С предполагаемого организатора похищения киевских монахинь сняли все обвинения
Резонансное дело о похищении настоятельницы Свято-Покровского монастыря и ее помощницы получило неожиданный поворот. С предпринимателя Сергея Бута, которого ранее называли организатором этого преступления, сняли все обвинения, а секретарь митрополита Владимира Александр Драбинко больше не является свидетелем
*Настоятельницу монастыря Калисфению и ее помощницу Екатерину искали три дня
О том, что с Сергея Бута сняли все обвинения, первым на своей страничке в «Фейсбуке» сообщил секретарь митрополита Владимира Александр Драбинко. В этом громком деле Драбинко проходил в качестве свидетеля. Теперь же он заявил: дело против него и его друга Сергея Бута пытался сфабриковать бывший министр внутренних дел Украины Виталий Захарченко.
«Шантажируя меня, Виталий Захарченко настаивал, чтобы я написал заявление об увольнении меня со всех должностей (на тот момент Александр Драбинко был председателем Наградного отдела Украинской православной церкви, главным редактором официального сайта Украинской православной церкви и шеф-редактором „Церковной православной газеты“. — Авт.). Но просьбу в таком виде митрополит Владимир подписывать отказался, сказав, чтобы я написал прошение: „На период выяснения обстоятельств дела, в котором я прохожу как свидетель, прошу отстранить меня от должностей, которые я занимаю“. Таким образом, сейчас я считаю себя де-факто восстановленным в должностях. Прошу заметить, что я не был фигурантом этого уголовного дела ни в качестве подозреваемого, ни в качестве обвиняемого. Сейчас уголовное дело направлено в суд в отношении лиц, которые мне не известны».
Такой поворот событий многих удивил. Ведь еще в прошлом году правоохранители настаивали на виновности Сергея Бута. Но что могло связывать монахинь и брата народного депутата? Позже выяснилось, что за похищением Калисфении и ее помощницы стоит афера на десятки миллионов долларов, которую провернула прихожанка Киево-Печерской лавры 44-летняя Наталья Панько.
— С Натальей Панько я познакомилась три года назад, когда она была чуть ли не правой рукой архиепископа Александра Драбинко, — рассказала «ФАКТАМ» пострадавшая киевлянка Ирина (имя изменено). — Она не имела прямого отношения к церкви, но в Киево-Печерской лавре ее считали незаменимой. Наталья организовывала паломнические поездки, договаривалась по поводу обеспечения церковных автомобилей топливом, закупала церковную утварь. Панько преподавала в Киевском национальном университете строительства и архитектуры и была женой влиятельного государственного чиновника. Наталья приносила в церковь большие пожертвования, подружилась с архиепископом Александром Драбинко и монахиней Калисфенией.
Однажды одна из прихожанок, жена бизнесмена, рассказала мне, что Панько благодаря своим связям может решить практически любой вопрос. И может помочь мне купить новенький элитный автомобиль процентов на двадцать дешевле его реальной стоимости. При личной встрече Панько это подтвердила. «Только не думайте, что это какая-то афера, — сразу объяснила Наталья. — Просто при церкви существует специальный фонд. Его курирует лично архиепископ Драбинко, а я ему помогаю». Она рассказала, что благодаря этому фонду церковь может закупать за границей автомобили без уплаты таможенного сбора. Когда мы приехали в один из самых дорогих столичных автосалонов, его сотрудники встречали Панько как настоящую vip-персону. Оказалось, в этом автосалоне у нее даже есть свой кабинет. В результате я выбрала «Лексус», и Наталья сказала, что он будет стоить мне на 25 процентов дешевле, чем продается. Я заплатила деньги через кассу в автосалоне.
Панько объяснила, что имеет свою прибыль. Дескать, закупает автомобили через фонд, после чего продает их по обычной цене. В итоге она предложила и мне поучаствовать. Причем ни покупать, ни продавать автомобили мне не надо было. Нужно просто давать ей деньги на покупку новых машин и ждать, когда здесь, в Украине, она их выгодно продаст — и получить еще большую сумму, чем вложил. Что-то вроде финансовой пирамиды. Конечно, отдать деньги для реализации такой схемы малознакомому человеку я бы побоялась. Но в Наталье к тому времени уже не сомневалась.
Вскоре Ирина узнала, что в пирамиде задействованы несколько десятков человек. Доверяя Панько, люди не шли в автосалон, а передавали деньги ей лично.
— Это происходило в присутствии свидетелей, — рассказала Ирина. — Обычно при передаче денег присутствовали матушка Калисфения и ее помощница Екатерина. Катя лично пересчитывала деньги, которые мы давали. Иногда был и муж Натальи — высокопоставленный чиновник Администрации президента. Тем, кто хоть немного сомневался, он говорил: «Считайте, что я выступаю гарантом. Вы получите не только свои деньги, но и прибыль». Что касается архиепископа Драбинко, то его во время сделок я ни разу не видела. Хотя Панько не переставала утверждать, что именно он курирует фонд.
Люди продолжали нести деньги. Среди вкладчиков были известные политики, бизнесмены. Но в 2011 году начались проблемы. Наталья стала все реже выходить на связь, объясняя это тем, что у нее «возникли временные трудности».
— Раньше всегда брала трубку, а тут начала отключать телефон, — продолжает Ирина. — Понимая, что происходит что-то не то, я и еще несколько вкладчиков решили забрать свои деньги и выйти из пирамиды. Но вот только возвращать нам вложенные средства никто не собирался. И тут мы узнали, что в отношении Панько возбудили уголовное дело. Оказалось, на нее написал заявление брат народного депутата Сергей Бут. Дескать, он тоже отдал Панько колоссальную сумму (по неофициальной информации, речь шла о трех миллионах долларов) и понял, что его «кинули». Мы последовали его примеру и тоже обратились в милицию.
Наталью Панько тем временем задержали. Однако вскоре отпустили под залог в 800 тысяч гривен. Женщина легла в больницу и… пропала. А люди, которые давали ей деньги, узнали, что никакого церковного фонда, якобы помогающего не платить таможенный сбор при перевозке машин, не существует.
— Для достоверности аферистка прикрывалась именем архиепископа Драбинко, который, судя по всему, сам ничего не знал об этом вымышленном фонде, — говорит Ирина. — Как уже удалось установить следствию, Панько сама доплачивала за нас деньги в автосалоне. Делалось это для того, чтобы подсадить нас на крючок. А когда мы ей поверили и согласились участвовать в пирамиде, у нас просто собрали деньги и решили не возвращать. Мы пробовали вернуть их через супруга Натальи, влиятельного на тот момент чиновника. Но он неожиданно «забыл» о том, кто мы такие, и заявил, что ничего не знает о пирамиде. Он подал заявление в милицию о том, что жена пропала без вести.
Оставался еще один человек, который явно что-то знал, — монахиня Калисфения. Ведь она со своей помощницей присутствовала при передаче денег. Судя по всему, ее решил допросить с пристрастием еще один пострадавший — Сергей Бут, который сейчас задержан по этому делу (интервью бралось полгода назад. — Авт.).
Между тем адвокат Сергея Бута Евгений Грушовец уверял, что его подзащитный не виновен — дескать, у Сергея Бута есть железное алиби. Какое именно, не говорил, ссылаясь на тайну следствия.
С тех пор прошел год. Наталью Панько объявили в международный розыск. Но по сей день не нашли. Зато задержали тех самых «неизвестных в масках», похищавших монахинь. Ими оказались пятеро спортсменов. Один из них — чемпион мира по боям без правил, бизнесмен и политик — живет в селе Коцюбинское Киевской области. Именно этот человек, по версии следствия, возглавлял группировку. Спортсменов арестовали. Главаря группировки суд попытался отпустить на подписку о невыезде, но прокурор настоял на аресте. В прокуратуре уверяли: у следствия есть доказательства его причастности к похищению. И кроме статьи Уголовного кодекса «Покушение на жизнь», ему инкриминировали еще одну — «Разбойное нападение».
Но на днях стало известно, что с Сергея Бута и того самого спортсмена, на виновности которых настаивали правоохранители, сняли абсолютно все обвинения. Теперь эти люди не проходят по делу даже в качестве свидетелей. Пропал из списка свидетелей и секретарь Блаженнейшего Александр Драбинко, полгода назад возведенный в сан митрополита. Само уголовное производство не закрыли, но переквалифицировали. Если раньше подозреваемым вменяли покушение на убийство, за что им грозило пожизненное заключение, то теперь статья обвинения другая — «Незаконное лишение свободы». За такое преступление, согласно Уголовному кодексу, можно получить до пяти лет лишения свободы или же отделаться ограничением свободы. Как стало известно «ФАКТАМ» из надежных источников в правоохранительных органах, именно так и произойдет — четверо спортсменов, которые остались на скамье подсудимых, отделаются условным сроком.
— В этом уже никто не сомневается, — сообщил наш источник. — Дело в том, что Калисфения и ее помощница заключили с ними мировую. Претензий к подсудимым монахини не имеют, ущерб им компенсировали. Поэтому спортсмены получат условные сроки. Что касается организаторов, то их в деле… нет. В материалах дела так и написано: «Приказ дали не установленные следствием лица».
Что стало причиной таких перемен, «ФАКТЫ» спросили в пресс-службе столичной прокуратуры. Но ответа не получили.
— Мы можем только подтвердить, что теперь в деле не шесть подозреваемых, а четыре, — сообщила пресс-секретарь прокуратуры Киева Алена Яхно. — Причины не комментируем. Досудебное следствие окончено, вскоре дело начнет слушаться в суде.
— Да, уголовное производство в отношении Сергея Бута и спортсмена, которого обвиняли, закрыто, — сказал «ФАКТАМ» адвокат Сергея Бута Евгений Грушовец. — Я с самого начала говорил, что Сергей Бут не виновен. Но мои доводы не хотели слышать ни в суде, ни в прокуратуре. Бут стал жертвой режима. И только сейчас, когда власть в стране изменилась, нас наконец услышали.
Однако алиби своего подзащитного адвокат так и не озвучил.
Не стал отказываться от комментариев митрополит Александр Драбинко (на фото). По его словам, дело с похищением монахинь сфабриковал бывший министр внутренних дел Виталий Захарченко, целью которого было уничтожить митрополита Владимира. Дескать, из-за того что Блаженнейший отстаивал интересы Украинской православной церкви и противился полному подчинению Кремлю, его решили физически уничтожить. А Александра Драбинко, который пытался этому противостоять, решили изолировать от Блаженнейшего.
По информации телеканала «1+1», когда милиционеры только начали искать Калисфению и ее помощницу, милицейские собаки взяли след монахинь и якобы привели правоохранителей прямо к дому настоятеля лавры, противника независимости Украинской православной церкви от Москвы. Но милиционеры, дескать, получили команду остановить собак и… забыть, куда они их привели. Настоятель лавры тут же улетел за границу.
Тем временем вместо следователей с Александром Драбинко, по его словам, начал работать лично Виталий Захарченко. Он уговаривал митрополита Александра подумать о своей дальнейшей судьбе и карьере, бросить Блаженнейшего и переехать в Москву на хорошую должность. Когда же Александр Драбинко отказался, он стал свидетелем по уголовному делу.
— Мое отстранение было прекрасной возможностью влиять на Владимира, — подчеркнул митрополит Драбинко.
По словам секретаря Блаженнейшего, несмотря на то что он был всего лишь свидетелем по делу, его длительное время охраняли бойцы спецподразделения «Титан». Силой удерживали в отелях «Опера» и «Адмирал», после чего перевезли в Вышгород, где он находился несколько месяцев.
Тем временем митрополит Владимир не раз заявлял, что отсутствие Александра Драбинко представляет угрозу его жизни.
«Следует заметить, что отсутствие митрополита Александра с июня 2013 года уже повлекло за собой проблему, связанную с несвоевременным установлением мне онкологического диагноза и, соответственно, отсутствием надлежащего лечения (не хотелось бы верить, что это сделано преднамеренно). Еще раз хочу повторить: отсутствие рядом со мной митрополита Александра — прямая угроза моей жизни», — написал Блаженнейший в своем письме бывшему министру внутренних дел Виталию Захарченко. По словам Александра Драбинко, в его отсутствие процесс лечения митрополита Владимира неоправданно затягивался. Блаженнейшему, который едва не умер от рака, чудом спасли жизнь французские онкологи. Александр Драбинко говорит, что благодарен новой власти, которая разобралась в ситуации. Калисфения и ее помощница, как и прежде, отказываются от комментариев. Недовольны происходящим лишь пострадавшие от афер.
— Наталью Панько никто не ищет, мы абсолютно в этом уверены, — сетует пострадавшая Ирина. — У нас есть информация, что только в этом году она дважды появлялась в Киеве, но никто ее не задержал. Допустим, ситуацию с похищением монахинь использовали другие люди, чтобы подставить Александра Драбинко и Сергея Бута. Но почему тогда следствие не ищет этих людей, не задерживает? Вместо этого дело направляют в суд с «неустановленными организаторами». Хотя организаторы похищения могли бы многое прояснить, вывести следствие на саму Наталью Панько. Мы все еще надеемся вернуть свои деньги. Или хотя бы посадить за решетку аферистку, которая их присвоила. Но складывается впечатление, что правоохранители в этом не заинтересованы.
4071Читайте нас в Facebook