Валерия Новодворская: "Ошибок у Путина нет — сплошные преступления, сознательные"
С последним диссидентом России — Валерией Новодворской — Москва прощалась в Центре, носящем имя Андрея Сахарова. Отдать последнюю дань уважения Валерии Ильиничне пришли тысячи людей — как известных в России и лично знавших умершую, так и совершенно рядовых граждан, знакомых с ней только по митингам, записям в блогах да телеэкранам. Президент РФ Владимир Путин и премьер-министр Дмитрий Медведев прощание с Валерией Новодворской проигнорировали, ограничившись лишь телеграммами с соболезнованиями. А люди, которые пришли попрощаться с Валерией Ильиничной, провожая ее, скандировали и на русском, и на украинском языках: «Россия будет свободна» и «Герої не вмирають!».
*Когда 16 июля из Сахаровского центра выносили гроб с телом Новодворской, москвичи скандировали: «Герои не умирают!», «Россия будет свободна!"(фото из «Фейсбука» Андрея Архангельского)
Пришедший провести Валерию Новодворскую в последний путь Борис Немцов сказал: «Ее травили, бросали в тюрьмы, признавали психически больной… Но никому и никогда не удавалось ее нагнуть и сломать. Была она человеком чистым и светлым. Удивлялась, когда сталкивалась с подлостью, предательством. Несмотря на тяжелую жизнь, умудрилась сохранить какую-то детскую наивность и доверчивость». А главный редактор радио «Эхо Москвы» Алексей Венедиктов поделился: «Есть много веселых людей, которые легковесны и которые повеселились и ушли. Есть много бесстрашных людей, которые бесстрашны до жестокости в свой принципиальности. А в Лере были и бесстрашие, и веселость, и сила. Но разгадать „загадку Новодворской“ мне не удалось»…
«Потребность в экспансии — бессмысленном завоевании — Москва унаследовала от монгольской орды»
Валерия Новодворская родилась в 1950 году в белорусском городке Барановичи Брестской области, но с девяти лет вместе с родителями жила в Москве.
«Иногда в Советском Союзе рождались люди, которые ненавидели этот строй. По своей природе я индивидуалист, а когда узнала про ГУЛАГ, то стала вполне сформировавшимся врагом системы. Когда мне было 15 лет, состоялся процесс по делу Даниэля и Синявского, а когда исполнилось 18 — произошло вторжение советских войск в Чехословакию. Тогда мне вообще стало всё ясно, и было даже как-то неудобно оставаться на свободе», — рассказывала Валерия Новодворская в интервью Дмитрию Гордону.
В 1969 году, вскоре после введения советских войск в Чехословакию 19-летняя Валерия распространила в Кремлевском дворце съездов листовки со своим стихотворением, в котором были такие строки:
«Спасибо, партия, тебе
За все, что предано и продано,
За опозоренную Родину
Спасибо, партия, тебе!»
Новодворскую арестовали и поместили в одиночную камеру Лефортовской тюрмы. С того самого момента и начались мытарства «бунтарки» по заведениям карательной системы СССР. В 1970 году Валерию принудительно лечили в психиатрической больнице Казани.
«В Союзе были спецтюрьмы (от настоящих они отличались лишь тем, что часть персонала была в белых халатах, накинутых на военную форму), где диссидентов можно было держать сколько угодно, пока не излечатся, то есть не отрекутся», — рассказывала Валерия Ильинична. Ее надрывный голос доводил до истерик многих хозяев Кремля. Между тем, в юношестве был он у Валерии по-девически звонким и легким, а «утяжелился» после неоднократных насильных кормлений — через зонд — в тюрьмах и психиатрических больницах. «Она выдержала девять сухих голодовок», — вспоминали пришедшие проститься с Новодворской ее друзья и соратники.
Тем не менее на вопрос о том, что бы она выбрала — высылку из СССР или тюрьму, Валерия Ильинична не колеблясь отвечала: «Я бы, естественно, выбрала тюрьму, так как ее я постоянно и выбирала. Меня и горбачевская перестройка застала в Лефортово, и августовский путч 1991 года тоже». При этом больше всего на свете диссидент ценила именно свободу. «Сама по себе демократия ничего не стоит: это суперобложка. Народный выбор ценен тогда, когда он правильный. Когда человек всем соблазнам предпочитает свободу. Демократия, таким образом, это осознанный выбор либеральных ценностей», — говорила Валерия Новодворская.
Бороться за демократию она не перестала и после распада СССР.
«Режим, к сожалению, не менялся, а менялись лишь люди. Можно сказать, что была только ельцинская попытка этот режим изменить, в период с 1991-го по 1994 год, но когда началась чеченская война, то на этом все закончилось, и опять вернулся советский режим. Однако после 1999 года, когда Путин стал премьером и началась вторая чеченская война, а он затем занял президентский пост, можно снова говорить о возвращении советского режима», — сказала в одном из интервью Валерия Ильинична. И объяснила, почему Россия так агрессивна по отношению к соседям: «…Нас завоевали монголы, и Москва, позаимствовав все их повадки, стала, в общем-то, Московской ордой… Отсюда мы унаследовали потребность в экспансии — бессмысленном завоевании, ведь для самой орды не было абсолютно никакой пользы от того, что она пошла на Запад. Эта ордынская ненасытность может быть устранена, только если народ сознательно от нее откажется».
«Украина имеет все основания и все возможности идти дорогой чести, не лгать, не предавать, не лицемерить»
О нынешнем президенте России Валерия Новодворская была, мягко говоря, невысокого мнения: «Путин, — чекистская шкура, политическая бездарность и сталинист — мстительный и жестокий. Нет ни одной хорошей вещи, которую Путин бы сделал, да и ошибок у него нет — сплошные преступления, сознательные. Путин — порождение той самой советской тени, из которой он вышел, и сегодня выглядит анахронизмом. У него, человека еще не старого, психология, как ни странно, выходца из сталинского времени, он также ненавидит и современность, и прессу. Его ненависть так сильна, что порой он теряет самоконтроль», — говорила в 2008 году российская правозащитница.
Когда весной нынешнего года хозяин Кремля начал открытую агрессию против Украины, Валерия Новодворская (которая, кстати, крестилась в Украинской автокефальной православной церкви (обновленной)), предупреждала официальный Киев: «Путин не введет свои войска, но будет подтягивать своих диверсантов. В Москве идет вербовка по военкоматам. Тем, кто прошел горячие точки, звонят и предлагают на Донбассе заработать хорошую сумму. При личной встрече я бы сказала Путину, что он будет проклят потомками и историей».
А незадолго до смерти Валерия Новодворская в одном из интервью обратилась и к украинцам: «У России нет разумной и адекватной цели. Скорее можно понять даже цели гитлеровской Германии — расширение жизненного пространства, в котором Россия абсолютно не нуждается. Путин хочет собрать в какой-то форме Советский Союз — если пройдет с Украиной, то у него на очереди Приднестровье, Молдова, Грузия, страны Балтии… Европа же не мешает. Россия создает вокруг себя кольцо нестабильности. Она создавала его в Киргизии, чтобы убрать оттуда американскую базу, постоянно создавала его в Приднестровье, Абхазии, Осетии, Латвии… И не все у них получается, к счастью, но этого достаточно для того, чтобы не дать вам нормально жить…»
При этом правозащитница всячески поддерживала украинцев желая им успехов в построении собственного государства: «Вы все правильно делаете… Украина имеет все основания и все возможности идти дорогой чести, не лгать, не предавать, не лицемерить. Не делать вид, что вы любите Россию, что вы ей подарили Крым. Для того чтобы иметь европейское государство, которое не посмеет тронуть никакой Путин, надо туда многое вложить: силы, время, своих детей, свои способности, свои таланты. Ну и тогда через десять лет ситуация станет намного лучше. Через двадцать лет — еще лучше. Сразу нельзя догнать ни Францию, ни Германию, тем более что по нравственным параметрам вы их уже перегнали. Вы уже не такие как они, которые предают ради литра газа, ради талончиков с нефтью, которые вас сдали бы, если бы вы сами не стояли на собственных ногах… А от России не ждите ни объективности, ни добра. Она будет вынуждена смириться с вашим существованием, но будет подставлять ножку всегда и везде».
*"Приличные люди должны иметь права, неприличные — не должны. Право — понятие элитарное. Так что ты или тварь дрожащая, или ты право имеешь", — всегда считала Валерия Новодворская (фото с сайта «Преса України»)
В связи со скоропостижной смертью Новодворской возникли предположения о неслучайности этого события. Тем более если вспомнить методы российских спецслужб в отношении неугодных режиму личностей. Например, отравление полонием в Лондоне в 2006 году офицера ФСБ Александра Литвиненко.
Валерия Новодворская не исключала для себя такого варианта и еще шесть лет назад в одном из интервью сказала: «Блюдечко с полонием или с таллием, или просто пуля — это гораздо лучше, чем арест. Так что я действительно готова это блюдечко выпить добровольно. Это быстрая смерть, этого можно только себе пожелать. Они способны еще и не на такое, так что если выбирать — я выбираю блюдечко».
16348Читайте нас в Facebook