Опытный вариант первой космической гостиницы вывели на орбиту с помощью украинско-российской ракеты «днепр»
Советские военные конструкторы придумали не разрезать на металлолом снятые с боевого дежурства стратегические межконтинентальные ракеты, а устанавливать на них спутники и отправлять в космос. Воплотившая этот замысел украинско-российская компания «Космотрас» на минувшей неделе отметила десятилетие первого пуска ракеты-носителя «Днепр», боевой вариант которой именуется у нас РС-20 (»Воевода»), а на Западе — SS-18 (»Сатана»). Это, кстати, лучшие в мире межконтинентальные стратегические ракеты. Их разрабатывали в КБ «Южное», а выпускали на «Южмашзаводе» в Днепропетровске. Харьковский «Хартрон» создал для них систему управления.
«Космический отель начнет принимать посетителей в 2015 году»
- За десять лет было проведено 12 запусков «Днепра» — не слишком ли скромный результат? — спрашиваю у генерального директора Международной космической компании «Космотрас» Владимира Андреева.
- Нет, ведь мы были новичками на рынке космических услуг. К нам присматривались, решали, стоит ли предлагать сотрудничество. Из 12 запусков 11 были успешными. На 2009 и 2010 годы получили заказы на семь запусков. Каждый раз «Днепр» выводит на орбиту по нескольку аппаратов. Таким образом, на нашем счету уже 45 спутников. Большинство из них создано в США, Германии, Франции, Великобритании, Италии, Японии. Кстати, мы уже выбились в мировые лидеры — 32 процента космических аппаратов, запущенных на орбиту в последние десять лет с помощью ракет легкого класса, приходится на «Днепр». Это самый высокий показатель.
Одним из крупнейших объектов, который «Днепр» летом 2006 года доставил на орбиту, стал прототип первой в истории космической гостиницы «Генезис-1». В космос она летит в компактном, сложенном виде, а затем надувается с помощью баллонов со сжатым воздухом. Гостиница состоит из нескольких очень толстых слоев упругого синтетического материала. Чтобы проверить, как он защищает живые организмы от космических холода, жары, радиации и других смертоносных факторов, внутрь прототипа отеля поместили тараканов и бабочек. Ну а еще положили фотографии американских ученых и инженеров, создавших уникальный отель. Кстати, изначально этот объект создавался для Международной космической станции как один из ее будущих модулей. Но затем НАСА отказалось от проекта, а продолжить его взялся гостиничный магнат из Лас-Вегаса Роберт Бигелоу. Причем он заключил пари (правда, не говорит с кем), что не позже 2015 года его космический отель примет первых постояльцев. Американцы доверили «Днепру» вывести на орбиту первый экспериментальный вариант гостиницы. Это позволило заказчику сэкономить десятки миллионов долларов. Ведь, скажем, запуск космического аппарата на сопоставимой с «Днепром» американской ракете «Дельта-2» обходится в 50 миллионов долларов. На «Днепре» — примерно в три раза меньше. Владимир Андреев заявил «ФАКТАМ», что приемлемая на сегодняшний день цена на запуск «Днепра» — 15 миллионов долларов, но она еще этого уровня не достигла.
- В прессе появилась информация, что бывшему Президенту Украины Леониду Кучме присвоено звание почетного президента компании «Космотрас»
- Да, причем в прошлом году Леонид Данилович и посол России в Украине Виктор Степанович Черномырдин побывали на запуске «Днепра». Мы пригласили их потому, что в 1990-е Кучма, будучи Президентом Украины, а Черномырдин — премьер-министром России, поддержали наш проект. Кстати, важнейшее значение в те кризисные годы имела поддержка ныне покойного академика Владимира Уткина, который в 1980-е был генеральным конструктором КБ «Южное» (Днепропетровск). Владимир Федорович присутствовал на первом старте «Днепра» 21 апреля 1999 года.
«Согласно традиции, до старта ни капли спиртного пить нельзя»
Возможность использовать боевые ракеты в мирных целях инженеры КБ «Южное» заложили уже на стадии их конструирования. К концу 1980-х пришло время утилизировать первые партии РС-20. К тому же часть из них подлежала уничтожению согласно договору о сокращении стратегических наступательных вооружений. Развал Советского Союза и экономический коллапс начала 1990-х угрожали поставить крест на идее использовать боевые ракеты для космонавтики, но, к счастью, этого не случилось. Украинско-российское предприятие «Космотрас», не получая государственного финансирования, воплотило проект в жизнь — привлекло деньги потенциальных заказчиков на запуск спутников в космос. Ставшую мирной ракету РС-20 назвали «Днепр». Все эти годы «Космотрас» возглавляет Владимир Андреев, работавший, кстати, в 1980-е на «Южмашзаводе».
- Чем запомнился первый запуск ракеты? — спрашиваю у Владимира Алексеевича.
- Душевным подъемом, радостью победы. Накануне старта, конечно же, волновались. Члены государственной комиссии, в которую я входил, разместились на Байконуре на крытой площадке возле командного пункта, расположенного примерно в семи километрах от места старта. Ракета запускается из шахтного комплекса, находящегося под землей. Мы со своей площадки прекрасно видели старт и полет «Днепра». Они прошли безукоризненно. Радовались, поздравляли друг друга. Затем пресс-конференцию провели, я вручил заказчикам — представителям английской фирмы — документы о том, что их спутник успешно выведен на орбиту. Ну и в завершение — фуршет.
- Соблюдали ли какие-либо приметы?
- Все, кто причастен к космонавтике, знают, что до старта ни капли спиртного пить нельзя — мол, не стоит праздновать раньше времени, иначе можно сглазить. А вообще, я к приметам отношусь положительно — их соблюдение является своего рода психологической поддержкой.
- Какие премиальные положены ракетчикам за успешный запуск «Днепра»?
- Премии выплачивают, но по сравнению с теми бонусами, которые получают сотрудники банков и богатых компаний, они выглядят до того скромно, что называть их не хочется. Кстати, у нас работают преданные делу профессионалы, большинство составляют отставники — полковники и генералы Ракетно-космических войск.
- Один из пусков «Днепра» завершился катастрофой. В числе разбившихся тогда спутников был первый белорусский «БелКА». Запуск проводился на Байконуре, и Казахстан потребовал тогда компенсацию за экологический ущерб в размере 330 миллионов долларов. Компания их выплатила?
- Расследование не подтвердило, что ущерб был столь огромен. Заплатили сумму, которую определил суд — она во много раз меньше 330 миллионов.
- Сейчас вы имеете возможность проводить запуски с территории России?
- Да. За средства компании в Оренбургской области построили пусковую базу «Ясный». Там и стартовая шахта есть, и комплекс для монтажа спутников.
- Используются ли, кроме РС-20, другие стратегические межконтинентальные ракеты для запусков космических аппаратов?
- За рубежом таких проектов нет, а в России их несколько — «Рокот», «Старт», «Стрела». В «Рокот» вложили деньги немецкие инвесторы (первый запуск «Рокота» состоялся примерно на год позже, чем старт «Днепра». — Авт. ). У нас инвестора нет, поэтому до сих пор остаются финансовые проблемы, которые предстоит решить за счет прибылей от будущих пусков.
P. S. Редакция благодарит президента Информационно-аналитического центра «Спейс-Информ» Николая Митрахова за помощь в подготовке материала.
249Читайте нас в Facebook