Арсений Яценюк: «Я продал джип, потому что стало стыдно на нем ездить»
Арсений Яценюк тринадцать лет назад возглавлял министерство экономики Крыма. Тогда ему было всего лишь 27. В 30 лет, когда в стране полыхала «оранжевая революция», он исполнял обязанности председателя Национального банка, в 33 года стал министром иностранных дел, а затем спикером Верховной Рады. Сегодня Арсению Яценюку исполняется 40 лет. Он самый молодой премьер-министр за всю историю независимой Украины.
«В борьбе с нерадивыми сотрудниками нужны три карточки: две желтые и одна красная»
В одном из интервью «ФАКТАМ», рассказывая о своей весьма стремительной карьере, политик признался, что считает реальным успехом руководство НБУ. В 2004-м, когда Сергей Тигипко, в то время возглавлявший Нацбанк, ушел руководить избирательным штабом кандидата в президенты Виктора Януковича, Арсений Яценюк, работавший первым замом председателя НБУ, остался там, как говорится, за старшего.
— События 2004 года, когда мы сумели выстоять в условиях финансового кризиса, даже описаны в методических пособиях Международного валютного фонда, — рассказывал Арсений Яценюк. — У меня не было опыта работы в этой организации. Сработали в основном знания, логика и чувство ситуации. Для успеха необходим «нюх», интуиция. Опыт, конечно, тоже. Но бывает и так, что опыт только мешает. С годами ты меньше рискуешь, делаешь все взвешенно. Действительно, иногда следует отложить принятие решения, дать ему выкристаллизоваться. Но при этом нужно не бояться рисковать.
Видимо, нынешнему премьеру по-прежнему не чужд вкус к риску. Иначе в сложившихся условиях он вряд ли согласился бы возглавить Кабмин, членов которого сам же окрестил политическими камикадзе. Ведь понятно, что граждане вряд ли им будут симпатизировать даже за вынужденное принятие крайне непопулярных решений, например, о повышении тарифов на газ. Кстати, недавно премьер пригрозил увольнениями тем министрам, чья работа не будет результативной. И это при том, что сам он, как признавался ранее, вовсе не является сторонником полной кадровой ротации в министерствах при смене главы Кабмина.
— Я вообще не метла, которая метет по-новому. Все эти бросания то в одну, то в другую сторону, размахивание руками ни к чему хорошему не приводят. Знаете, это как приехать в больницу и разогнать всех хирургов. Так, конечно, можно поступить, но кто тогда будет делать операции? И если даже найти новых специалистов, то насколько качественными будут их операции? Я уверен, что заслуга руководителя не в том, чтобы приехать и везде расставить своих людей, а в том, чтобы перевести специалистов в тот формат, в котором ты сам работаешь… Самое главное — чтобы подчиненный чувствовал свою необходимость. Также нужно понять, насколько эта необходимость соответствует его уровню. Я очень не люблю ленивых и тупых сотрудников. Правда, бывают умные, но ленивые — эти генерируют идеи, и с их ленью можно мириться. Считаю, что в борьбе с нерадивыми нужны три карточки: две желтые и одна красная…
Недавно премьер-министр рассказывал, что с целью экономии государственных средств правительство сократит более трех тысяч сотрудников органов исполнительной власти. Более того, Арсений Петрович дал понять, что не будет удерживать заместителей министров, руководителей департаментов и глав администраций, которые получают государственные льготы и любят ездить за казенный счет. Кстати, сам премьер, будучи человеком далеко не бедным (за прошлый год глава Кабмина задекларировал около двух миллионов гривен дохода), в зарубежные командировки предпочитает летать обычными рейсовыми самолетами. «Здесь ничего нового, и так будут летать все члены Кабинета министров. Потому что в стране, где 70 процентов людей живет за чертой бедности, чартерами летать могут только те, кто дерзко относится к своему народу», — аргументировал Яценюк свою позицию.
— Если нужно лететь не более трех часов, я покупаю билет в эконом-класс, — рассказывал он «ФАКТАМ». — И делаю это принципиально. Во-первых, это в три раза дешевле. Во-вторых, считаю, что любому министру, живущему за государственные деньги, непозволительно летать ни чартерными рейсами, ни бизнес-классом. Я понимаю, что в бизнес-классе имеет смысл лететь, если полет длительный, а у тебя сразу по прилету намечены переговоры. В противном случае какая мне разница, где сидеть?
…Я всегда говорю людям, что у меня, к сожалению, нет волшебной палочки. Была бы — взмахнул бы ею разок и всех осчастливил. Зато у меня есть понимание того, что нужно делать завтра, послезавтра, через месяц и год для того, чтобы постепенно решать проблемы, копившиеся десятилетиями…
«Автор одного-единственного закона, способного изменить жизнь к лучшему, получил бы не только нобелевскую, но и все остальные премии мира»
Не только отечественные, но и мировые политики очень часто отмечают, что одной из основных проблем Украины является коррупция. Последние громкие разоблачения делают очевидным тот факт, что у нас ее пытались не столько искоренить, сколько возглавить. Имеются ли действенные способы преодоления этого зла?
— Есть такая пословица: «Рыба гниет с головы», — говорит Арсений Яценюк. — Беспредел в стране происходит в первую очередь потому, что законы не соблюдают руководители государства. И как в такой ситуации будет себя вести рядовой милиционер или прокурор? Выполнение законов должно начинаться с тех людей, которые получили свои посты в результате выборов… Человек должен понимать неизбежность наказания. Украл — сел в тюрьму. Принял взятку — попал под уголовное преследование и лишился депутатского мандата. Если это случится с одним, то второй насторожится, а третий задумается и откажется… Думаю, что автор одного-единственного закона, способного изменить жизнь к лучшему, получил бы не только Нобелевскую, но и все остальные премии мира.
Как и у многих высокопоставленных чиновников и политиков, у премьер-министра есть загородный дом. До последнего времени семейство Яценюков жило в Новых Петровцах, однако сейчас перебралось в собственную квартиру на элитном Печерске. В недавнем интервью ТСН глава Кабмина рассказал, что работает допоздна, зачастую возвращаясь домой далеко за полночь, и лишнего времени на дорогу у него нет. Кстати, премьер сменил не только жилье, но и автомобиль. Продав свой джип «Рендж Ровер», купил подержанный бронированный «Мерседес». Свой поступок пояснил просто: ездить на джипе ему было… стыдно. И это при том, что в налоговых декларациях, которые Яценюк исправно обнародует, фигурируют суммы с шестью нулями. Кстати, в бизнес он пришел еще будучи студентом. А свой первый миллион заработал, продав банковские ценные бумаги.
— В начале 1990-х годов мы, как и все, начинали с базара, — честно признавался глава Кабмина. — И я совершенно этого не стесняюсь. В Польшу, правда, мы с друзьями не выбирались, все больше мотались по Украине. Это большой жизненный опыт. А в 1992-м, еще в мою бытность студентом второго курса юрфака Черновицкого университета, мы с однокурсниками организовали юридическую фирму. Причем это была первая в Украине фирма, которая получила в Минюсте лицензию на ведение юридической практики. При этом у нас не было ни одного человека с уже законченным высшим юридическим образованием! В то время мы отхватили очень серьезный рынок. Молодые были и наглые как паровозы, я бы сказал — профессионально настырные. Ведь старая советская юридическая школа концентрировалась в основном на уголовном праве. А хозяйственных правоотношений не знал никто: ни мы, ни преподаватели, ни юристы. Кто был умнее, тот отбирал рынок. Мы отобрали основной рынок по приватизации области. В 1998 году я перебрался в банк «Аваль», отработал там три года и официально получил его акции.
Арсений Яценюк скромно умолчал о том, что пришел работать в банк на должность консультанта и за три года сумел пройти путь от рядового сотрудника до заместителя председателя правления финучреждения. С этой должности Арсений Петрович стартовал в политике, приняв в 2001 году предложение возглавить Министерство экономики Крыма. Злые языки поговаривали, что за молодого талантливого финансиста замолвили слово в кабинете тогдашнего главы государства Леонида Кучмы очень влиятельные люди. Но подобные намеки никогда не смущали Яценюка. Два года назад, во время парламентской избирательной кампании, он сказал: «Украинская политическая система требует новых людей. Только я бы здесь уточнил: не новых людей, а людей нового качества. Часто в Украине новые люди во власти появляются, но они живут по правилам, в десятки раз хуже тех, по которым живут „старые“ люди… Мне бы очень хотелось, чтобы список политиков состоял только из святых. Но есть небольшая проблема: все святые не с нами, они в другом мире…»
Материал подготовила Ирина ГОЛОТЮК, «ФАКТЫ»
Фото Рейтер
3782Читайте нас в Facebook