Перед заселением беженцев в особняк Царева его родственники вывезли несколько грузовиков вещей
Поместье Олега Царева находится в старинном селе Старые Кодаки на южной окраине Днепропетровска. Это поселение возникло на месте разрушенной в XVII веке польской крепости Кодак на берегу Днепра. Напротив села находился когда-то одноименный днепровский порог, и местные жители промышляли лоцманством и рыбалкой. Рыбачат здесь и в наши дни — под кручей хорошо ловятся рыба и раки. Но с появлением именитого соседа, занявшего шесть гектаров прибрежной полосы, выход местных жителей к реке был отрезан.
«Родственники Царева позвонили его жене, и она дала согласие поселить в доме беженцев»
Царев «одел» высокий берег в два гранитных бастиона — одна стена возвышается сразу за домом, под ней разбит фруктовый сад и сосновый лесок. Другая подпирает сам днепровский берег — за ней личный причал и пляж, отгороженные бетонными стенами, выступающими в реку. Какое-то время народ возражал, пытался бороться, но потом смирился. Царев же откупился просто — построил на своей территории детскую площадку и разрешил селянам с детьми ею пользоваться.
Когда для нардепа и кандидата в президенты настали не самые лучшие времена, четырехэтажный особняк превратился в настоящую крепость — на крыше за мешками с песком были оборудованы огневые точки, во дворе дежурили автоматчики. В селе даже поговаривали, что над головами рыбаков, застывших с удочками в лодке посреди реки, пролетают пули, мол, снайперы так развлекаются. Но самого Царева и его семью в селе не видели уже давно.
В начале мая об имении опять заговорили: ночью кто-то бросил в бокс с царевской «Тойотой Камри» бутылку с зажигательной смесью. Охранники рассказали, что неизвестные в балаклавах приехали на микроавтобусе, приказали всем лечь на землю, устроили пожар и скрылись. Спасатели примчались оперативно, огонь погасили, но машина и 15 квадратных метров вокруг нее сгорели дотла. Остальные комнаты пожар не затронул, но все в доме пропиталось дымом, мебель и техника покрылись черной гарью.
*В особняке сбежавшего политика временно будут жить несколько семей
В тот день, когда парламент 235-ю голосами все-таки лишил Царева депутатской неприкосновенности и проголосовал за его привлечение к уголовной ответственности, в имение приехали новые гости. Активисты Автомайдана и общественной организации «Единство и воля», которые помогают сегодня областным властям расселять сотни семей беженцев из Крыма и с востока Украины, вспомнили о пустующем особняке. Поскольку все резервы — гостиницы, турбазы, общежития — область уже исчерпала, этот вариант показался вполне приемлемым. Охранники на этот раз гостям не препятствовали, но вызвали адвоката, юриста и родственников Царева (в Днепропетровске живут его братья Иван и Михаил, депутаты-регионалы областного и городского советов, а также сестра Мария).
— Возможно, в другое время нужно было подать иск в суд, дождаться решения, как советовали нам его адвокаты, — рассказывает активист Автомайдана Тарас Здреник. — Но когда идет война и тысячи людей лишились крыши над головой, пришлось принимать радикальные решения. Тем более что дом мы не конфисковывали, а просто решили поселить там беженцев. Кстати, родственники позвонили жене Царева Ларисе, и она дала на это согласие. Только попросила разрешения забрать личные вещи. Правильно рассудила, что дом, заселенный беженцами, не сожгут и не разграбят.
Весь следующий день в крытые фуры и «Газели» грузили имущество. Общественники передали представителям Царева под расписку оружие, ковры, одежду, домашний кинотеатр, чучело бурого медведя, рыцарские доспехи, украшавшие каминный зал, картины, огромную фильмотеку (библиотеку, кстати, оставили), дорогие иконы, тяжеленные гири с гантелями и много другого добра. Поснимали даже светильники и розетки в комнатах. Два гладкоствольных ружья, насадку для бесшумной стрельбы и сабли забрали правоохранители. От причала в неизвестном направлении отчалили яхта, байдарка, скутер и моторная лодка. Закопченную дубовую мебель с обивкой из натуральной кожи, холодильники, запасы продуктов и консервации хозяева бросили. Очевидцы утверждают, что ничего уникального, антикварного (как в Межигорье или доме Пшонки), у Царева они не видели. Но депутат, скорее всего, уже вывез самое ценное в Крым, где у него есть поместье похлеще днепропетровского.
«Никогда не думал, что буду так радоваться при виде украинского флага»
Сегодня в Старых Кодаках уже обживается первая семья беженцев. Коренному жителю Донецка, владельцу небольшой рекламной фирмы Владимиру Моисееву с женой и девятилетним сыном Васей достался гостевой домик — просторная комната с двуспальной кроватью и большим телевизором на стене, кухня и санузел.
— В Донецке бизнес вести стало невозможно, — рассказывает 38-летний Владимир Моисеев. — В мае я едва смог выплатить зарплату сотрудникам — реклама сейчас никому не нужна. Бандиты отбирают у людей имущество, машины, фирмы, автосалоны стоят пустые. Страшно выпускать детей на улицу. Вооруженные люди делают, что хотят — оборудуют огневые точки в жилых домах, уничтожили в городе всю национальную символику, а где нельзя сорвать, закрасили черной краской. Самое страшное, что многие буквально одурманены российской пропагандой, которая льется с экранов. На улицах бандиты, убийцы, чеченские диверсанты, а старушки боятся не их, а «Правого сектора», которого никто в глаза не видел.
*Беженец из Донецка Владимир Моисеев поселился с семьей в гостевом домике поместья (фото автора)
Поэтому самой важной задачей украинской власти Владимир считает отключение на востоке российских каналов — любыми средствами. И включение украинских. Чтобы люди начали понимать, что происходит в их стране, чтобы местный эфир наполнился всеукраинским сочувствием и сопереживанием судьбе Донбасса. Его жители должны знать: власть не оставит их в беде, а незваные гости, наоборот, несут не освобождение, а разруху и смерть. Однако, попытавшись как-то вступить на улице в спор, он едва не поплатился жизнью. И решил, что надо спасать семью. Тем более что жена Лена от постоянного стресса перестала спать по ночам, а дети не могли ходить в школу. Владимир рассчитал маршрут проселочными дорогами, где не было блокпостов, и позвонил на горячую линию Днепропетровской облгосадминистрации: «Примете?» Там ответили: «Приезжайте, крыша над головой будет».
— Конечно, о том, что буду жить в особняке Царева, даже помыслить не мог, — разводит руками Владимир. — Этот политик вызывал у меня в последнее время брезгливое чувство. Как может человек, родившийся и всю жизнь проживший в Украине, разрывать свою страну на части, создавать вместе с российскими спецслужбами придуманное государство Новороссию? Вести себя не как слуга народа, а как его злейший враг. Честно говоря, неприятно было ехать в его дом, но знакомый батюшка пообещал мне освятить мое временное жилье. А прекрасная природа Приднепровья уже положительно повлияли на жену — она начала успокаиваться. Но самое главное для нас — в Днепропетровске есть законная власть. Никогда не думал, что буду так радоваться украинским флагам на домах, машинах, на балконах многоэтажек. Просто до слез.
Владимир мечтает поскорее вернуться в свой дом, к любимому делу, но и в Днепропетровске отдыхать не намерен — хочет помогать таким же, как он, беженцам, работать волонтером. Когда дом Царева заселят полностью, будет вместе со всеми делать ремонт в пропахших дымом помещениях, налаживать быт беженцев.
В усадьбе, возможно, разместят санаторий или семейный детский дом
В ближайшие дни в особняке скандального политика поселятся около 15 переселенцев из восточных областей Украины. По словам пресс-секретаря штаба национальной защиты Днепропетровщины Екатерины Леоновой, в область уже приехали более тысячи крымчан и несколько сотен человек с востока Украины. Беженцев расселяют по частным домам неравнодушных жителей области, турбазам, общежитиям. Но жилья остро не хватает. Поэтому пустующий дом Царева очень пригодился. В нем можно разместить 10—15 человек, а со временем, если будет принято законное решение о его конфискации (против Царева, как известно, начато уголовное производство за сепаратизм и раскол страны), его могут передать семейному детскому дому или санаторию.
Сегодня особняк охраняют от мародеров активисты штаба национальной защиты, здесь проводят экскурсии для журналистов. Но нахлынувшая в усадьбу пишущая и снимающая братия особых изысков в убранстве не обнаружила. Видно, что хозяева очень большое значение придавали собственному здоровью — большой спортивный зал буквально набит всевозможными тренажерами, в соседней комнате бассейн. Рядом — просторная бильярдная. Отдохнуть здесь тоже любили: вокруг камина — дорогая мебель, обитая кожей, домашний кинотеатр с фильмотекой, еще недавно стояли чучело бурого медведя и манекен в рыцарских латах. Обставлена дорогой дубовой мебелью и баня на берегу Днепра. Возле нее грот в гранитной скале, барбекю и большая поленница с дровами — видно, надолго запасались.
*Чучело бурого медведя семья бывшего регионала решила в особняке не оставлять
Говорят, сам Царев с семьей живет нынче в Крыму — не на съемной квартире, а в шикарном дворце. Одна из крымских газет еще до оккупации полуострова провела расследование, касающееся профсоюзной здравницы имени Кирова, расположенной в центре Ялты, в бывшем особняке княгинь Барятинской и Долгорукой. В советские времена здесь одновременно могли отдохнуть более шестисот человек. Положив глаз на исторический и архитектурный памятник, главный регионал Днепропетровщины сумел акционировать здравницу, включив в состав акционеров Днепропетровский хлебокомбинат № 1 (принадлежащий Цареву), и зарегистрировать ЗАО «Санаторий имени Кирова» в Днепропетровске. Все дальнейшее было делом техники: у санатория вдруг возникли свыше семи миллионов гривен задолженности перед некими двумя днепропетровскими фирмами — к ним и перешла в счет погашения долга основная часть акций здравницы. За фирмами, говорят, тоже стоял Царев. Он и стал владельцем дворца стоимостью свыше 30 миллионов гривен с семью гектарами территории.
Правда это или нет, пусть разбираются правоохранители. Пока же в саду, разбитом на берегу Днепра, поспевают черешни и абрикосы. Может, хоть это утешит Васю Моисеева и других ребятишек, бежавших с родителями от войны, по сути, объявленной Украине Партией регионов.
А пока штаб национальной защиты Днепропетровщины объявил за поимку скандального политика полмиллиона долларов вознаграждения. Но руководитель штаба Юрий Береза сообщил, что эта сумма каждые три дня будет уменьшаться на 20 тысяч долларов — «чтобы узнать истинную цену этого деятеля».
6801Читайте нас в Facebook