Поддерживая наших бойцов своим творчеством, дети учатся постигать добро и зло
Звонок на мобильный телефон. Беру трубку и слышу вопрос:
— Ты когда-нибудь видел, как плачут подполковники?
— Нет, пока не доводилось.
— А я вот показал одному фотографии тех писем-рисунков, которые детки прислали в его часть… И подполковника пробило. Своего пацана он уже давно не видел. Здесь, на передовой, на многих блокпостах детские рисунки просят и ждут. Подполковник сказал, что эти рисунки для многих получше психиатра будут.
— Будут! Будут письма-рисунки!
Это диалог волонтера Владимира Степанца с солдатом, воюющим на востоке Украины. Многие люди, добровольно участвующие в народном движении по снабжению украинской армии, говорят о потребности наших воинов именно в такой незамысловатой моральной поддержке. В то же время эксперты, работающие с детьми, которые попали в кризисные ситуации, уверены: рисуя, ребенок справляется с психологическими проблемами и страхами.
«Нашим украинским военным нужно показать, как мы их ценим, любим и как хотим видеть их снова. Живыми»
Собирая средства на закупку амуниции, обуви, необходимого дорогого оборудования для военных или же банальных круп, сигарет, носков, Владимир Степанец уверен, что простые, искренние детские послания лечат души наших бойцов. Вспоминая о беседе с солдатом о детских рисунках, волонтер рассказывает:
— Не один такой разговор у меня состоялся с теми, кто сейчас воюет. Я знаю, что иногда именно рисунки могут не дать сойти с ума, озвереть или впасть в апатию, когда каждую минуту ждешь выстрелов. Когда, просыпаясь, ты не знаешь, доживешь ли до следующего пробуждения.
*"Всмотритесь: боец даже не замечает, что его снимают, — объясняет волонтер Владимир Степанец. — Его поза и руки, держащие письмо, говорят сами за себя. Эти послания иногда являются для них чуть ли не единственным подтверждением, что их ценят и любят" (фото Владимира Степанца)
Я обращаюсь через «Фейсбук» к людям, прошу их рассказать своим детям, что наши украинские солдаты отправились на восток, не имея зачастую ничего, кроме оружия, патронов, какой-никакой техники и… желания защитить нас всех от подлого и коварного врага. И они гибнут. Гибнут каждый день. Им нужна помощь! Нужно показать, как мы их ценим, любим и как хотим видеть их снова. Живыми.
Передайте каждому ребенку, что эти бойцы уже очень долго не видели своих дочек и сыновей, сестричек и братьев, племянниц и племянников. И что наши защитники будут очень-очень рады получить письмо, а еще лучше — письмо-рисунок, потому что он будет напоминать им обо всех тех детях, которых они защищают вместе с их папами и мамами.
Когда я передал бойцам часть рисунков, мне было строго-настрого наказано сказать всем детям СПАСИБО. Жаль, что я не могу назвать ни подразделений, ни имен солдат, которые вешают эти рисунки в своих палатках, на блокпостах, в БТРах, танках, чтобы всегда иметь их перед глазами.
Владимир собирает все необходимое для снабжения 72-й Гвардейской Красноградско-Киевской отдельной механизированной бригады. Волонтеру удалось сфотографировать одного из бойцов, которому попало несколько писем, переданных с посылками.
— Всмотритесь: боец даже не замечает, что его снимают, — показывает фотографию Владимир. — Его поза и руки, держащие письмо, говорят сами за себя. Эти послания — иногда чуть ли не единственное напоминание о тех, кого они защищают, и подтверждение того, что их ценят и любят.
Даже если вы и ваши дети уже отправили такие письма и рисунки, расскажите об этом соседям и родным, пусть и их малыши нарисуют послания для военных. А вы сами можете запросто дописать несколько теплых строк. Это очень важно! Послания можно отправлять нашему волонтеру в Киев, связавшись с ним по телефонам: (097)127−63−94 или (063) 684−78−67.
«Родители должны понимать: рисуя войну, мы не поддерживаем агрессию. Мы поддерживаем чувства ребенка!»
Многие родители опасаются говорить с детьми о боевых действиях, стараются не смотреть в их присутствии тревожные новости по телевизору и оберегают ребят от стрессов. А некоторые, увидев, что ребенок нарисовал войну, кровь, танки и стрельбу, ужасаются и думают, что у него теперь психологическая травма.
Так ли это, «ФАКТЫ» выясняли у арт-терапевта, магистра креативного искусства в терапии Университета Дрексел (Филадельфия, штат Пенсильвания, США) Вероники Гранкиной-Редчиц во время семинара «Исцеление искусством: роль творчества для преодоления последствий кризисных ситуаций у детей», проходившем в «Мистецьком арсенале».
— С помощью рисунка ребенок выражает чувства, которые не может высказать словами, — поясняет арт-терапевт. — И если он нарисовал войну, то это не обязательно отображает состояние его психики. Возможно, просто подсмотрел картинку в сюжете по телевизору или еще где-то. Когда ребенок рисует такие сцены — это норма. Не стоит бояться. Лучше воспользоваться возможностью вместе обсудить рисунок и помочь ребенку понять, что же происходит. То же можно сказать о ситуации, когда дети играют в Майдан или войну.
*Этот рисунок семилетней Маши Лахновской из Борисполя прославился в Интернете, еще не доехав до места назначения, и получил название «Коты». Солдаты уже выделили ему место на стенде «Листи вiд душi»
Творчество — это экспрессия, выражение. И если запрещать ребенку таким образом себя выражать, то это все равно, как если бы малыш говорил: «Мама, мне очень страшно!», а она ему отвечала: «Нет, нет, ничего не говори, молчи!» Если родители замалчивают какую-то тему, у ребенка складывается впечатление, что это страшный секрет, табу. А если об этом нельзя ни сказать, ни нарисовать — может, надо бояться еще сильнее?
В таких ситуациях проблема уходит вглубь. Вплоть до того, что у малыша может сформироваться мнение, что он вообще не имеет права говорить о том, что плохо, что его кто-то ударил, обидел… Дитя замыкается.
Рисуя какой-то сюжет, например бой, ребенок находится в нем. И этот процесс взрослым следует начать и закончить вместе с детьми, не делая из него секрета. Тогда ребята научатся выходить из любых конфликтов. Обязательно надо обсудить сам рисунок: что на нем изображено, что пугает, как можно решить проблему? И выстроить логическую цепочку: с чего все началось, что происходит сейчас и чем закончится. Например, нарисовать еще один рисунок о том, какой будет страна, когда мы победим и наступит мир.
При этом родители должны понимать: рисуя войну, мы не поддерживаем агрессию. Мы поддерживаем чувства ребенка! Мы не говорим, что так правильно. То, что происходит, — плохо. Но потом надо обсудить и объяснить детям, что всегда так не будет, что черная полоса обязательно сменится белой. При этом постараться приучать ребенка думать, задавая ему вопросы из серии: «А что, по-твоему, должен сделать Путин?» Таким образом, малыш учится понимать, что такое мир, постигать такие сложные категории, как добро, зло, насилие, честь и доблесть.
После публикации «ФАКТОВ» о том, как киевлянка Светлана Тимощук организовывает добровольцев, собирающих целые машины с продуктами и снаряжением для солдат, воюющих под Славянском, в редакцию тоже стали приходить детские рисунки. Вероника Гранкина-Редчиц посмотрела их и отметила, что абсолютно все послания добрые, светлые и, с точки зрения психолога, совершенно нормальные.
Малыши до четырех лет рисуют радугу, бабочек и украинский флаг, дети постарше создают целые плакаты: на одном написано «Добро всегда побеждает Путина!», нарисован украинский воин с медалями и поверженный враг. На другом рисунке в центре украинские казаки и солдаты, справа на сером фоне сепаратисты, слева в самых радужных оттенках дети, а также математические и физические формулы (что, очевидно, символизирует знания и светлое будущее Украины). А самый распространенный сюжет — папа, мама, малыш, дом и яркое солнце на мирном небе. На одном рисунке написано: «Папа, возвращайся домой!» и подпись — Андрей Пивень.
Эти рисунки уже отправились на передовую.
— Я только что звонила мужу, он сказал, что у них там взрывы и стрельба, нескольких человек убили, — говорит Светлана Тимощук. — Но ребята с нетерпением ждут, когда к ним доедут письма и рисунки, и говорят, что повесят их на специальный стенд, который называют «Листи вiд душi». Они сделали такой стенд, когда получили первые весточки из дому. Там были и адресные письма, и такие, которые дети писали для всех. Есть рисунок, на котором изображена целая рота с пожеланиями для каждого бойца. Есть лист с отпечатками двух детских ладошек — желтой и голубой. Повесили на стенд и письмо мальчика с футбольным мячом.
А в этот раз у нас собрался целый ящик писем, причем не только от детей. Сотрудницы одной фирмы сделали серию фотографий, где они держат в руках распечатки с буквами, из которых складываются целые предложения-пожелания. Очень трогательно смотрятся письма от женщины, которая оформила их в виде треугольников, как во время Великой Отечественной войны.
Много больших плакатов, рисунков, выполненных красками ребятами из художественной школы. А одна девочка сделала 15 оберегов для солдат, каждый — в виде цыпленка, у которого на шее мешочек с конфеткой. К оберегу прилагается письмо-инструкция, где пишется, что если солдату вдруг станет грустно, пусть он распечатает мешочек и съест конфету. Тогда ему сразу станет слаще и теплее на душе. Об этих оберегах я им пока не говорила. Сказала, что парней ждет приятный сюрприз.
Есть целые серии рисунков, которые организовывали учителя в школах. Не все родители впускают войну в свои сердца, и их отпрыски даже не догадываются о том, что происходит на востоке. Так, один мальчик выполнил рисунок с георгиевской лентой и пояснил, что такую носили во время войны. Когда ему рассказали, что сейчас в Донецкой и Луганской областях идут настоящие бои, он очень удивился и… нарисовал украинский флаг.
3868Деньги для украинских солдат, воюющих сейчас под Славянском, можно перечислять на карточку «Приватбанка», номер 5168 7553 8500 6008, Терпиловская Анна
Читайте нас в Facebook