ПОИСК
Культура и искусство

Александр леньков: «в 65 лет смотрю на девушек глазами моих учеников. Это, наверное, какая-то ненормальность»

0:00 29 апреля 2009
Александр леньков: «в 65 лет смотрю на девушек глазами моих учеников. Это, наверное, какая-то ненормальность»
Популярный актер приехал в Киев, где собирается отметить 45-летие творческой деятельности

Голос Александра Ленькова многим знаком с детства. Он озвучивал Пятачка в диснеевском мультфильме «Приключения Винни Пуха», забавного бурундука Дейла в «Чип и Дейл спешат на помощь», а также неподражаемого Степана Капусту в телешоу Льва Новоженова «Тушите свет». Ровно 45 лет Александр Сергеевич преданно служит Театру имени Моссовета, да и с кино у него все сложилось: «Зимняя вишня», «Маленькая Вера», «Про бизнесмена Фому», «Дайте жалобную книгу», «Соло для слона с оркестром», «Приключения Петрова и Васечкина», «Макар-следопыт». На счету народного артиста России 70 картин. Леньков преподает во ВГИКе, где и сам мечтал учиться.

«В нашей коммуналке жил сосед, который регулярно вешался»

- Александр Сергеевич, какими судьбами в Киев?

- С постановкой «Будь здоров, школяр!». Киевские зрители увидят ее в начале мая. Хотим пригласить на спектакль в Дом офицеров ветеранов Великой Отечественной войны. Повесть написал наш выдающийся соотечественник Булат Окуджава, попавший на фронт совсем мальчишкой и прошедший всю войну. Эта история не может не волновать. Спектакль о любви, о пацанах, которые, оказавшись на войне, еще не осознают, что рядом свистят смертоносные пули. Парни влюбляются, фантазируют, а в финале все погибают. Молодые актеры очень тонко прочувствовали настроение Окуджавы, его музыку, его светлую грусть…

Я взял на себя роль художественного руководителя, поскольку в спектакле задействованы выпускники ВГИКа, мои ученики, объединившиеся в творческий союз «Этос». Помогаю молодым талантам, сейчас ситуация и в театре, и в кино довольно сложная. Пустуют киностудии, антреприза уже не вызывает такого ажиотажа, как раньше.

РЕКЛАМА

- Вы и сами ребенок войны?

- По паспорту я… тамбовский волк. Родился в мае 43-го под Тамбовом, в местечке Рассказово. Мама, студентка пединститута, поехала рожать меня в деревню, как сейчас отправляются в Италию, Испанию, если есть деньги. Так что я деревенского происхождения, правда, через месяц мама привезла меня обратно в Москву. Отец инженер, всю жизнь работал на каком-то секретном предприятии, связанном с ракетостроением.

РЕКЛАМА

- Что из детских лет врезалось в память?

- Помню пленных немцев, которых мы кормили. После войны они восстанавливали здания. Что-то кричали нам с крыши дома, заигрывали, махали руками. Совсем не страшные, обычные рабочие. Мы кидали им хлеб, они благодарили по-немецки. Раз в неделю москвичи обязательно ходили в баню. Естественно, я, будучи маленьким мальчиком, отправлялся с мамой. А потом кто-то из ее подруг сказал: «Оля, надо уже Сашке с отцом ходить, посмотри». Я стал реагировать на женщин и тогда понял, что повзрослел. Начал ходить в баню с папой, но мне это страшно не нравилось, потому что он очень больно тер спину. Конечно, не забыть коммунальную квартиру… Это сейчас можно сладостно предаваться воспоминаниям о коммуналке: «Ой, как чудесно… » Но, по большому счету, это УЖАС! Я не знаю, как можно было такое изобрести, чтобы людям так усложнить быт, когда на десяток семей один туалет, одна кухня и никаких холодильников. Зимой все продукты висели в авоськах за окном… В нашей квартире жил разношерстный народ, а один сосед регулярно вешался. Помню, как взрослые вышибали дверь туалета и вынимали его из петли…

РЕКЛАМА

Никогда не забуду, как в 53-м году вернулся из заключения мой дядька. После лагеря в Сибири он ехал через Москву к себе на родину — в Вологду. Сижу у него на коленях и вижу, что пальцы у дяди странные, как сосисочки, без ногтей. «Это меня пытали», — сказал он. «Немцы?» — «Нет, наши». У него были выдернуты щипцами все ногти. Привыкнуть к вольной жизни дядя так и не смог. Вернулся вольнонаемным обратно в лагерь, работал истопником. Сейчас, с высоты прожитых лет, могу сказать, что жизнь коротка и хочется как-то успеть порадоваться. Вообще, люди созданы для радости.

«В школе я учился просто отвратительно»

- Вы, Александр Сергеевич, много лет в одном театре служите.

- Всю жизнь. (Смеется. ) Однажды посмотрел в свою трудовую книжку, а там только одна запись: «Поступил в Театр Моссовета в 1964 году». Слава Богу, кроме театра, у меня есть кино, ВГИК, озвучивание мультфильмов, рекламы и компьютерных игр. Должен вам сказать, что артист кино и театра — абсолютно разные профессии. Считаю себя театральным артистом, это более сложное, серьезное дело. Не скажу, что мне было легко в театре. Мог ли с Раневской, Орловой, Пляттом конкурировать мальчик, ставший популярным после картины «Ключи от неба». Кстати, этот фильм снимался 45 лет назад здесь, в Киеве. Сегодня меня любезно свозили на экскурсию на Киностудию Довженко, где шли съемки. У вас на студии находится самый большой в Европе павильон!

- После этой картины вас и стали узнавать на улице?

- Даже не заметил. Меня как-то рано начали узнавать. Иногда это приятно, но частенько мешает. По Москве я хожу исключительно в головных уборах. Патлы свои резиночкой скручиваю и прячу под кепочкой.

- Родители не возражали, что вы выбрали актерскую профессию?

- Были счастливы, что я хоть куда-то поступил, потому что считали меня полнейшей бездарью. Я очень плохо учился. Когда учитель писал на доске какую-то формулу или чертил график, только тогда я понимал, какой учебник доставать. Даже не знаю, как меня педагоги терпели. Наверное, понимали, что в театральный пойду.

- В театр Моссовета попали, еще будучи школьником?

- Театр задним двором выходил на мою школу, где, кстати, учились Андрюша Миронов, Илья Рутберг, драматург Леша Казанцев. В школе как-то искали мальчика для спектакля. Выбрали троих, в том числе и меня. Как ни странно, это была довольно большая роль в спектакле «Студент третьего курса». Я играл сына уборщицы. А в следующей постановке пошел на повышение, изображая сына миллионерши! Моей партнершей по спектаклю была легендарная Вера Петровна Марецкая.

- Зарплату вам платили?

- Два рубля за спектакль. Тогда пирожок с повидлом или с капустой стоил пять копеек, бутылка пива — 37, а водки — 2 рубля 87 копеек. Так что деньги были немалые. Моя первая покупка — фотоаппарат «Зенит»! А еще я устраивал во дворе кукольный театр. Сам делал куклы, вешал какую-то тряпку и продавал билеты на представление. В юности увлекся фото- и телесъемкой и всерьез подумывал поступать во ВГИК на операторский факультет.

«Хорошие мысли посещают, когда рюмки две выпью»

- Мне кажется, из вас неплохой клоун получился бы.

- А меня и звал к себе известный цирковой режиссер Вилен Головко, но мне больше нравятся не коверные клоуны, а философы типа Славы Полунина. Один режиссер, не давший мне роль, сказал: «Нет, ну Леньков клоун». А для меня это было как комплимент.

- Вы на сцене текст никогда не забывали?

- Бывало. Это страшная штука, когда в голове белый лист. Хохм всяких в театре много. Помню, известная актриса Нелли Пшенная играла спектакль, а в кулисе сидел доктор, поскольку у Нелли серьезная проблема с желчным пузырем. По сюжету Леня Марков должен Пшенную поднимать. Его предупредили, что одно неосторожное движение — и у Нелли может лопнуть желчный. Я уж лезу в такие нюансы, но актриса меня простит, потому что она героиня. Леня очень осторожно ее поднимал, как воздушный шарик. Тем не менее после спектакля Нелли увезли в больницу и ночью сделали операцию.

- Приходилось вам больным на сцену выходить?

- Я и в гипсе играл, и с температурой под 40. Не понимаю, когда артист отменяет спектакль из-за насморка. Сцена ведь лечит.

- В судьбу верите, Александр Сергеевич?

- Пытаюсь не задумываться над такими вопросами. В приметы не верю, с гадалками никогда не общался. Сейчас какой канал ни включишь, везде колдуньи-вещуньи… Ой, так наивно. Хотя это их хлеб. Признаюсь, фокусников больше люблю.

- В свои 65 лет на сколько себя чувствуете?

- Не ощущаю себя взрослым человеком. Даже как-то неловко бывает, когда смотрю на девушек глазами моих учеников по ВГИКу. Думаю, это, наверное, какая-то ненормальность. (Смеется. )

- И в «Зимней вишне», и в «Маленькой Вере» вы сыграли нескладных холостяков.

- Женат я уже очень много лет. С будущей женой Леной познакомились еще в школе. Я был в пятом классе, она — в третьем. После того как я окончил театральное училище, расписались. Слава Богу, Лена человек не творческой профессии, иначе мы давно бы разошлись. Супруга закончила авиационный институт. Дочка художница, внук Филипп школьник. Так что в личной жизни у меня, в отличие от некоторых моих героев, все в порядке.

- Вы такой «живчик». Наверное, делаете утреннюю зарядку, обливаетесь водой, занимаетесь медитацией или йогой?

- Ничего из вышеперечисленного! Даже не знаю, в чем секрет. Питание мое здоровым не назовешь. С утра ем в лучшем случае кашу или творожок, а вот на обед — и первое, и второе. Правда, это может быть и в 12 ночи, потому что днем некогда. Пью. В разумных пределах. Иногда вдруг ловлю себя на мысли, что какие-то хорошие мысли посещают, когда рюмки две выпил.

- Не курите?

- Никогда не курил. Пропустил этот момент, поскольку серьезно занимался велоспортом. Когда поступал в театральный, педагоги обратили внимание, что я сутулюсь, спросили: «Велосипедист?» — «Да, я мастер спорта».  — «Чтобы завтра же прекратил». Секция «Динамо», возможно, лишилась чемпиона мира. Сейчас бы ты брал у меня интервью как у аксакала велосипедного спорта, который приехал делиться мастерством с велосипедистами Украины.

- Все равно были бы известным человеком. Видимо, от судьбы не уйдешь!

- Ну да. Какой занятный обертон…

1789

Читайте нас в Facebook

РЕКЛАМА
Заметили ошибку? Выделите её и нажмите CTRL+Enter
    Введите вашу жалобу
Следующий материал
Новости партнеров