«Позвонив своему больному ДЦП сыну, я услышала: «Меня затолкали в машину и куда-то везут…»
Бабушкинский районный суд работал в ту ночь в авральном режиме. С 3 часов ночи до 5 утра 26 января судьи отправили под арест на два месяца 19 человек. Никакие уверения, что большинство из них не были возле областной администрации, а тем более не участвовали в штурме, не подействовали.
Женщина закричала: «Что вы делаете? Я вызываю милицию!», на что один из нападавших ответил: «Мы сами себе милиция!»
Воскресный день 26 января 38-летний житель Днепропетровска Леонид Бабин провел с семьей — беременной женой Анжеликой, тремя дочками и сыном. Играл с малышками, ходил в магазин за покупками… Когда уже стемнело, позвонил заказчик (Бабин делает ремонты в квартирах) и предложил встретиться. На переговоры Леонид взял 13-летнего сына Максима, который в свободное от школы время помогает отцу. С левого берега, где живет семья, они приехали в центр, но встреча не состоялась. Зато Леонид увидел на проспекте друзей, живших по соседству. Выпили пива, поговорили и около 20.00 пошли на проспект к остановке маршрутки. Здесь ожидали еще несколько человек.
— Мы стояли на остановке возле улицы Серова, когда из-за угла вдруг выскочили несколько дюжих парней с палками и набросились на людей, — с ужасом вспоминает Леонид Бабин. — Какая-то женщина закричала: «Что вы делаете? Я вызываю милицию!», на что один из нападавших ответил: «Мы сами себе милиция!» Меня ударили палкой по голове, я потерял сознание.
Очнулся уже в машине. У меня была разбита голова, по всему телу гематомы. Нас с приятелем привезли в Бабушкинский райотдел милиции. Только там мы оба узнали, наконец, что произошло: нас обвиняют в штурме облгосадминистрации! Никакие возражения на девушку-следователя не действовали. Когда я объяснил, что у меня четверо детей и я провел с ними весь день, возмущенно заявила: «Понарожали тут, а теперь прикрываются детьми!»
В Бабушкинском суде, куда привезли ночью 19 человек, картина повторилась: никто даже не стал слушать задержанных. А судья вообще что-то пробормотал себе под нос, потом дал подписать бумагу, из которой следовало: я, мол, бросал камни, избивал сотрудников милиции, нецензурно выражался, а также призывал к штурму органов власти!
Естественно, этот бред я подписывать отказался. После чего всех арестованных на два месяца увезли в СИЗО.
Когда отца стали избивать палками, Максим бросился наутек. Хорошо, что у мальчика из многодетной малообеспеченной семьи есть льгота на бесплатный проезд. Иначе на левый берег, да в мороз мальчишке несколько километров пришлось бы идти пешком. Плачущий, трясущийся от страха Максим мало что смог объяснить маме: «Папу побили и увезли какие-то люди. Они там еще нескольких прохожих забрали».
Анжелика стала звонить по райотделам милиции, чтобы заявить о похищении мужа. И в Бабушкинском райотделе ей сообщили: «Он задержан за организацию беспорядков». Собрав все документы, Анжелика ночью поехала на другой конец города. Но в райотдел беременную женщину даже не пустили.
— Я стояла на улице и плакала, — вспоминает Анжелика. — У меня живот очень большой — на днях узнала, что будет двойня. Может, поэтому какой-то милиционер все же пожалел. «Езжайте домой, — говорит, — их сейчас все равно в суд увезли. Ваш муж просто оказался не в то время и не в том месте».
В Бабушкинский суд я приехала уже под утро и увидела, как Леню ведут в кабинет судьи, заломив руки за спину, избитого, с окровавленной головой. Бросилась к нему: «Что случилось?» А он отвечает: «Сам ничего не пойму». Моя попытка поговорить с судьей тоже успехом не увенчалась — он даже не стал смотреть документы: «Ну и что, что у вас четверо детей? Выйдите отсюда!»
Все пять дней, которые Леонид Бабин провел в СИЗО, его жена и дети не выходили из дому — боялись нападения. Максим наотрез отказывался идти в школу, младших в детсад Анжелика не водила. За это время у всех задержанных появились адвокаты, которые помогли подать апелляцию.
— В апелляционном суде отнеслись совсем по-другому, — продолжает Анжелика Бабина. — Проверили все наши документы — справку о том, что семья многодетная, что муж единственный кормилец, характеристику из жэка. В документах милиции написано, что его задержали около 16.00, а Леня в это время дома был! Ходил в магазин, там могут подтвердить. В общем, отпустили мужа под домашний арест. Мы приехали домой, Максимка говорит: «Мама, поешь хоть немножко, ты же пять дней крошки в рот не брала».
Одному из арестованных заявили: «Свою невиновность будете доказывать в суде»
Похоже, что «добровольные помощники власти» (или, как их сегодня именуют, «народные дружинники») оказали милиции медвежью услугу. Получив приказ задержать участников штурма, «титушки» во что бы то ни стало решили выполнить «план» — даже за счет случайных прохожих. Людей без разбора и объяснений хватали далеко от места события (!), били, заталкивали в машины. Только за один вечер в СИЗО оказались 24 человека. Среди них — 54-летний инвалид II группы Юрий Безотосный, 31-летний инвалид II группы, инсулинозависимый диабетик Константин Пегарьков, 40-летний Сергей Хмелевский, которому по состоянию здоровья тяжело даже работать, не то что драться с «Беркутом», а также 20-летний Владислав Каченюк, с рождения страдающий ДЦП. Все они клянутся, что не были возле здания облгосадминистрации, но их никто не слушает.
Мама Владислава Маргарита Каченюк тоже была шокирована арестом своего единственного ребенка. Когда он пошел в воскресенье днем на пару часов погулять и не вернулся, она взялась за телефон. Сын долго не откликался, а потом вдруг прошептал в трубку: «Меня затолкали в машину и куда-то везут…» И разговор прервался. Можно только представить состояние женщины, которая из-за больного сердца сама находится на инвалидности!
*Кто-то успел заснять и разместить в интернете момент, как невысокого, щуплого, больного ДЦП Владислава двое дюжих спецназовцев перегружают из одной машины в другую
— Я с трудом выяснила, что Влад находится в Кировском райотделе милиции, поехала туда, повезла медицинские справки, — взволнованно говорит Маргарита. — Потом помчалась в суд, где узнала из постановления, что Влада задержали в 19.55. Но на мой телефонный звонок он ответил около 16.00, когда его уже куда-то везли. В интернете к тому же есть кадры, где сына пересаживают в милицейскую машину — на улице ярко светит солнце. И штурм администрации в это время еще даже не начинался!
В конце концов за парня вступился народный депутат Андрей Павелко. Владислава Каченюка отпустили под домашний арест, он лежит сейчас в больнице с нервным стрессом. Его мама боится даже привлекать внимание к этой истории, чтобы не навредить сыну. Ведь обвинение с Влада не снято и за организацию беспорядков ему грозит от пяти до восьми лет лишения свободы. Как сказали одному из арестованных: «Свою невиновность будете доказывать в суде». Но услышит ли суд подозреваемых, еще вопрос.
«Это же ненормально, чтобы обыкновенные отморозки были наделены неограниченными полномочиями»
Оксана Томчук, адвокат, которая взялась защищать 11 жителей Днепропетровска, обвиняемых в организации беспорядков, уверена: ни один из ее подзащитных не участвовал в штурме облгосадминистрации. Доказательства этому защита сейчас готовит. Тем временем активисты днепропетровского Евромайдана обратились к прокурору области Наталье Марчук с требованием разобраться, за что задержали невиновных и кто хватал, избивал на улицах города случайных прохожих.
А члены правления Днепропетровской областной организации Союза журналистов Украины направили Наталье Марчук открытое письмо, в котором требуют провести тщательное расследование фактов нападения на журналистов 26 января (напомним, в тот день были избиты, ранены и ограблены парнями с битами в руках семеро представителей СМИ), а также служебное расследование и дать правовую оценку действиям сотрудников милиции, на глазах которых все это происходило.
Наталья Марчук уже ответила: «Учитывая то, что следователем Кировского райотдела милиции не предприняты первоочередные следственные действия, что говорит о неэффективном досудебном расследовании, принято решение поручить расследование этого резонансного случая следственному отделу Днепропетровского городского управления милиции».
После штурма администрации прошло уже больше десяти дней. И хотя личности боевиков, напавших на журналистов и случайных прохожих, правоохранителям явно известны, никто из них до сих пор не задержан, ущерб за побои и разбитую аппаратуру не взыскан, даже похищенную на глазах милиции карту памяти от фотоаппарата журналистке не вернули.
Наоборот, на днях якобы по просьбе членов общественных организаций и в соответствии с Законом Украины «Об участии граждан в защите общественного порядка» принято решение Днепропетровского горисполкома о регистрации «Народной дружины Днепропетровской области». Известный днепропетровский политолог, депутат областного совета Владислав Романов считает, что эта попытка власти спрятаться за спинами новоявленной «черной сотни» приведет лишь к эскалации конфликта с оппозицией, а также оправдает избиения мирных граждан и журналистов. «Нельзя доверять жизни и права людей неизвестно кому, — уверен Владислав Евгеньевич. — Власть таким образом словно расписывается в беспомощности правоохранительной системы и создает очень опасный прецедент. Тем более, что тот же закон разрешает членам подобных формирований носить травматическое оружие».
«Народные дружины» еще не прошли государственную регистрацию, но наслышанные об их создании горожане на всякий случай обходят стороной парней, внешне напоминающих «титушек».
8504Читайте нас в Facebook