». Хотя сам ведь тоже был трудоголиком.
— Алена Юрьевна, если бы отец вас мог сегодня услышать, что бы вы сказали ему?
— Попросила бы у него прощения за то, что, может, не всегда его понимала, за то, что, может быть, не всегда уделяла ему столько внимания, сколько он, безусловно, заслуживал.
6512Читайте нас в Facebook