«Пока мы ломали голову, как купить слуховой аппарат для внучки, 10-летний мальчик ходил по улицам и собирал для нас деньги»
О юном волонтере Денисе Шкулете «ФАКТЫ» рассказывали в августе прошлого года. Тогда Денис только начал собирать деньги на дорогостоящие слуховые аппараты для глухонемых деток. В свободное от школы время мальчик ходил по городу с коробкой для пожертвований и уговаривал прохожих помочь больным детям. Потом Денис стал приносить коробочку даже в школу, привлекая к благотворительной акции учителей и одноклассников. Кто-то давал две гривни, кто-то — десять или даже пятьдесят. Порыв мальчика помочь слабослышащим одобряли все его знакомые, но мало кто верил в результат, ведь один хороший слуховой аппарат стоит около семи тысяч гривен. Где ребенок возьмет такие деньги?
«Совсем незнакомые люди приносили нам еду, одежду и деньги»
Когда в прошлом году мы познакомились с Денисом, мальчик активно собирал средства и с увлечением рассказывал о слуховых аппаратах, которые хотел бы купить. Уже тогда Денис стал волонтером благотворительного фонда «Сердце к сердцу». Оказалось, школьник решил помогать другим после того, как его семье в свое время помогли неравнодушные люди.
— Большинство наших благодетелей мы видели первый раз в жизни, — рассказывала мама Дениса Наталья. — В июне 2012 года рухнула наша многоэтажка. Я, Денис и моя старшая дочка Юля чудом остались живы. Беда случилась в четыре часа утра. Несущие конструкции старого дома, который давно нуждался в реставрации, рухнули с первого по пятый этажи. Во всех квартирах обвалились именно гостиные. В ночь на воскресенье в этих комнатах должны были находиться люди. Но Господь уберег — большинство из них неожиданно проснулись, и каждый пошел по своим делам: кто-то в ванную, кто-то в детскую. Я тоже спала в гостиной, но без пяти четыре утра почему-то проснулась и вышла на балкон. Не успела вернуться, как услышала странный шорох — как-будто сыпалась штукатурка. Пошла обратно в гостиную и… упала вниз, на второй этаж.
Я не сразу поняла, что произошло. Спотыкаясь об обломки мебели, пошла в детскую искать Юлю и Дениса. «Наташа, ты… не у себя дома. Ты у меня! — закричала появившаяся на пороге комнаты соседка. — Дом рухнул, и ты упала на мой этаж. Быстрее на улицу — сейчас здесь все окончательно развалится!» Дом опять начало трясти. На моих глазах откуда-то сверху… упал человек. Денис и Юля оставались в нашей квартире. До смерти перепуганные, они пытались открыть входную дверь, но не могли найти ключ. Юля нашла его в последний момент. Как только мы выбежали на улицу, в доме рухнула крыша. В тот день погибли два человека. Еще нескольких отвезли в больницу с тяжелыми травмами. «Мамочка, что же теперь? — растерянно спросил Денис. — Где мы будем жить?» Я еле сдерживала слезы, не зная, что ответить сыну.
— Для начала нам нужно было хотя бы во что-то одеться, — вспоминает 17-летняя Юля. — В один миг мы остались без дома, без денег и без вещей. Мама старалась нас ободрить, но я знала: чтобы купить нам компьютер, родители взяли в банке кредит. Уже решила бросать колледж и идти работать. Удивительно еще, что среди обломков дома мы смогли найти папины документы и наши мобильные телефоны… Нас временно поселили в гостиницу. Мне тем временем начали звонить одногруппники и бывшие одноклассники. Мы еще сами не успели понять, что произошло, а они уже готовы были бежать на помощь! «В какой вы гостинице? — спрашивали. — Диктуй адрес. Мы едем». В первый же день ребята принесли несколько сумок с одеждой.
— Мой телефон тоже раскалился от звонков, — говорит Наталья. — Сначала звонили родственники и приятели, потом — совсем незнакомые люди. «Как ваши дети? — спрашивали. — Мы уже собираем для вас деньги и вещи». Оказалось, сработало сарафанное радио: друзья сообщили своим знакомым, те — коллегам… Вскоре о нашей беде знали уже в разных областях Украины. Нам приносили все: детские игрушки, зубную пасту, стиральный порошок. Многие давали деньги.
«Десять человек по десять гривен — и уже получается целая сотня»
— Денег, которые для нас собирал горсовет, мы так и не получили, — продолжает Юля. — Но дали квартиру, и на том спасибо. Правда, въехали мы в пустую «коробку». В этом помещении жить было невозможно. Денег, которые нам собрали добрые люди, почти не осталось. Все пришлось отдать банку, где родители еще до случившегося взяли кредит. Мама пыталась объяснить, что у нас произошло ЧП, но в банке сказали: «Раз это не землетрясение, платите». И люди опять не оставили нас в беде. На заводе, где работает папа, нам дали аж тридцать тысяч гривен! А еще принесли очень много одежды. Наблюдая за тем, как нам помогают, Денис пришел в восторг: «Почему говорят, что хороших людей мало?» Братик записал имена всех наших благодетелей. Некоторым потом звонил и лично благодарил.
Я тоже все время о них думала. Тогда поняла, что общими усилиями можно решить любую проблему. Чтобы помочь нам с ремонтом, люди приносили кто сколько мог — кто-то сто, а кто-то и десять гривен. Десять человек по десять гривен — и уже получается целая сотня. Скольким деткам сейчас требуется лечение, дорогостоящие операции… А ведь если каждый даст по пять-десять гривен, то такие деньги вполне реально собрать. С этими мыслями я пошла в благотворительный фонд «Сердце к сердцу» и записалась в волонтеры.
— Когда я узнал, что Юля собирает деньги для больных детей, тоже захотел, — говорит Денис. — «Ты уверен? — удивилась сестра. — Тебе же всего десять лет!» «Ну и что? — ответил. — Разве я не смогу ходить с коробочкой и собирать деньги?» Ведь когда нашей семье стало негде жить, на помощь пришли даже студенты и пенсионеры. Я еще тогда решил, что тоже никого не оставлю в беде. Так и стал волонтером.
В фонде как раз собирали деньги на дорогие слуховые аппараты для глухих деток. Мне дали большую опечатанную коробку, и я начал работать. Честно говоря, сначала было страшновато. Я вообще-то общительный, но тут нужно было подходить и просить… Мало ли, как люди к этому отнесутся. Помню, набрался смелости и обратился к одной женщине возле фонтана. Все ей рассказал — о детях, об аппарате, который хочу купить. Она улыбнулась и дала пять гривен. Я аж запрыгал от радости: получилось! Потом подошла еще одна тетя и дала еще пятерку… Вот тогда я окончательно осмелел и начал подходить ко всем, кого видел. Почти никто не отказывал. За день собрал больше трехсот гривен. На следующий день принес коробку в школу.
С тех пор Денис пробовал собирать деньги в любом месте, где находился, — даже в школьном автобусе. Говорит, надеялся собрать хотя бы тысячу гривен, а собрал аж две с половиной. Так первый ребенок получил слуховой аппарат.
— Это был мальчик из интерната, — вспоминает Денис. — Как только я отнес собранные деньги в фонд, мы купили ему хороший аппарат. В тот же день он начал слышать. Говорят, тот мальчишка был таким счастливым, что даже расплакался. А я целый вечер, как маленький, бегал по улице и от радости пел песни.
Еще Денис стал ходить в детские дома. Как минимум раз в месяц мальчик приносил в детдом подарки для детей.
— Деньги на эти подарки тоже помогают собирать люди, — объясняет Денис. — Очень жаль деток, особенно больных. Помню, подошел к одной девочке, дал ей игрушку, а она грустно улыбнулась и ничего не сказала. Воспитательница потом объяснила, что она никогда не сможет разговаривать… Сначала дети не хотели со мной общаться. Спрашивали, зачем я пришел. Но я сказал, что хочу с ними подружиться, начал рассказывать интересные истории, и они меня полюбили.
«Как собираю? Хожу по взрослым, по бабушкам, по дедушкам. Если встречу кого-то из вас на улице, тоже подойду»
После публикации «ФАКТОВ» Дениса показали многие центральные телеканалы.
— Выступая перед камерами, брат ужасно стеснялся, — рассказывает Юля. — Он у нас человек не публичный, не любит такого внимания. Но публикации и телесюжеты его только вдохновили — Денис стал собирать деньги еще активнее. Каждый день приносил доверху заполненную коробку. Его начали узнавать на улице.
На днях в редакцию «ФАКТОВ» позвонили из благотворительного фонда «Сердце к сердцу» и сообщили приятную новость: на деньги, которые помогал собирать Денис, купили еще несколько слуховых аппаратов! На этот раз мальчик лично вручал аппараты деткам и их родителям. Для этого Дениса пригласили в Киев.
— Со мной поехали Юля и папа, — говорит Денис. — Это хорошо, потому что я сильно волновался. Когда маме позвонили из фонда и сказали, что я должен приехать в Киев, стало даже страшновато. Но, оказалось, самое страшное было впереди. На самой церемонии, где деткам вручали слуховые аппараты (всего фонд закупил 783 аппарата. — Авт.), меня как самого маленького и самого активного волонтера попросили произнести речь. А это для меня страшнее любой контрольной!
— Брат действительно не ожидал, — улыбается Юля. — Когда Деня вышел на сцену, нельзя было не заметить, как у него дрожали руки. Чтобы его было хорошо видно, брату сказали стать на стульчик. Красный как помидор, Денис поблагодарил всех неравнодушных людей, благодаря которым мы собрали деньги. И настолько трогательно это сказал, что многие из присутствующих не смогли сдержать слез. Я и сама расплакалась. Еще никогда так не гордилась своим маленьким братом.
— А мы не могли понять, почему мальчик вышел на сцену, — вспоминает Любовь Григорьевна из Киевской области. — Думали, что ему, как и моей трехлетней внучке, будут вручать слуховой аппарат. И тут объявляют, что это самый активный волонтер! Благодаря ему наша Софийка теперь сможет слышать. Когда два года назад нам сказали, что внучка практически глухая, мы зарегистрировались в областной поликлинике в очереди за слуховым аппаратом. Там не стали обнадеживать, предупредив, что если наша очередь и придет, то это будет очень не скоро. Слуховой аппарат, с которым Софийка хоть что-то бы слышала, стоит около семи тысяч гривен. Для нашей семьи это заоблачная сумма. Мы уже совсем отчаялись, как вдруг звонок из благотворительного фонда: «Приезжайте в Киев. Вам купили слуховой аппарат». И что самое удивительное — мы даже не обращались в этот фонд! Наши благодетели сами нас нашли. И пока мы ломали голову, что делать, в Луцке десятилетний мальчик (при любой погоде!) ходил по улицам и собирал для нас деньги. Разве это не чудо?
Когда Денис произносил свою речь, его спросили, как ему удается собирать такие больше суммы. «Ну как? — пожал плечами мальчик. Его щеки при этом стали пунцовыми. — Хожу по взрослым, по бабушкам, по дедушкам. Если встречу кого-то из вас на улице, к вам тоже подойду, можете не сомневаться». Зал взорвался аплодисментами.
*Руководитель благотворительного фонда «Сердце к сердцу» Евгения Баранская вручила Денису как самому активному волонтеру почетную грамоту «Золотое сердце Украины»
— Вернувшись на свое место в зале, брат начал комплексовать: «Я, наверное, опозорился. Давай побыстрее отсюда уйдем», — вспоминает Юля. — Но когда к нему стали один за другим подходить люди и благодарить, Денис успокоился. Это, кстати, не единственное наше воспоминание о Киеве. Приехав в столицу в шесть часов утра, мы первым делом поехали на Майдан. В самые опасные дни, когда там расстреливали людей, погибли двое моих знакомых. 22-летний сосед стоял на баррикадах все три месяца. Его застрелил снайпер… Денис долго ходил по Майдану, о чем-то думал. Мне кажется, с тех пор он еще больше повзрослел.
— Наверное, — задумчиво говорит мальчик. — Одно знаю точно: буду продолжать помогать людям. Если бы на Майдане люди друг другу не помогали, погибло бы гораздо больше человек. Но там все друг друга выручали. Кто-то оказывал помощь раненым, кто-то помогал деньгами и едой. Я тоже отдал людям в палатках всю еду, которую мама приготовила мне в дорогу. А еще мы ходили в Михайловский монастырь, где помогали раненым. Кстати, я говорил вам, что хочу стать священником?
— Ты, наверное, уже всем об этом рассказал! — смеется Юля. — А еще ты говорил, что, собирая деньги для больных деток, получаешь от этого удовольствие.
— Это в прошлом году было только удовольствием, — совсем по-взрослому отвечает Денис. — А теперь это моя обязанность. Раз все так хорошо получилось, значит, я должен продолжать этим заниматься. Теперь фонд «Сердце к сердцу» начал сбор денег на операции слепым детям. У меня уже есть новая коробочка. Сейчас поговорю с вами и поеду в центр. Там много людей, поэтому вернусь не с пустыми руками. А скоро еще поедем в детдом. Работы хватает.
5343Читайте нас в Facebook