Не обнаружив в воинской части ни «натовцев», ни «Правый сектор», разочарованные донецкие митингующие решили заблокировать у военкомата автобус с… новобранцами
Забаррикадировавшиеся в Донецкой облгосадминистрации «борцы за свободу» призывают земляков в свои ряды, при этом называя их… «предателями»
«Господа безучастные, я спрашиваю вас, почему в то время, когда в здании облгосадминистрации находятся женщины, пожилые мужчины и инвалиды, вы не с ними? Почему вы находитесь где угодно, но не боретесь за свою свободу?» — такое видеообращение появилось в интернете якобы от «защитника Донецкой облгосадминистрации».
Человек в новеньких балаклаве и курточке, взывающий к дончанам, не выглядит ослабевшим. На недостаток питания он в своем воззвании не жалуется. Лишь негодует по поводу того, что несознательные горожане в это время сидят в кафе и кушают шашлыки.
— Ой, сами виноваты, что место такое выбрали, — издевательски реагируют на появившееся в сетях обращение завсегдатаи ресторанчиков, которыми усеяны все окрестности. — Сидели бы в СБУ, подальше от центра, там и общепит дешевле!
Напомним, здание областного УСБУ пророссийские митингующие захватили 7 апреля, выгнали оттуда дежурного и его помощника, забаррикадировались, а через сутки в результате переговоров с силовиками сами его покинули. Местные жители утверждают, что никакого штурма не было. Но… Судя по переговорам, которые состоялись в ночь после этого между захватчиками облгосадминистрации и нардепом Николаем Левченко, а также владельцем футбольного клуба «Шахтер» Ринатом Ахметовым, который возил инициативную группу к вице-премьер-министру Виталию Яреме, прибывшему в Донецк, баррикады митингующие оставили, а вот оружие (93 пистолета Макарова и пять автоматов Калашникова), похищенное в СБУ, прихватили с собой. Вернули ли они его, остается загадкой — ни одна силовая структура внятного комментария на эту тему не дает. Виталий Ярема утверждает: достигнута договоренность о том, что оружие — и захваченное, и свое собственное, если таковое имеется, — «защитники» обладминистрации сдадут и вообще покинут его в ближайшее время. Однако пока количество баррикад у здания лишь растет.
Окопавшиеся в облгосадминистрации протестующие постоянно выносят оттуда мешки с документами. А на площади при температуре 17 градусов тепла… жгут дрова в бочках. Стоит ли удивляться, что потом они упрекают в своих видеообращениях земляков, что те не пускают «освободителей» к себе домой… помыться.
Дончане сегодня стараются близко к забаррикадированной площади не подходить, опасаясь людей с дубинами и в масках. Внутрь здания митингующие пускают только своих — по сделанным ими пропускам (не исключено, что пропуска удостоверяют похищенные в облгосадминистрации печати).
Те же, кто живет поблизости и не может не слышать разносящихся из динамика песен военных лет, а также речей лидеров новосозданной собравшимися «Независимой народной Донецкой республики», уже осмеливаются делать замечания «часовым» палаточного городка. Главная претензия — у митингующих не хватает биотуалетов. А от последствий страдают горожане.
Правоохранители охраняют правопорядок по периметру здания. «Сначала активисты попросили, чтобы милиция ушла, и мы пошли им навстречу, — сообщил донецкий губернатор Сергей Тарута. — Сейчас они попросили, чтобы милиция вернулась, находилась рядом с ними и защищала от возможных провокаций».
Пока обстановку никто не нагнетает — митингующим нечем подкреплять свои требования, обращенные к президенту России Владимиру Путину, о вводе войск. Очевидно, поэтому они упорно ищут «врагов» сами — силовиков из Киева, миротворцев из НАТО, «фашистов» с Западной Украины и «Правый сектор». На дорогах по-прежнему дежурят «народные» блокпосты, проверяя машины. В среду «контролеры» побывали с проверкой в воинской части и, не обнаружив там «натовцев» и «Правый сектор», заблокировали у областного военкомата автобус… с новобранцами.
Стуча в ворота военкомата, мужчины в масках с битами орали: «Вы за кого вообще?! Вы кому служите?» В конце концов один из пикетчиков рассмотрел пассажиров автобуса: «Та, ты гонишь: сильно молодые они для фашистов!» В целях безопасности молодых солдат автобус за территорию военкомата в тот день так и не выпустили.
Впрочем, на самом деле сепаратистам следует опасаться не штурма силовиков из Киева и не «Правого сектора», а неприятия со стороны своих земляков. Далеко не все жители Донбасса поддерживают идеи забаррикадировавшихся в обладминистрации.
«Народ — он везде. И вы, и я тоже народ. Но в Киеве, на Майдане, народ взбунтовался против власти, а в Донецке — против страны. Разницу чувствуете? Если вы считаете, что в России лучше — так ведь и пожалуйста. Родину не продают», — резюмировала в соцсетях жительница Донецка то, что пытаются донести «защитникам» дончане, чувствующие себя УКРАИНЦАМИ.
«Операция по освобождению госучреждения длилась 15 минут»
Ситуация в Харькове обострилась в воскресенье, 6 апреля. В тот день проходило несколько митингов, один из которых закончился жутким избиением участников. Озверевшая толпа пророссийски настроенных активистов напала на музыкантов, выступавших со сцены Евромайдана, и волонтеров.
— К нам подошла колонна людей с георгиевскими ленточками, — рассказывает харьковчанин, музыкант группы «Папо Карло» Василий Рябко. — Их было около 300 человек. Нас, музыкантов и ребят, помогавших загружать аппаратуру, — не больше 50. Потом я с удивлением прочитал, якобы мы были «Правым сектором». Это полнейшая чушь. Озверевшая толпа была готова нас разорвать, у многих я видел ножи. Нам плевали в лицо, били, толкали в спины.
Любопытно, что пророссийски настроенные митингующие плохо ориентировались в городе. Они ворвались в здание театра имени Шевченко, требуя, чтобы к ним вышел мэр. Вечером того же дня штурмовики захватили Харьковскую областную госадминистрацию. Несколько сотен активистов с криками «Россия!», «Беркут — герой!» и «Милиция — с народом!» вошли внутрь. При этом, по словам очевидцев, правоохранители, охранявшие здание, просто расступились.
— Вечером, узнав о предполагаемом захвате госучреждения, мы с супругой поехали на площадь, — рассказывает харьковчанин Руслан. — Возле администрации было очень много милиции. Подумалось даже, что с таким количеством охраны ни о каком штурме не может идти речь. Ошибались. У открытого центрального входа толпились какие-то люди с «колорадскими» повязками. Один из них кричал: «Все сюда! Нам надо до завтра продержаться». Милиция не вмешивалась.
Здание Харьковской администрации захватчики удерживали весь понедельник. В фойе собралось много женщин с марлевыми повязками на лицах. Взявшись за руки, они выстроили живую цепь в несколько рядов. К вечеру первый этаж заполнили молодые крепкие мужчины 25—45 лет. Как заметили журналисты, сотрудники милиции расступались и пропускали мятежников, а некоторые стражи порядка даже… обнимались с ними.
Когда поздно ночью милиция все же попыталась вытеснить активистов из фойе, митингующие подожгли шины на пороге администрации и стали забрасывать в окна «коктейли Молотова».
— Нам пришлось сдерживать этот натиск, а потом тушить пожар, — рассказывает начальник Харьковской областной милиции подполковник Анатолий Дмитриев.
Спецоперацию по освобождению захваченного здания правоохранители провели рано утром во вторник, 8 апреля.
— Было задействовано 275 бойцов, — рассказывает командующий Внутренними Войсками генерал-лейтенант Степан Полторак. — Операция длилась пятнадцать минут — без единого выстрела, гранат и каких-либо спецсредств. В то же время солдат Нацгвардии боевики забрасывали светошумовыми гранатами, а по охранявшим здание безоружным милиционерам был открыт огонь из травматического оружия. Трое правоохранителей получили ранения (всего с воскресенья пострадали 48 человек). У захватчиков изъяты пистолеты ТТ и травматическое оружие. В результате операции задержаны 64 человека. Все они назвались жителями Харькова и области, хотя документов не имели. Их личности сейчас устанавливают. При задержании многие активисты были пьяны и не могли оказать сопротивления.
Также командующий уточнил, что во время штурма серьезно пострадали майор и курсант Академии МВД. В курсанта бросили светошумовой гранатой, которая попала за складку бронежилета. У юноши рваная рана груди, он прооперирован, находится в очень тяжелом состоянии. Майор с тяжелой травмой головы помещен в отделение нейрохирургии областной больницы.
«Милиционеры шли среди гопников так спокойно, словно были с ними заодно»
Освобожденное здание Харьковской обладминистрации представляло печальное зрелище. По предварительным подсчетам, нанесен ущерб в десять миллионов гривен. Помещения первого этажа практически уничтожены пожаром. Везде много мусора, пепла от сгоревших документов… Судя по всему, захватчики собирались «окопаться» в госучреждении надолго: в зале на втором этаже, где обычно проходили совещания сотрудников и встречи с журналистами, груда консервов, хлеба, «общепитовские» огромные кастрюли с кашей.
После освобождения Харьковской облгосадминистрации глава МВД Арсен Аваков попросил горожан не выходить на улицы, чтобы не мешать проведению антитеррористической операции. Сторонников Евромайдана в этот день в городе практически не было. Зато пророссийские активисты чувствовали себя по-прежнему вольготно. Вечером во вторник, 8 апреля, они атаковали автобусы, в которых перевозили курсантов Внутренних Войск. Толпа догнала автобус и закидала его камнями. Мужчины с георгиевскими лентами стали бить палками стекла. В водителя полетели кирпичи. Досталось и проезжающим мимо машинам, которые разъяренная толпа «одаривала» железными прутами и битами. «Милиционеры шли среди этих гопников так спокойно, словно были с ними заодно, — недоумевает один из свидетелей нападения. — Почему они позволяли бросать камни, бить стекла в автобусе? Почему не стали разгонять толпу?»
Также сепаратисты уже третий день блокируют базу спецподразделения «Беркут», чтобы, по их словам, не допустить вывоза «беркутовцев», отказавшихся задерживать участников массовых митингов, в Киев. Рядом с базой, буквально в 50 метрах, находится гимназия.
— Утром 9 апреля по дороге в школу я наблюдала отвратительную картину, — поделилась мама одного из учеников, — ворота полностью заблокированы бревнами, а рядом стоят мерзкого вида «титушки"-сепаратисты, лица которых спрятаны под масками, а в глазах — агрессия. Совсем рядом с этим «митингом» наша гимназия. Мы так волнуемся за детей!
— Всем задержанным (на вчерашний день — 65 человек. — Авт.) сообщено о подозрении в совершении преступления, предусмотренного статьей «Организация массовых беспорядков», — уточнил исполняющий обязанности прокурора Харьковской области Александр Шевченко.
Правоохранители установили всех задержанных во время штурма облгосадминистрации. «Большинство из них — жители Харьковщины, — уточнили в пресс-службе областного милицейского ведомства. — Но есть приезжие из Запорожья и Донбасса. Кроме того, 14 человек ранее судимы за совершение грабежей, краж и разбоев».
Сегодня в Киевском районном суде Харькова задержанным сепаратистам избирали меру пресечения. Четырем из них определили содержание под стражей на 60 дней с залогом. Вечером определят меру пресечения для остальных задержанных.
У здания суда протестовали люди с георгиевскими ленточками. Митингующие требовали освободить активистов. При этом очень враждебно относились к представителям СМИ. У одесского журналиста отобрали телефон и чуть не побили. Парня спасли правоохранители.
«С началом поста захватили Крым, а на Благовещение устроили такое в Луганске. Каким силам они служат?»
Как уже сообщали «ФАКТЫ», в воскресенье, 6 апреля, в Луганске около тысячи человек с российскими флагами пикетировали здание СБУ. Митингующие требовали освобождения задержанных ранее активистов. С криками «Донбасс!» в здание полетели яйца, затем толпа бросилась на штурм.
— Какая-то женщина крикнула, что надо «вырубить» камеры наблюдения, висящие над входом под козырьком, — с гордостью рассказывает парень лет 20-ти в пятнистом бушлате и с медицинской повязкой на лице. — Наши ребята залезли и стали сбивать камеру. И тут заметили, что над козырьком на втором этаже обычные пластиковые окна. Эти … (нецензурное слово. — Авт.) думали, что если поставят входные двери, как в сейфе, мы не пройдем. Просчитались…
Штурмовики забрались на козырек и начали крушить окна брусчаткой и кирпичами, бросать дымовые шашки. На здании установили российский триколор.
В это время внутри помещения находились практически все сотрудники управления, среди которых было много женщин. Они чудом смогли прорваться через кордоны митингующих на заднем дворе. Во время захвата здания СБУ девять человек получили телесные повреждения различной степени тяжести.
Основная часть помещений в здании СБУ разбита, исчезла в «неизвестном направлении» выручка из местной небольшой ведомственной столовой. А первым пострадал банкомат, стоявший на первом этаже, в нем на тот момент находилось порядка 200 тысяч гривен. Как стало известно, уничтожены и сожжены многие материалы. Пока неизвестна судьба архива СБУ, в котором хранились уникальные документы.
— У меня огромная просьба к тем, кто сейчас находится в здании, если еще не все потеряно, то сохраните эти материалы, благодаря им потомки смогут узнать о подвиге «Молодой Гвардии», краснодонских мальчишек и девчонок, — говорит кандидат философских наук Юлия Еременко. — Эти и множество других документов могут быть безвозвратно утеряны!
Увы, именно информационно-справочный зал, в котором люди изучали исторические материалы, подвергся разгрому одним из первых. Разграблен и музей управления СБУ, в котором были собраны уникальные документы, вещи и награды героев Великой Отечественной войны.
Доходило до банального мародерства. Одна из сотрудниц призналась, что накануне захвата купила себе новые туфли, а когда пришлось спасаться бегством, было не до обновки. На второй день одному из сотрудников в ходе переговоров позволили зайти в здание. Однако коробки с обувью в разбитом кабинете уже не было.
Губернатор Луганской области Михаил Болотских и начальник областного МВД Владимир Гуславский провели с пикетирующими переговоры. После чего один из организаторов призвал митингующих воздержаться от активных действий. Но в это время пророссийские активисты захватили оружейную комнату в Управлении СБУ.
В понедельник на площади перед зданием СБУ в Луганске собралась примерно тысяча человек. Протестующие начали строить баррикады. На митинге было заявлено о необходимости создания парламента Луганской республики и избрании новой «народной власти».
«Те, кто не готов воевать, покинули здание. Остались только надежные бойцы»
Тем временем пресс-служба СБУ распространила сообщение о том, что ее сотрудники совместно с пограничниками задержали в пункте пропуска «Красная Таловка» (Луганская область) гражданина России 29-летнего Романа Банных. Он зарегистрирован по адресу в/ч 13 204, которая входит в состав Главного разведывательного управления российской армии. Банных непосредственно организовывал и координировал с территории Российской федерации работу диверсионной группы, которая действовала в Украине. Целью этой глубоко законспирированной группы было свержение конституционного строя и захват власти, осуществление террористических актов, разжигание сепаратизма и дестабилизация ситуации в восточных регионах нашего государства.
Вечером 8 апреля Служба безопасности Украины сообщила о том, что митингующие заминировали здание СБУ в Луганске и, угрожая оружием и взрывчаткой, насильно удерживают около 60 граждан. Представители спецслужбы потребовали от злоумышленников освободить заложников, а также сложить оружие и разминировать административное помещение…
Всю ночь митингующие ожидали штурма. С трибуны женщина призывала «умирать за родную землю», объяснив, что каждый такой герой сразу же попадет в рай. В сторонке стоял молодой батюшка и тихо молился, а потом сказал: «С началом поста захватили Крым. А на Благовещение устроили такое в Луганске… Каким силам они служат?»
Утром в среду, 9 апреля, выяснилось, что никаких заложников не было. Точнее, почти не было. Порядка сотни людей, участвовавших в захвате здания, одумались и решили покинуть помещение. Однако вооруженные «идейные товарищи» сказали, что теперь они должны быть вместе до полной победы. А чтобы задержать беглецов, сепаратисты придумали версию о «заминировании».
Однако после информации СБУ о заложниках картина поменялась: получалось, что внутри уже не борцы за справедливость, а террористы. После этого из здания начали выходить люди — около сотни человек.
Один из захватчиков Управления СБУ, который представился Василием из Красного Луча, сказал, что ушли те, кто «духовно не готов к войне»: «Мы лишились слабого звена. Те, кто не готов воевать, покинули здание. Остались только надежные бойцы».
— Как человек, видевший войну воочию, уверен, что выход из сложившейся ситуации можно найти только путем переговоров и диалога, а сила оружия исключает любой компромисс, — считает председатель луганской облгосадминистрации Михаил Болотских. — Нам нужен диалог, потому что украинским матерям достаточно слез. Давайте слушать и слышать друг друга.
— В Украине действует Антитеррористический центр, задачей которого является ликвидация незаконных вооруженных формирований, — заявил начальник луганской областной милиции Владимир Гуславский. — Вы должны понимать, что даже один выстрел может привести к непоправимым последствиям. Это крик души как моей, так и многих луганчан — независимо от политических взглядов, вероисповедания и общественного положения. Мы не можем допустить кровопролития на нашей земле. Никакая политическая цель не стоит того, чтобы ради ее достижения в мирное время была пролита хоть капля крови, потеряна чья-то жизнь. Я прошу вас добровольно сложить оружие.
Однако сегодня днем захватчики, похоже, еще не собирались этого делать.
Подготовили корреспонденты «ФАКТОВ» Степан ДАБАГЯН (Луганск), Галина КОЖЕДУБОВА (Харьков), Елена СМИРНОВА (Донецк)
2138Читайте нас в Facebook