Жена Валерия Брезденюка: «На фото в интернете с телами погибших я узнала ботинки и джинсы мужа»
В Небесной сотне было много талантливых и известных людей. О Валерии Брезденюке, частном предпринимателе из Жмеринки и художнике, рисующем на воде, Украина впервые узнала в шоу «Україна має талант», финалистом которого он стал. Будучи человеком неравнодушным и истинным патриотом своей страны, он не мог оставаться в стороне от Майдана. Майдан будто звал его…
— Мы с Валерой часто вдвоем ездили в столицу на Майдан, — рассказала 27-летняя Ярослава (на фото), жена Валерия Брезденюка. — На всех воскресных вече чувствовали сильное единение народа, волю к победе и были уверены: «Мы победим!». После того как я заболела, муж стал ездить на Майдан один или с кем-нибудь из своих друзей. Садился на утренний поезд (сообщение с Киевом у нас хорошее), и уже через четыре часа звонил из столицы, сообщая, что добрался благополучно. Через день-другой возвращался домой и, немного отдохнув, снова ехал. Он гордился, что записался в Самооборону Майдана, говорил, что это его обязанность — защищать страну в столь трудное время. Ни в каких политических партиях Валера не состоял. Сам себя считал совершенно не политическим человеком. Он был уверен, его партия — это сплоченный и дружный Майдан и вместе с единомышленниками удастся очистить Украину от скверны и зла. Остановить Валеру, чтобы не ехал на Майдан, когда там начались силовые зачистки, было невозможно. Равно как и уговорить его взять меня с собой. Спрашиваю, почему взял один билет на поезд, а не два, а он, чуть улыбаясь, хитрил: дескать, все билеты проданы, оставался только один. Или еще что-то придумывал.
В последний муж ехал поездом в четыре часа утра 18 февраля. Накануне у меня были такие тяжелые предчувствия, так хотелось отключить будильник! Один из его друзей рассказал, что билеты на поезд в Киев остались лишь дорогие — в спальном вагоне. Но отложить поездку на завтра муж не согласился, заявив, что обязательно должен ехать сегодня. Целый день в тот кровавый вторник мы с ним созванивались, он утешал, что на Майдане все спокойно, будет мирный митинг. Но из сообщений в СМИ я знала, что готовятся силовые зачистки, просила не идти в первых рядах митингующих, держаться ближе к сцене, там безопаснее. Когда эти самые зачистки начались, даже выключила телевизор — не могла видеть кровавое противостояние. Последний раз мы созванивались в восемь часов вечера. Больше он уже не отвечал в тот черный вторник. У меня закончились деньги на мобильном, и я включила ноутбук, чтобы пополнить счет. В Твиттере сразу же предстала картинка перед глазами — четыре тела, накрытые то ли мешковиной, то ли полиэтиленом. Я узнала Валерины ботинки, джинсы. В очередной раз позвонила ему, но ответил незнакомый мужчина. Он и сообщил, что мужа нет в живых.
— Что вы знаете об обстоятельствах его гибели?
- Валеру подстрелил снайпер в спину из автомата Калашникова, когда 18 февраля мирный митинг возле Верховной Рады перешел в столкновение между силовиками и протестующими. Киевлянин Игорь вскоре нашел своего погибшего отца рядом с Валерой. Мы благодарны ему. Ведь он вместе с другими майдановцами под пулями нес тела погибших в Михайловский собор! Еще один киевлянин, Сергей, написал на страничке Валеры в интернете, что его жестоко избили силовики дубинками и перед смертью он сообщил, что зовут его Валера. Оказалось, это был другой Валера. А еще Игорь помог нам достать красно-черное знамя Украинской Повстанческой армии. Незадолго до своей гибели Валерий то ли в шутку, то ли всерьез обронил, что с ним всякое может произойти, и если настигнет пуля, попросил, чтобы в гроб ему положили два знамени — Украины и УПА. С этими знаменами его и доставили из столицы домой…
— У Валерия был собственный бизнес, он мог обеспечивать свою семью. А пошел на верную смерть.
- В Жмеринке, пожалуй, нет такого человека, который не знал бы Валерия. Ведь в 90-е он открыл у нас в райцентре первый компьютерный клуб. Его название «Престиж» говорит само за себя. Многие поколения мальчишек прошли через этот клуб, здесь они осваивали компьютерную грамоту, а способствовавшего им в этом «дядю Валеру» очень уважали. И моя дочь от первого брака, третьеклассница Вероника, чувствовала его любовь, заботу и была очень к нему привязана. Бывало, вечером мы вместе возвращались с работы, так дочь сначала бежала к нему, чтобы обнять, а уже потом ко мне. А еще любила, когда он проверял у нее домашние задания по математике и что-то подсказывал.
Мы с Валерой сошлись три года назад и жили душа в душу. С его взрослыми детьми — дочерью и сыном — стали друзьями. А для меня, невзирая на большую разницу в возрасте, он стал надежным и верным другом. История нашего знакомства у нас всегда вызывала улыбку. Я как-то обратилась к нему, чтобы подключиться к интернету. Он пообещал, что сделает все в лучшем виде, но интернет у меня… периодически пропадал. Поэтому я приходила к нему в компьютерный салон снова и снова. Вскоре увидела его фото у себя в «Друзьях», оказалось, он сам мне его добавил. Стали общаться по интернету и поняли, что не можем друг без друга. Вот и сейчас я думаю, как же так случилось, что он погиб, ведь обещал, что никогда меня не оставит и всегда будет рядом. Он так мечтал о победе Майдана, о своей счастливой стране. Всего пару дней не дожил до победы. Надеюсь, из поднебесья он увидит родину такой, какой мечтал ее увидеть.
«Он любил рисовать под классическую музыку»
О том, что Валерий активный участник Евромайдана, знали только его родные. Впрочем, человек чрезвычайно скромный, он и им мало что рассказывал о своих поездках. Знают лишь, что строил баррикады, дежурил в больнице, когда отвозили раненых. Валерий был одним из немногих жителей Жмеринки, который в это время не снимал из куртки желто-голубые ленточки.
Все, кто его знал, отмечают, он был чрезвычайно увлекающимся человеком и все свои начинания привык доводить до победного завершения. Захотел прыгнуть с парашютом — и занялся парашютным спортом. Любил участвовать в городских праздниках, а также в полюбившимся многим популярных телевизионных шоу. Побывал на «Поле чудес», когда его еще проводил Владислав Листьев. Принимал участие в шоу «Красное и черное». Многим запомнился как финалист шоу «Україна має талант». Валерий всерьез увлекся техникой эбру — созданием картин на воде, которую еще называют турецким мраморованием. Об этом мало изученном искусстве живых рисунков увидел однажды телевизионный ролик. Живые рисунки так его впечатлили, что он тут же стал пробовать создавать их сам. Чтобы творить, съездил в Турцию и купил специальные краски и кисти. Из многих источников выискивал информацию об особенностях технологии создания рисунков на воде, экспериментировал и отрабатывал ее до мельчайших деталей. И преуспел с изображениями причудливых сказочных существ, необычной красоты цветов, птиц. Со всеми, кто интересовался эбру, охотно делился своим опытом. А еще мечтал поехать в Турцию, чтобы поучиться этому искусству у настоящих старых мастеров.
- Валерий всегда приступал к водной живописи под классическую музыку, утверждая, что так краски его лучше слушаются, а в последнее время брал в руки кисточки лишь после того, как включал Гимн Украины или «Ленту за лентой» Тараса Чубая и Скрябина, — продолжает Ярослава. — Рисовал и напевал. Мне так нравились его необычные творения. Наблюдала за ним во время работы. Казалось, он как добрый волшебник играет с красками и водой, кисточками и гребешками, которые сам же и смастерил. В своих художественных полотнах выражал себя как неисправимого романтика. С легкостью фантазировал, игриво сочетая тона и полутона, придумывая различные совершенно невероятные и диковинные существа, которых в природе не существует.
- Валера был миролюбивым и добрым человеком, небезразличным ко всему, что происходило вокруг, - говорит его младший брат Олег, долгое время проживающий в Петербурге. — Мы часто общались по скайпу, с помощью смс. Он с восхищением отзывался о тех, кто стоит на передовой Майдана — отважных, сильных духом патриотах, которые готовы в любую минуту отдать свои жизни за родину. При этом еще и повторял, что он не такой, хотя тоже был в тех первых рядах.
В России ведь Майдан воспринимают как группу боевиков, экстремистов — именно так подают события в Украине государственные российские каналы. Россияне верят, тем более, что подобные мирные митинги властям удается быстро подавлять. Под влиянием брата, который много рассказывал мне о Майдане, я многих своих друзей и знакомых переубедил, что сотни тысяч человек, отстаивающих счастье для своей родины, — это не кучка экстремистов.
- Накануне перед своей последней поездкой в Киев мы виделись с Валерием, — говорит друг Брезденюка Георгий Гнатовский. — Он шутил, радовался, уверял, что победа Майдана уже близка. Теперь я понимаю, это было его прощание.
*На рабочем столе Валерия в компьютерном клубе — его фото в черной рамке и красные гвоздики рядом
Жмеринка прощалась с погибшим на Майдане Валерием Брезденюком, печально скандируя «Герои не умирают!». В скорбном шествии траурная процессия на руках несла гроб с телом Героя Майдана из отцовского дома в храм Александра Невского, в котором отпевали Валерия. А на следующий день в Жмеринке хоронили еще одного Героя Майдана 35-летнего Леонида Полянского, работавшего на железной дороге, в Виннице — 33-летнего Максима Шимко. Их тоже настигли пули снайперов.
Фото автора
6417Читайте нас в Facebook