Александр Гудков: "Идею для своего бизнеса я нашел в... телесериале "Друзья"
Обычно предпринимателями становятся те, кто знает, чего хочет. Александр Гудков отталкивался от обратного: ему точно не хотелось каждое утро рано вставать на работу, потому что «так надо». Закончив университет, Саша ни дня не проработал по специальности, а сразу затеял свой бизнес — первую в Киеве доставку тайской лапши TakiВox и бейглов (булочки, испеченные в форме кольца) GudBagel. Прошлым летом Гудков открыл новое направление — GUD food bars. Каждое утро его компания GUD Food наполняет свежеприготовленными блюдами 68 холодильников-витрин в 58 крупных компаниях Киева. Ежедневно клиентами таких фуд-баров становятся около 20 тысяч человек, а оборот компании составляет уже миллион гривен в месяц. Работая по принципу «сделано сегодня — съедено сегодня», всю вчерашнюю продукцию из фуд-баров компания отдает нуждающимся. Правда, сам Александр не любит об этом говорить. По словам Гудкова, стать предпринимателем его подтолкнула… лень.
— С момента поступления в Национальный экономический университет на специальность «банковское дело» я прекрасно осознавал, что ни за что не буду банкиром, совершенно ничего в этом не понимаю, — рассказывает Александр Гудков. — Просто вступительные экзамены были письменными, их легче сдавать. А мне нужен был диплом. На занятиях скучал, «считал ворон». Думая о будущей работе, больше всего на свете не хотел каждый день просыпаться на работу в семь утра. Для себя я видел два варианта: либо вообще не работать, либо становиться предпринимателем и ни от кого не зависеть.
— И выбрал второй вариант…
— Да, доставку тайской лапши в коробках — TakiВox. В 2009 году в Украине ничего подобного не существовало. Можно было заказать домой или в офис только пиццу или суши.
Не могу сказать, что целенаправленно искал идею для бизнеса. Я вообще ее не искал. Она появилась благодаря моему любимому американскому сериалу «Друзья». Главные герои часто заказывали домой тайскую еду в коробочках. Когда я был в Лондоне, ел такую в одном кафе почти каждый день. Она вкусная, быстро готовится, поэтому всегда свежая. Хотел и в Киеве заказывать себе домой такие блюда, собираясь с друзьями.
Прошло около семи месяцев, прежде чем я решился взяться за дело. Снял крошечное помещение (7 квадратных метров) и минимально оборудовал его под кухню. Нанял повара и курьера. Создал в «Фейсбуке» аккаунт для TakiBox, начал публиковать рекламу: кадры из сериалов, на которых герои едят лапшу из коробок с нашим логотипом. Указал номер телефона и ссылку на сайт. Уже через несколько минут после публикации мы получили первые заказы. С того момента и до сегодняшнего дня я встаю в семь утра, как и «мечтал». Кстати, через два месяца наша маленькая команда перестала справляться с потоком заказов и пришлось переехать в помещение побольше.
— Сколько денег понадобилось для начала бизнеса и где взял стартовый капитал?
— Накопил. На первых порах вложил около 5 тысяч долларов — все личные сбережения. Еще в университете у меня был свой интернет-магазин. Я тогда увлекался интернет-шопингом, часто покупал на зарубежных сайтах всякое барахло. Тогда еще никто не делал доставку в Украину и купить что-то можно было только через посредника. На брендовых вещах наваривали пару сотен долларов, перепродавая их в Украине. Я сделал сайт за 200 долларов и договорился с посредником из Англии насчет скидки.
— С какими сложностями пришлось столкнуться, занявшись TakiBox? Откуда ты знал, как нужно вести бизнес?
— Я не знал. Мне кажется, сначала никто не знает, что и как надо делать. Действовал интуитивно, методом проб и ошибок. Сложности возникали на каждом шагу. Например, с коробками для лапши была целая история. Я позвонил в зарубежную компанию, наврал им, что собираюсь заказать 100 тысяч коробок, и попросил прислать мне десять экземпляров. Разослал их в разные полиграфии по Украине и узнал, что производство одной коробочки обойдется мне почти в 5 гривен. Это очень дорого! В итоге мы выгодно договорились с директором одного кременчугского предприятия, который поверил в мою идею.
Когда количество заказов выросло до тысячи коробок в месяц, я был уверен, что мы заработаем кучу денег. Но приходило время платить зарплату, рассчитываться за аренду, и оказывалось, что мы ушли в минус. Так продолжалось полтора года.
Конечно, у меня опускались руки. Каждые два месяца я почти решался все бросить, но на помощь приходил мой лучший партнер — старшая сестра. Она говорила: «Саша, возьми себя в руки и успокойся! Работаем!» Сестра помогала мне всегда и во всем — от школьных примеров по математике до бизнес-задач. Конечно, вложенных 5 тысяч нам хватило ненадолго. Я одалживал деньги у друзей, родственников. Потом появился «ангельский инвестор», который в нас поверил и вложил 40 тысяч долларов, не претендуя на долю в проекте. Мы смогли нанять персонал и расширить инфраструктуру. Только тогда стали получать прибыль. Было нелегко, но мне все равно нравилось.
— Все-таки твое самое большое достижение — это GUD Food. Какова история этого проекта?
— Сначала был GudBagel. Я привез идею из Нью-Йорка. От других городов мира Нью-Йорк отличается тем, что он никогда не спит. В любое время суток люди куда-то спешат. Помню, я еще не привык к разнице во времени и, проснувшись в пять утра, захотел перекусить. На улице обнаружил огромную очередь возле ларька. Стало очень любопытно, что там продается. Оказалось, американцы готовы полчаса стоять за бейглом — булкой, в которую можно положить любую начинку. На самом деле люди там обожают очереди. Для них это лишний повод пообщаться. Бейглы в этой стране — настоящий культ, их продают на каждом углу. В городе, где все торопятся на работу, каждый второй ест такую булочку на завтрак. Она действительно очень вкусная. Все три недели, что я пробыл в Нью-Йорке, питался бейглами, иногда трижды в день. Всегда брал разные и записывал ингредиенты начинки. Поправился на 6 килограммов…
В конце октября 2012 года мы организовали доставку бейглов в Киеве. В первый день продали всего десять штук, а через полгода ежедневно реализовывали около 1600 булочек. Я понимал, что, скорее всего, это наш предел, потому что самая большая проблема в сфере доставки еды — сама доставка. Она занимает очень много времени. Перейти на новый уровень меня вдохновила статья о компании «Кока-Кола». Цель компании — обеспечить людям возможность получить их любимый напиток, где бы они ни находились. Одна из идей подразумевала установку резервуаров в подвалах домов, чтобы кола… текла из отдельного крана.
Я задумался: как же добиться того, чтобы мою продукцию можно было получить в любой момент, просто протянув руку? Решением стали GUD food bars — холодильники наподобие автоматов с шоколадками и чипсами, только со свежей едой. Целевой аудиторией я определил сотрудников крупных компаний. Они обычно заказывают еду в офис. Доставка часто занимает около полутора часов, а, когда ты голоден, минута тянется, как десять. В фуд-баре свежие бейгл, салат, суп или десерт можно получить мгновенно и рассчитаться любым удобным способом. Раз в две недели я сам наполняю холодильники, чтобы услышать отзывы.
— Нынешняя ситуация в стране как-то повлияла на твой бизнес?
— Добавила сложностей. Устанавливая фуд-бары, я обязуюсь, что ни один продукт в нем не будет стоить дороже 35 гривен. Сумма фиксируется на год. Вот тут я и попал. Цены выросли, а я свои поднять не могу. Почти три месяца работали «в ноль», было тяжело. Сейчас положение потихоньку стабилизируется.
— Слышала, что у GUD Food большие планы.
— На предприятиях, в фирмах, где работают меньше 100 человек, размещать фуд-бары нецелесообразно, а устанавливать их на каждом этаже бизнес-центров со множеством мелких компаний слишком трудоемко. Мы разработали фуд-станции — полноценное, полностью автоматизированные кафе с большим ассортиментом продукции, кофе-машиной и расчетным автоматом. Цена такой фуд-станции — около 30 тысяч долларов. Если фуд-бар стоимостью тысячу долларов окупался почти сразу, то здесь рисков больше. Для начала установим четыре фуд-станции в самых крупных бизнес-центрах Киева. Первую уже в конце лета поставим в «Гулливере». Если дело пойдет хорошо, то к следующему лету такие кафе можно будет встретить и на улицах столицы. Было бы здорово поставить их в каждом дворе. Кстати, фуд-станции защищены от вандалов.
*Вскоре такие фуд-станции — полностью автоматизированные кафе с большим ассортиментом продукции, кофе-машиной и расчетным автоматом — появятся в самых крупных бизнес-центрах столицы
— Какие качества помогают тебе вести бизнес?
— Мне кажется, предпринимателями становятся от лени. Как говорится, лень — двигатель прогресса. Но у нее есть две стороны: можно жаловаться на то, что тебе не нравится, а можно переделать все на свой лад, самому создать недостающее и не подстраиваться под чужие правила. Помогает уверенность в том, что делаю хороший продукт. Если бы мы познакомились два года назад, ты бы подумала, что я какой-то странный нервный парень. Я все время дергался, отвлекался на телефон, переживал. Однажды попал на лекцию известного основателя и директора маркетингового агентства Андрея Федорова. Он сказал две вещи: «шары не бывает» и «неприятности случаются». Я понял, что никогда ничего не будет идеально, проблемы действительно возможны, от этого никуда не деться. Из ста человек найдется один, которому не понравится то, что ты делаешь. Если раньше это могло выбить меня из колеи на полдня, я бы думал: «Как же так?» — то сейчас отношусь ко всему спокойно.
— Почему ты не любишь говорить о том, что компания помогает нуждающимся?
— Некоторые вещи следует делать молча и не хвастать. И уж тем более не спекулировать ими в интервью.
— Что помогает тебе не терять энтузиазм?
— Путешествия и смена обстановки, когда полностью переключаешься, очень помогают приступить потом к работе со свежей головой. Многие путешествуют, чтобы посмотреть достопримечательности, походить по музеям. Я это делаю, потому что люблю поесть. Еда — это энергия, и очень важно заряжаться ею правильно. Проводя время в поисках места, где можно вкусно перекусить, отлично узнаю город и подыскиваю новые рецепты для фуд-баров.
— Что бы ты посоветовал молодым предпринимателям?
— Правильно считать деньги и не доверять на сто процентов своему бизнес-плану. Быть готовыми к тому, что все пойдет совсем не так, как ожидалось, и не пугаться этого.
Другие статьи рубрики «Анатомия успеха» читайте здесь
19391Читайте нас в Facebook