Андрей Попович: "Еще недавно чиновники открыто смеялись над моими идеями"
В Закарпатском высокогорном райцентре Межгорье уже пять месяцев работает мини-завод по производству пеллет (древесных гранул) для отопления. Сырье — обыкновенные опилки, а конечный продукт получается намного дешевле газа. Пока продукция завода в основном уходит на экспорт (на Западе пеллеты готовы брать в неограниченных объемах), однако постепенно на нетрадиционный вид отопления переходят местные предприниматели и даже частный сектор.
В условиях резкого подорожания и нестабильных поставок голубого топлива от бывшего стратегического партнера древесные гранулы из опилок — одна из реальных и дешевых альтернатив российскому газу.
— Идея нетрадиционно перерабатывать древесину возникла у меня лет двенадцать назад, — рассказывает Андрей Попович, предприниматель из Межгорья. — Сначала планировал получать из хвойных пород масло (которое используется в медицине, парфюмерии и изготовлении элитных экологических красок), а из отходов производства — топливные брикеты. Нашел потребителей на будущую продукцию, подготовил бизнес-проект, который представил в нашей облгосадминистрации. Чиновники обещали поддержку, но дальше слов дело не пошло, поэтому от идеи пришлось отказаться.
Потом у меня гостил академик из Харькова, раньше долго работавший в Англии. Увидев, что наши отходы на деревообрабатывающих предприятиях просто выбрасываются на свалку, ученый рассказал, что в Англии даже представить такое невозможно. Там деревообрабатывающая промышленность — безотходная, а из опилок изготавливают пеллеты для отопления жилья.
*Андрей Попович (справа) со своим компаньоном: «Конечный продукт переработки опилок по виду напоминает комбикорм»
И я загорелся идеей создать предприятие по переработке опилок. Сырья ведь у нас предостаточно. Например, в Межгорье в свое время выделили участок под свалку для опилок, которую за полгода заполнили до отказа. После этого отходы, фактически являющиеся сырьем, выбрасывают кто куда, от чего и экологии вред, и экономии никакой. У меня и самого есть небольшая лесопилка, поэтому никаких проблем с опилками не было бы.
Я начал интересоваться темой, побывал на многих заводах, в том числе за границей. Однако все заводы были слишком мощные и дорогостоящие, требовали первоначального вложения капитала от полутора миллионов евро. Такие предприятия занимают большую площадь и, чтобы оправдать себя экономически, должны работать круглосуточно, что для нашего небольшого райцентра не очень подходит.
Можно было найти производственное оборудование и меньшей мощности, но для него тоже нужны немалые деньги. А когда я обращался за содействием к чиновникам, те открыто смеялись: «Самое дешевое топливо — это газ, так что перестань заниматься ерундой». Потом газ начал стремительно дорожать, и всем стало не до смеха.
В прошлом году я с двумя друзьями из Молдовы и Львова купили в складчину отечественную экспериментальную линию по переработке опилок, которая оказалась в двадцать (!) раз дешевле зарубежной. Установили ее в Межгорье. Оборудование пришлось, конечно, «доделывать и докручивать», но через семь месяцев, в марте этого года мы уже вышли на промышленное производство пеллет.
Линия, если упрощенно, — это бункер, в который загружают опилки, три работающие на дровах котла для поддержания температуры, аэродинамическая сушка и мощный вентилятор, который через специальную матрицу выпрессовывает небольшие пеллеты.
— За один час линия производит пока 600 килограммов гранул, хотя ее проектная мощность намного больше — до 1100 килограммов, — продолжает Андрей Попович. — Все сырье поставляется с моей лесопилки (его вполне хватает), однако если потребуется больше, достать опилки на других деревообрабатывающих предприятиях не составит труда. На изготовление тонны пеллет идет 7,5 кубометра опилок.
Наш мини-завод небольшой, но в этом его преимущество. Для сравнения: чтобы запустить линию на мощном заводе, требуется пять —семь часов, при этом производство должно быть круглосуточным, поскольку процесс запуска и остановки не только трудоемкий, но и очень дорогостоящий, поглощает много ресурсов. У нас же линия летом запускается за 45 минут, а заняты всего пять человек, работающих посменно.
Продуктивность горения пеллет такая же, как и каменного угля, поэтому для внутреннего рынка я продаю продукцию по «угольной» цене — 1200 гривен за тонну.
В прошлую зиму, когда наша линия работала в экспериментальном режиме, мои пеллеты закупала турбаза в высокогорном поселке Колочава, до того обогревавшаяся дровами. Отопление пеллетами ей обошлось в три раза дешевле! Во-первых, теплоотдача дров резко снижается, если они промокнут под дождем или снегом, во-вторых, нужен кочегар, круглосуточно подбрасывающий в топку дрова. А в случае с пеллетами достаточно приспособить специальный 200—300-литровый резервуар, и котел будет работать в автоматическом режиме семь — десять дней. Нужно лишь периодически вычищать золу.
Выгодно отапливать пеллетами и жилье в частном секторе. Приведу пример из моей жизни. У меня дом площадью 190 квадратных метров, построенный по современным теплосберегающим технологиям. В прошлом году мы обогревались газом, но теперь я переоборудую систему отопления под пеллеты. Потому что подсчитал: на весь отопительный сезон, который у нас в горах длится семь-восемь месяцев, понадобится до трех тонн пеллет (это обойдется в сумму около 3600 гривен). Тогда как на отопление газом после его последнего подорожания пришлось бы отдать восемь тысяч гривен.
Однако я пока не думаю, что люди массово перейдут на отопление пеллетами в частном секторе. Во-первых, для переоборудования системы с газового на твердотопливное сырье необходимо заплатить приличную сумму, поэтому многие будут греть свои дома по старинке — дровами. В селе или небольшом городке хозяин ведь всегда найдет способ достать дрова, сам порежет и поколет их, поэтому топливо обойдется ему дешевле.
Зато предприятия, учреждения очень активно интересуются возможностью отказаться от газа в пользу пеллет. На днях меня попросили переоборудовать систему отопления в нашей межгорской школе, которая до сих пор отапливалась газом.
А пока львиная доля продукции мини-завода идет в основном на экспорт.
— В Словакию, с которой уже налажено сотрудничество, я продаю пеллеты по 110 евро за тонну, — объясняет Андрей Попович. — А вот когда я отвез пробную партию пеллет в Италию, ее забраковали. Но когда эти же пеллеты в Словакии перепаковали с украинской в словацкую упаковку и снова отвезли в Италию, там сказали, что готовы покупать их в больших объемах. Теперь словак, с которым мы сотрудничаем, постоянно звонит в ожидании новых партий пеллет и скоро приедет сюда, чтобы прикинуть, как увеличить производство.
Мы уже думаем над тем, чтобы установить дополнительное оборудование для переработки в пеллеты твердых отходов древесины. То есть на Западе рынок для альтернативных видов отопления давно приспособлен, а у нас все только начинается. Зато у нас лучшие перспективы, а дешевое топливо из древесных отходов — реальная альтернатива российскому газу.
Фото автора
4899Читайте нас в Facebook