Основатели частного военного музея передали батальону "Черкассы" один из своих экспонатов
— Несколько лет назад я ездил в Белоруссию в гости к побратимам, воинам-афганцам, — рассказал «ФАКТАМ» соучредитель Всеукраинского военно-патриотического центра — музея «Шампань» Олег Бойко из Черкасской области. — Домой, на хутор Шампань Звенигородского района, вернулся под сильным впечатлением от того, как хорошо у белорусов поставлено патриотическое воспитание.
Обмозговали это дело с моим родным братом Русланом и придумали создать необычный музей. Он работает уже год и девять месяцев…
«Армия нуждается в поддержке народа, и мы с братом переслали бойцам бинокли, прицелы, плащ-палатки…»
— Составная часть нашего музея — это стрельбище, на котором посетители могут пострелять холостыми боеприпасами примерно из ста видов оружия: автоматов, ружей, пистолетов, пулеметов (в том числе из легендарного «Максима») и даже из пушки-сорокапятки, — объясняет Олег Бойко. — Гости катаются на бронетранспортерах, военной инженерной машине, армейских автомобилях и мотоциклах.
Понятно, что все это привлекало сюда большое количество людей. Часто наведывались туристы из-за границы. К сожалению, сейчас гостей мало, причина тому — война.
Армия нуждается в поддержке народа, и мы с братом переслали бойцам много музейных экспонатов — бинокли, прицелы, палатки, плащ-палатки… Территория нашей мастерской уже давно служит складом припасов, которые люди собирают для фронта — продукты, чай, кофе, средства личной гигиены. Все это регулярно отправляется в зону боевых действий.
*Олег Бойко: «Больше месяца мы работали без выходных, не считаясь со временем» (Фото с сайта gazeta.ua)
В июне у Олега и Руслана появилась идея подготовить для добровольческого батальона «Черкассы» один из своих бронетранспортеров.
— На афганской войне я как раз был водителем БТР, — продолжает Олег Бойко. — Полученный на практике опыт подсказал целый ряд идей по усовершенствованию боевой машины. Мы взялись за переделку командирского БТР-60 «Чайка», разработанного еще в 1960-е годы. На нем стояли два бензиновых двигателя, каждый приводил в движение по два моста (агрегаты, соединяющие между собой колеса — Авт.). Добиться синхронной работы этих моторов крайне сложно. К ним есть и другие претензии, поэтому мы решили заменить оба мотора на один двигатель.
Деньги на это выделили меценаты. Губернатор Черкасской области Юрий Ткаченко и предприниматель Олег Васецкий дали каждый по 60 тысяч гривен. Ста двадцати тысяч как раз хватило на мотор от грузовика МАЗ, коробку передач и раздаточный механизм, который передает вращающий момент на все колеса.
Никто прежде таких усовершенствований не делал. Мощность нового мотора на целых сто лошадиных сил больше, чем у двух, которые стояли на бронемашине. Если раньше по раскисшей грунтовой дороге она могла идти со скоростью не более 20 километров в час, то с нынешним движком запросто разгоняется до 55 километров. А ведь на поле боя скорость — одно из важнейших условий, от которых зависит жизнь военных.
«Боевую машину мы довели до стандартов НАТО»
— Днище у этого БТРа было из стекловолокна, — рассказывает Олег Бойко. — Оно не защитит экипаж и десант, если машина налетит на мину или фугас. Так что стекловолокно мы сняли, установили вместо него броню и смонтировали на ней так называемые минные ловушки. Благодаря своей конструкции они при подрыве направляют взрывную волну в сторону. Это опять же повышает шансы бойцов остаться живыми.
— На корпус тоже поставили дополнительную защиту?
— Обшили его противокумулятивными экранами (имеют вид решеток. — Авт.). Эти экраны спасут БТР при попадании противотанковых гранат. Снаряд или ракету задержать они не смогут. Но мы кое-что придумали и против этих боеприпасов — срезали крышу. Напомню, что бронетранспортеры времен Второй мировой войны тоже были открытыми.
— Как же это спасет от снарядов?
— Поясню. Врываясь внутрь закрытого БТРа, кумулятивный снаряд создает там гигантское давление — свыше 200 атмосфер. Оно мгновенно убивает всех. Но если машина открытая, большого давления там не возникнет. Важно также, что в БТР без крыши помещается 16 человек, в закрытый — вдвое меньше. Мы таким образом довели машину до стандартов НАТО. У меня есть и другие идеи по усовершенствованию, но на их реализацию не хватило средств. Общая сумма расходов достигла 25 тысяч долларов — 300 тысяч гривен.
*Корпус машины обшили противокумулятивными экранами в виде решеток, которые спасут бронемашину при попадании в нее противотанковых гранат (Фото с сайта provce. ck.ua)
— Сколько времени ушло на переоборудование боевой машины?
— Четверо сотрудников нашего музея, в том числе мой брат Руслан, больше месяца работали без выходных, не считаясь со временем. Из города Корсунь периодически приезжали помочь бойцы местной самообороны и волонтеры. Пришлось приглашать сварщика, специалиста по покраске машин…
— Вместе с представителем Корсунь-Шевченковской самообороны я повез БТР в батальон «Черкассы», провел там неделю — обучал обращению с ним механика-водителя, техников, — добавил Руслан Бойко. — Батальон находится сейчас в Одесской области. Олег в это время ездил за рубеж закупать бронежилеты.
— Эти средства защиты и многое другое, необходимое во время боевых действий, закупаем для Оршанецкого пограничного учебного центра за деньги, которые жертвуют сотрудники Киевского апелляционного хозяйственного суда, — говорит Олег. — Учебный центр отправляет своих бойцов на восточную границу.
Я дружил с начальником этого центра генерал-майором (генеральское звание присвоено посмертно) Игорем Момотом. Напомню: 11 июля он погиб во время обстрела позиций пограничников из установок «Град».
— Вы будете передавать войскам другие БТРы из вашего музея?
— Занялись переделкой еще одной такой машины. Но работа может надолго затянуться — мы очень ограничены в деньгах.
1960Читайте нас в Facebook