«Пытаясь вылечить дочь, мы даже в Израиль ездили. А помочь Олесе смогли в центре… возле нашего дома»
Увидев, что Олеся доела конфету и немного запачкалась, двухлетний Илья взял в руки платок и вытер сестре лицо. Такую же заботу о своей сестричке-двойняшке мальчик проявляет и во время игры: стоит Олесе отвлечься — как он вкладывает в ее руку кубик, чтобы продолжить.
— Пока у дочки плохая концентрация внимания, ей сложно сосредоточиться, а чтобы позвать Олесю, мне приходится по многу раз повторять ее имя, — говорит мама девочки киевлянка Светлана Некрот. — Однако врачи уверены: если продолжать занятия, дочка поправится. И я в это верю. Еще год назад Олеся не могла держать голову, переворачиваться, садиться — лишь неподвижно лежала в кроватке. Ее братик Илья в это время уже ходил, прыгал, бегал. Тело дочери было настолько напряжено, что мне приходилось делать усилие, чтобы распрямить ее согнутые руки. Сейчас Олеся уже самостоятельно садится, ползает, удерживает игрушки, произносит отдельные звуки и ходит по несколько часов в день, держа меня за руку. Поразительно, но единственный центр, где смогли помочь моей девочке, оказался в десяти минутах от нашего дома. А ведь до этого я консультировалась у известных в Украине неврологов, обращалась в клиники, реабилитационные центры, водила дочку на массажи, давала ей множество медикаментов, но все было безрезультатно.
*"На примере Ильи я вижу, как должен развиваться здоровый ребенок, — говорит Светлана. — Но Олеся делает явные успехи, и сын ей в этом помогает" (фото Сергея Тушинского, «ФАКТЫ»)
Сейчас раз в три месяца Олеся проходит комплекс процедур по реабилитации, в ходе которых с помощью электрических импульсов идет воздействие на «спящие» клетки головного мозга.
— На время процедуры на голову дочери надевают специальную повязку с электродами, которые проводят ток в подкорку головного мозга и стимулируют нервные клетки, — продолжает Светлана. — Таким образом электричество заставляет работать здоровые нервные клетки, находящиеся как бы в состоянии «сна». При этом Олеся ничего не чувствует, ведь напряжение очень маленькое. Чтобы дочь не отвлекалась, я усаживаю ее к себе на колени, а врач показывает ей мультфильмы, играет с ней, рисует.
Уже после третьего занятия мы с мужем заметили, что Олеся более уверенно держит голову, сидит, а в конце первого курса дочка самостоятельно переворачивалась. Увидев это, я заплакала от счастья, ведь некоторые врачи предупреждали меня, что Олеся вообще не будет развиваться. Сейчас, когда у нее заметен явный прогресс, понимаю, что мы на правильном пути. Правда, диагноз ей пока никто не смог поставить. Два месяца назад в Израиле Олесе сделали генетический тест, результаты которого мы ждем до сих пор. Пока мы с дочкой каждый день выполняем специальные упражнения дома, я вожу ее на процедуры в Центр стимуляции мозга, где по собственной методике с ней также занимается кубинский врач Юниэр Андрес Кастильо.
Пообщавшись со Светланой, я поразилась: откуда человек, переживший столько трудностей, находит в себе силы бороться? Этим вопросом задаюсь до сих пор. Ведь болезнь Олеси не единственное испытание в жизни женщины. До рождения двойняшек у Светы погибла пятилетняя дочь от первого брака. Опершись на москитную сетку, девочка выпала с 15-го этажа и разбилась.
— Ульяна была очень смышленым ребенком: читала наизусть сказки «Мойдодыр», «Муха-цокотуха», — вспоминает Светлана. — Дочка знала, что нельзя становиться на подоконник, так как это опасно. Скорее всего, она решила, что москитная сетка — надежная защита, и оперлась на нее…
Дни смерти, похорон были самыми страшными в моей жизни. Через полгода после случившегося я узнала, что беременна. С первых дней я почему-то была уверена: у меня двойня. Мне кажется, Бог все видит и, забрав одного ребенка, подарил двоих. Поэтому, когда во время УЗИ врач сказал, что у нас будет двойня, я не удивилась. А вот супруг сначала даже не понял и, улыбаясь, постоянно спрашивал: «Как это — сразу два ребенка?»
Всю беременность я очень нервничала. Помню, когда ложилась на сохранение, врач удивилась: «На таком раннем сроке мы еще не сохраняем». На что я ответила: «Эти детки должны родиться. Сохраняйте». Казалось, все шло по плану, беременность протекала легко. Но во время родов что-то произошло. Когда Олеся уже появлялась на свет, у Ильи остановилось сердце. Врачи сделали мне кесарево сечение, чтобы достать сына, а про Олесю забыли. У дочки развилась гипоксия (кислородное голодание. — Авт.). Уже на пятый день я заметила: с Олесей что-то не так. Она корчилась в кроватке и не реагировала на звуки, свет. Никаких новых реакций на окружающее у дочери не появлялось, с каждым месяцем она просто подрастала. В то же время по своему сыну я видела, как должен развиваться здоровый ребенок. Сейчас врачи считают, что у Олеси генетическое заболевание, а тяжелые роды ни при чем.
— Откуда вы узнали о методах стимуляции мозга?
— Эти методики лечения мне посоветовала женщина из Москвы, чей сын болен ДЦП. С ней я познакомилась на форуме в интернете. К тому времени мне уже отказали больше десяти известных врачей, я искала информацию самостоятельно. Именно тогда в Киеве открылся Центр стимуляции мозга, где проводят эту процедуру. Моя дочь стала одной из первых пациенток. Сейчас Олесю там все знают, а кубинский профессор Юниэр Андрес Кастильо, который уже больше полугода занимается с Олесей, после каждого сеанса говорит: «Ваша дочь уникальная, у нее выдающаяся пластика, которую необходимо развивать». Он хорошо чувствует Олесю. Во время занятий профессор закрывает ей глаза и смотрит, как она реагирует на хлопки, прикосновения, толчки. Таким образом он видит, над чем необходимо работать. Порой мне кажется, будто он разговаривает с мышцами. Я подробно расспрашиваю, на что влияет то или иное упражнение, а потом все это повторяю дома. Специалисты уверены: если бы не сильный страх дочери отпустить мою руку, она уже давно сделала бы свои первые шаги. Скорее всего, это произойдет в ближайшее время.
Теперь мы хотим улучшить психоэмоциональное состояние Олеси, чтобы она смогла общаться с окружающими, воспринимать новую информацию. Для этого специалисты собираются использовать другой метод стимуляции — «Томатис»: при помощи активного слушания у ребенка формируется речь, улучшаются память, концентрация внимания.
— Ухо — первый орган, который полностью формируется у ребенка еще в утробе матери, а дальнейшее развитие человека происходит под воздействием звука, — объясняет врач-нейрофизиолог Центра стимуляции мозга кандидат медицинских наук, доктор философии в области психологии Елена Чуприкова. — В середине ХХ века этот факт доказал французский врач-фониатр и отоларинголог Альфред Томатис. Существует разница между пассивным процессом «слышать» и активным «слушать». Я знаю детей, которые, несмотря на отличный слух, отставали в учебе, не могли сосредоточиться на уроках, читать, общаться с ровесниками, выражать собственные мысли. Их проблема заключалась в неспособности слушать, то есть воспринимать и сортировать информацию. Это можно развить при помощи специальной терапии.
— Как проходит такая процедура?
— Занятие длится два часа. Через специальные наушники, связанные с дополнительным устройством, пациент слушает мелодию, звуки, прошедшие необходимую обработку. Достичь такого высокого качества звука можно только в некоторых студиях звукозаписи и, в частности, в Центре стимуляции мозга. Эффект процедуры основан на чередовании частоты и интенсивности звука. Таким образом ухо постоянно находится в рабочем состоянии. Звуковая вибрация преобразуется в электрические импульсы, которые стимулируют подкорку головного мозга. При этом сигнал должен быть четким и правильным. Очень важно, чтобы наушники напрямую соединялись с устройством — ребенок должен слышать собственный голос. Например, во время процедуры я прошу малыша описать, что он видит на картинке. Часто для лучшего восприятия мне приходится растягивать его речь, чтобы произносимое фиксировалось в памяти ребенка как можно дольше.
— Какие музыкальные произведения нужно слушать во время сеанса, чтобы добиться успеха?
— Уже доказано, что классическая музыка активизирует все участки мозга. Например, на человека очень благотворно влияют произведения Моцарта, музыка славянских народов, звуки природы. Лишь по результатам исследований (психологический тест и аудиограмма) врач может определить, какой звук и с какой частотой необходим конкретному ребенку. Только швейцарское оборудование, на котором мы работаем, позволяет подбирать индивидуальную программу для пациента. Сейчас звуковую терапию пытаются использовать многие центры. Они покупают примитивные наборы в формате mp3, mp4, которые якобы подходят для метода «Томатис». Но получить эффект от лечения не удается.
— Кому необходима слуховая терапия?
— Детям с поражением центральной нервной системы, двигательными нарушениями, задержками речи и слуха, при заикании, аутизме и ДЦП, а также людям с недостаточной концентрацией внимания, — отвечает руководитель Центра стимуляции мозга Александр Киян. — Кроме того, метод подходит не только в лечебных, но и в развивающих целях: это повышает обучаемость человека в любом возрасте, развивает музыкальный слух, улучшает память, помогает изучать иностранные языки и избавляет от акцента. Процедура противопоказана людям, страдающим судорогами. Таким пациентам мы подбираем другой метод терапии.
— В центре работают иностранные специалисты?
— Да. Мы стремимся собрать самые эффективные методики со всего мира, обучить им украинских врачей. В ближайшее время к нам приедет известный специалист и духовный практик из Тибета, ученик далай-ламы. В своей практике он совмещает как традиционную, так и народную медицины. Он поделится своими знаниями и умениями с ведущими неврологами, реабилитологами и психотерапевтами, которых мы пригласили на семинар. Этот специалист также проконсультирует 25 наших пациентов. Из заявок, которые поступают в центр, уже сформировали пять групп: аутисты, дети с ДЦП, задержкой речи, люди после инсульта, а также пациенты с болезнью Паркинсона. Более подробную информацию можно найти на нашем сайте http://supersmarts.at.ua. В дальнейшем мы планируем приглашать врачей из Чехии, Германии, Франции.
*"Во время процедуры пациент слушает классическую музыку и звуки природы", — говорит Александр Киян (слева). На фото — с кубинским профессором Юниэром Андресом Кастильо (фото Сергея Тушинского, «ФАКТЫ»)
Специалисты уверены: если с детьми, страдающими такими заболеваниями, регулярно заниматься, лекарства могут и не понадобиться. Мама Олеси уже убедилась в этом.
— До начала аппаратного лечения Олеся принимала тяжелые психотропные препараты, от которых не было никакого эффекта, а сейчас, когда я регулярно занимаюсь с дочкой, результат есть, — продолжает Светлана. — Я очень хочу, чтобы в будущем Олеся смогла себя обслуживать, получила специальность. Однажды после занятий с дочкой кубинский профессор сказал: «Если бы девочка росла на Кубе, ей бы давно уже помогли». С тех пор у нас с мужем появилась мечта: отвезти дочь в кубинскую клинику. Зарубежные специалисты готовы принять нас на обследование и лечение. Чтобы собрать необходимую сумму, я создала страницу в социальной сети http://vk.com/club56043882, на которой рассказала историю нашей семьи, разместила копии документов, видео с Олесей и Ильей, их фотографии. После этого нам начали помогать совершенно незнакомые люди. В своих комментариях к видео они пишут, что Илья относится к Олесе как настоящий джентльмен. Так и есть. Мы с мужем воспитываем сына так, чтобы он знал: если с нами что-то случится, он должен помогать сестре. Я говорю Илье: «Олеся особенная. Она не хуже других. Просто не такая, как все».
Во время подготовки материала специалисты центра много рассказывали о своих пациентах, их успехах. Особо запомнилась история шестилетнего Никиты Иванова из Севастополя. У мальчика тяжелая форма ДЦП, спровоцированная родовой травмой. У Никиты не было явного прогресса в развитии, а уже после первого курса лечения в Киеве у мальчика увеличился словарный запас, более четкой стала речь. Ребенок прошел всего три курса реабилитации (два из них — по методике «Томатис») и в апреле должен в четвертый раз приехать в Киев. Но из-за ситуации, сложившейся в стране, этого может не произойти.
*Уже после первого курса лечения по методу «Томатис» шестилетний Никита Иванов, страдающий ДЦП, стал лучше формулировать мысли (фото из семейного альбома)
— Сейчас заблокированы все мои банковские счета, карточки, и я не могу снять необходимую сумму, — рассказала нам по телефону мама мальчика Арина Иванова. — Даже не знаю, что делать в такой ситуации. В городе многие радуются новой власти и переменам, ждут лучшей жизни, а я хочу лишь одного — вылечить своего ребенка. Еще год назад Никита не мог сформулировать свои мысли, постоянно молчал, теперь же говорит целыми предложениями. Сын может сказать: «Дай мне булку с вареньем — я буду макать ее в чай». Также без труда считает, сколько машин припарковалось возле нашего дома. Он более уверенно стоит на ногах, сидит с ровной спиной. Нынешней осенью Никита должен пойти в первый класс, и я хочу максимально подготовить его к школе. Но как теперь действовать, пока не знаю.
17801Читайте нас в Facebook