Сергей Кравец: «В интернет-бизнесе нужно не бояться реализовывать совершенно сумасшедшие, на первый взгляд, идеи»
Каждый год сотни тысяч украинцев отправляются на отдых в Турцию, Грецию, Испанию, Индию, Таиланд… Большинство туристов пользуются услугами авиакомпаний, и при этом все стараются выбрать наиболее удобный и недорогой маршрут. Сегодня с помощью интернет-сервисов все операции, от поиска авиакомпании до покупки и регистрации билетов, можно сделать с домашнего компьютера или смартфона. Владельцем одного из самых успешных сервисов по продаже электронных авиабилетов является 33-летний веб-предприниматель Сергей Кравец.
«ФАКТЫ» продолжают совместный проект с доктором экономики и успешным бизнесменом Евгением Ленгом. Его передачи, посвященные вопросам развития IT-технологий, звучат на радио «Эра» и пользуются большой популярностью. Гости Евгения Ленга — наиболее известные и влиятельные люди отечественного информационного бизнеса. Недавно его собеседником был Сергей Кравец.
Сергей Кравец родился в Тернопольской области в 1980 году. Закончил факультет прикладной математики Национального технического университета «КПИ». Занимался веб-программированием. В электронной коммерции с 2003 года. В 2008 году основал компанию по продаже авиабилетов Tickets.ua. Женат. Воспитывает дочь.
Tickets.ua — лидирующая в Украине компания по продаже авиационных, транспортных и туристических услуг. Сервис также работает в России, Беларуси, Польше и Азербайджане. Первые билеты были проданы в 2009 году. Ежедневно Tickets.ua обслуживает более полутора миллионов запросов на поиск минимального тарифа. Услугами сервиса пользуются свыше 15 тысяч постоянных клиентов.
«В начале 2000-х годов мне платили 600—700 долларов в месяц»
— Когда ты работал системным администратором в бориспольском дьюти-фри, у тебя было много свободного времени? Кстати, сколько ты там зарабатывал?
— Это было самое каникулярное время в моей жизни. Но перед тем как я попал на эту работу, испытал много проблем. Я только женился. Зарабатывал копейки. Моя жена работала в Министерстве финансов, но в то время она получала не зарплату, а какой-то лотерейный билет: выживешь — не выживешь. У нас дома были одна вилка и одна ложка. Поэтому, когда супруга готовила борщ, я его ел вилкой, а ей отдавал ложку, а когда была картошка, мы менялись. Помню тогда думал: либо я рано женился, либо нужно что-то решать, чтобы содержать семью. И тут мне удалось устроиться на ирландское предприятие в Борисполе. Трудились строго по КЗОТу, как при Союзе. За каждый сверхурочный час доплачивали. Тогда, в начале 2000-х годов, я получал 600—700 долларов в месяц. Это была сумасшедшая сумма для парня, недавно закончившего институт. Признаюсь, тот период многое изменил в моей жизни.
— Сейчас ты достиг больших успехов. Когда понял, что являешься предпринимателем?
— До сих пор не уверен, что я предприниматель. Просто однажды мои усилия стали приносить деньги. Увеличивая усилия, получал все больше денег. Поэтому не было момента, когда я проснулся утром и понял, что стал предпринимателем.
— Сергей, сколько лет твоей жизни связано с интернетом?
— Вся сознательная трудовая жизнь, примерно с 1996—1997 годов. Тогда я по заказу турагентства сделал свой первый сайт. По ночам верстал его на языке HTML, размещал картинки. Получил приличные деньги. Но именно в то время понял, что непродуктивно каждый раз переписывать код сайта в HTML, и начал изучать другие языки программирования.
— Позже ты выбрал туристический сегмент интернет-бизнеса. Сейчас достиг впечатляющих результатов. У тебя одна из крупнейших компаний по продаже электронных авиабилетов. Что собой представляет Tickets.ua?
— Сегодня мы имеем огромный офис во Львове, в котором работают около 200 человек. А еще офисы в Киеве, в Азербайджане, в России. Это около 5 тысяч финансовых транзакций в сутки. Есть собственный кол-центр и еще два на аутсорсинге. Мы применяем системные процессы, свойственные европейским и американским компаниям.
— О любой компании можно судить по цифрам. Какие бы ты привел цифры о Tickets.ua?
— Только наличная годовая выручка за проданные билеты в Украине составляет более миллиарда гривен.
— В каких странах работает Tickets.ua?
— В Украине, России, Азербайджане, Беларуси, Польше, Молдове. Планируем выход на рынок Германии.
— Ты возглавляешь компанию, которая обслуживает туристов. Что бы ты посоветовал путешественникам?
— У нас сегодня вся индустрия онлайн-тревела занялась демпингом. Пассажирам нравится, когда компании снижают цены. Но не стоит думать, что дешевле — значит, качественно. Рекомендую учитывать соответствие «цена — качество». А вообще, совет простой: выберите оператора, которому вы доверяете.
«Сейчас мы боремся даже не с конкурентами, а с собой!»
— А сам ты много летаешь?
— Недавно посчитал, что с января по март у меня было 24 перелета. Не знаю, много это или мало. Но у меня маленькая дочка, и я уже иногда задумываюсь, стоит ли лететь в командировку. Планирую свои поездки так, чтобы быть в командировке ровно столько времени, сколько нужно для дела. Уже немного устал от новых эмоций, новых городов…
— Сергей, как быстро твой сервис вышел на окупаемость?
— Примерно за полтора года. И нужно понимать, почему именно такой период. Во-первых, тогда рынок был в самом зародыше, еще не было достаточного спроса. Во-вторых, изначально нам не хватало знаний. В итоге мы набили нужные шишки. А заодно и рынок «подтянулся».
— Кто разрабатывал программную составляющую сервиса?
— Сами, конечно. Пригласили программистов из Львова, которые все написали с нуля. Возможно, наша беда в том, что мы так и не научились пользоваться чужими программными решениями. Наверное, гораздо легче брать что-то готовое. Но мы не умеем. Все создаем сами.
— Насколько важны технологии в электронном туристическом бизнесе?
— Это самая важная составляющая!
— Ранее твоя компания, работающая в онлайне, объединилась с офлайновым билетным агентством. А в других странах есть такая практика слияний?
— В мире подобные прецеденты имели место. Но это никогда не было паритетным объединением. Обычно крупное традиционное агентство покупало онлайн-компанию. У нас получилось иначе. Насколько я знаю, это пока единственный случай слияния обычного турагентства с онлайн-компанией.
— А насколько сделка по объединению Tickets.ua и «Кий Авиа» оказалась удачной?
— Обе компании увеличили прибыль.
— Как происходит управление компанией с общими активами? И в чем твои обязанности?
— Есть наблюдательный совет, есть директор. Директор принимает решения, а совет их утверждает. Мои задачи — стратегическое планирование деятельности компании и контроль над выполнением утвержденного плана.
— Сергей, какие знания необходимы для успеха в онлайн-бизнесе?
— Удачливость (смеется). Если честно, я неоднократно задавал себе этот вопрос и нашел ответ. Возьмем дистрибуцию авиационных билетов. Требуются определенные знания, чтобы осилить этот бизнес. Например, нужно разбираться в онлайн-маркетинге, девелопменте, так как основой продукта является технологическая система, и обязательно в индустрии, в которой ты хочешь работать, в частности, в авиаперевозках.
— Отличаются ли знания, личные качества, необходимые для ведения офлайн- и онлайн-бизнеса?
— В любом случае очень важны общечеловеческие качества: честность, порядочность, открытость… Кроме того, в онлайне нужно не бояться реализовывать совершенно дурацкие, сумасшедшие, на первый взгляд, идеи. «Сумасшествие» надо тестировать, возможно, это гениальная идея. Но, если вы видите, что решение не работает, лучше его сразу бросить и не тратить время и силы. У меня, к сожалению, были проекты, которые мы долго тянули, пытались чего-то добиться, но на самом деле их нужно было сразу закрывать.
— Что делает веб-предпринимательство таким привлекательным?
— Есть у меня идея, основанная на личном опыте. Когда-то услышал мнение, что заработать можно только на рынке, которого еще нет. Рынок электронных авиабилетов был именно таким, его не существовало в Украине. И мы его заняли. Интернет — явление, меняющее рыночную среду. Появляется механизм заказа товаров, доставки продуктов и так далее. Интернет постоянно создает условия под рынки, которых пока нет, но они будут завтра. И можно самому эти рынки находить, развивать, перестраивать. Если угадаешь перспективное направление, получишь прекрасные шансы добиться успеха. Вот сейчас мы боремся даже не с конкурентами, а с собой! Со своей ленью, некомпетентностью, неспособностью быстро принимать нужные решения. Что, поверьте, гораздо проще, чем бороться со всем рынком. И это тоже одна из привлекательных сторон веб-предпринимательства.
«Авиакомпании „влетели“ очень сильно. Ведь они фиксируют стоимость билетов в долларах»
— Какие советы ты дал бы молодым ребятам, собирающимся начать свое дело во всемирной паутине?
— По современным меркам, у нас очень старая команда. Мы вместе работаем с кем-то пять лет, с кем-то семь. Поэтому главный совет — не терять людей, с которыми ты успешно и плодотворно сотрудничаешь.
— Ты сам инвестируешь в какие-то молодые проекты?
— Я готов вкладывать во все что угодно, когда понимаю, что в краткосрочной перспективе каждая вложенная гривня вернет мне гривню и 10 копеек. Не могу называть проекты, но их довольно много, и все они связаны с интернетом. Кстати, мне не нравятся слова стартап, инвестор. Просто вкладываю свои деньги в перспективные бизнесы.
— Вы работаете во многих странах. На какой рынок было сложнее всего зайти?
— Азербайджан. Фактически это рынок, которого нет, так как значительная часть населения не умеет или не хочет пользоваться интернетом. Люди довольно консервативны. Да, число активных пользователей постепенно растет, но это длительный процесс.
— Может, компания просто рано вышла на азербайджанский рынок?
— Здесь возникает вопрос рисков и возврата инвестиций. Не секрет, что азербайджанский рынок не является стратегическим ни для одной крупной компании, если она не нефтяная. Но если рынок можно занять сейчас и по дешевке, то это нужно делать именно сегодня.
— Тебе неоднократно предлагали инвестиции в компанию, но ты отказывался. Почему?
— Во-первых, я очень осторожно отношусь к чужим деньгам. Во-вторых, проявляю к ним интерес только в том случае, если в состоянии их приумножить. Но у меня пока не было ощущения, что могу это гарантировать. Так что не хочу нести ответственность. Тем более что нам пока везло. Как только требовались средства на расширение компании или новый проект, оказывалось, что мы уже заработали необходимую сумму.
— Как ты думаешь, когда в Киеве продадут последний бумажный билет на самолет?
— Уже давно продали (смеется). А если серьезно, то нужно вспомнить историю появления рынка электронных авиабилетов. В 2004 году Международная ассоциация воздушного транспорта потребовала, чтобы к 2008-му все авиаперевозчики перешли на электронные билеты. Поэтому с 2008 года традиционных бумажных билетов нет. Все они электронные, и их не обязательно распечатывать.
— Какими темпами развивается индустрия электронных путешествий?
— Сумасшедшими! Пока мы живем в счастливое время, когда электронная коммерция пробуждает всю мировую экономику, производя всплески активности то в одной, то в другой стране. И если хочешь быть среди лидеров, надо научиться очень быстро бегать.
Кстати, ежегодно спрос на электронные авиабилеты в Украине увеличивается на 37 процентов. На железнодорожные — на 45 процентов, а на автобусные — на 87 процентов.
— А что сегодня нового на рынке электронных путешествий?
— Происходит процесс изменения фокуса предпочтений потребителей. Люди меняют свое отношение к покупке путешествия. Они хотят экономить деньги, время и при этом получать больше услуг. Потребители стали гораздо умнее. А значит, их сложнее удовлетворить. Полная автоматизация процесса приобретения билетов и путешествий стала уже стандартом. Наш продукт — это рекомендация. Все остальное — продукты партнеров. Поэтому мы пришли к тому, что должны продавать вам качественные рекомендации, с помощью которых вы экономите свое время и деньги.
Самый айтишный в Украине — рынок путешествий. Ведь когда агент бронирует авиабилет, это только с виду простая операция. А на самом деле идет обращение к тысячам серверов во всем мире, обрабатывается огромный объем информации.
— Сказался ли политический кризис на электронной коммерции в Украине?
— Я могу говорить только о своем сегменте. Авиакомпании «влетели» очень сильно. Ведь они фиксируют стоимость билетов в долларах. Продают их за гривни, но по курсу НБУ. Потом за гривневую выручку приобретается валюта, чтобы рассчитываться за топливо и множество услуг по всему миру. И вот представьте, авиакомпания продала билеты при одном курсе, а через пару дней купила доллары на 15 процентов дороже. Это потери. Поэтому туристический рынок сейчас стагнирует. Правда, количество заказов электронных билетов растет. Парадокс.
Полную версию интервью с Сергеем Кравцом читайте на сайте www.prostranstvo.kiev.ua
Подготовил Сергей КУРГАН, «ФАКТЫ»
11109Читайте нас в Facebook