«Провести обыск милиционер может только с вашего согласия"
В последнее время в украинских СМИ стали появляться материалы, утверждающие, что киевской милиции разрешили обыскивать людей на улицах, задерживать человека, если он вызывает подозрения
Отсутствие документов не является поводом к задержанию
В открытом доступе мы не обнаружили документов об утверждении нового порядка действий правоохранителей. Есть лишь недавние сообщения милицейских пресс-служб о том, что в связи с антитеррористической операцией правоохранители проводят осмотры граждан и транспорта и просят отнестись к этому с пониманием. Однако существуют пока не отмененные законы и другие нормативные документы, регламентирующие права и обязанности законопослушных граждан и правоохранителей. Так, согласно статье 19 Конституции Украины, никто не может быть принужден делать что-либо не предусмотренное законодательством.
Более конкретно об осмотрах и задержаниях сказано в законе «О милиции». В статье 11 указано, что милиционеру разрешено проверять документы, осматривать граждан, их вещи и транспортные средства и задерживать на различные сроки, если речь идет о совершивших административные правонарушения, подозреваемых в совершении преступлений, находящихся в розыске, а также лицах с явно выраженными психическими расстройствами. Кстати, два года назад из этого закона исключили право милиции задерживать до решения суда людей, отказавшихся выполнять требования стражей порядка. Не является поводом к задержанию и отсутствие документов.
Взаимоотношения милиции и граждан регламентирует и Устав патрульно-постовой службы милиции (ППСМ), согласно которому при обращении к гражданину правоохранитель должен поздороваться, представиться, предъявить по требованию гражданина служебное удостоверение и сообщить ему цель обращения. Патрульные могут проверять документы, проводить личный осмотр граждан и их вещей, а также доставлять задержанных в территориальные подразделения милиции, если: человека застали на месте преступления или правонарушения; на него указали очевидцы или потерпевшие; на нем или его одежде видны следы преступления; есть непроверенные данные о причастности его к преступлению и подозреваемый пытается убежать или оказать сопротивление.
Устав ППСМ определяет порядок поверхностного и личного осмотра (досмотра) преступников и подозреваемых. Так, поверхностный осмотр одежды и вещей проводится для обеспечения безопасности милиционера и окружающих — чтобы выявить оружие и другие опасные предметы. Задержанный должен поднять руки вверх, стать лицом к стене (дереву, столбу) и упереться в нее руками, наклонившись вперед и широко расставив ноги. Милиционер после этого тщательно и быстро его прощупывает с внешней стороны (не влезая за пазуху или карманы и не заставляя раздеваться). Личный же осмотр и досмотр вещей, багажа, транспортных средств обязательно должен проводиться под протокол и в присутствии двух понятых. И осматривающий, и понятые обязательно должны быть одного пола с осматриваемым. Досмотр вещей в отсутствие их собственника допускается лишь в исключительных случаях.
Как видим, ни одним нормативным актом не предусмотрен обыск без решения суда или задержание за то, что человек, например, идет с большой сумкой. Кстати, «ФАКТЫ» не нашли и законодательного (вне ведомственных приказов) урегулирования поверхностного осмотра, который, согласно Уставу ППСМ, проводится лишь для обеспечения безопасности милиционера при задержании преступника (подозреваемого), а не для выявления улик или чего-либо запрещенного.
Однако, как рассказал «ФАКТАМ» на условиях анонимности бывший милиционер, очень часто такой осмотр проводят именно для поиска запрещенного. А если человек возражает и не хочет показывать содержимое карманов и сумок, ему предъявляют более-менее похожий на него фоторобот разыскиваемого преступника (пачка таковых всегда есть в запасе у сообразительных милиционеров). Затем могут и собственноручно вывернуть карманы и порыться в сумке. Без всякого протокола. Несведущие в законодательстве граждане зачастую это молча сносят. Кстати, как писали в свое время «ФАКТЫ», иногда правоохранители таким образом еще и грабят жертв — такие случаи когда-то были зафиксированы в частности на киевском и симферопольском железнодорожных вокзалах.
«Понятие „осмотр“ ввели для того, чтобы проводить обыски без решения суда»
Прокомментировать ситуацию мы попросили известных столичных адвокатов.
— Надо четко различать понятия обыска и осмотра, — рассказал «ФАКТАМ» адвокат адвокатского объединения «Юридическая консультация № 1 Шевченковского района» Вячеслав Евсеев. — На обыск помещения необходимо определение суда. Обыск гражданина или его вещей называется осмотр. Провести его милиционер может лишь с согласия гражданина. Если такое не получено, а у милиции есть веские основания предполагать, например, что в багажнике у него спрятан гранатомет, — надо ехать в райотдел, составлять протокол и проводить его там в присутствии понятых. Хотя можно и не ехать, если на месте найдутся понятые и бланки. Но учитывая, что в стране идет война, любому добропорядочному гражданину несложно показать содержимое своих карманов. Для того же, чтобы в ходе осмотра ему ничего не подбросили, человек может потребовать проводить осмотр при понятых и под протокол. Если же у него ничего не найдут, а гражданин потерял время и понес ущерб, как моральный, так и материальный (скажем, из-за опоздания на поезд), он может подавать в суд на его возмещение и доказывать, что милиция была неправа.
Более категоричен был адвокат адвокатского объединения «Атторнейс Юнайтед» Александр Заруцкий:
— У нас в стране сейчас не введено ни военное, ни чрезвычайное положение. Правительство не делало никаких заявлений, как того требует статья 15 Европейской конвенции прав человека, о том, что оно на данном этапе не может обеспечить какие-то права граждан или ограничивает их. Поэтому нет никаких оснований осуществлять обыски без решения суда. Что же касается так называемых поверхностных и личных осмотров, то я считаю такие формулировки словоблудием. Осмотреть можно только общедоступные места или то, что вы сами добровольно покажете. Если кто-то лезет в ваши карманы или ваш автомобиль, это — обыск. Я считаю, что понятие «осмотр» ввели именно для того, чтобы проводить обыски без разрешения суда.
Чтобы доставить человека в райотдел, если он не дает согласия на осмотр на месте, и провести эту процедуру под протокол, необходимо его задержать и поместить в комнату для админзадержанных. А для этого нужны веские основания, прописанные законодательно. Нежелание человека показывать, что у него в карманах, таким основанием не является: вдруг у него там фото обнаженной жены, и он не хочет, чтобы его видели посторонние? И пока у нас не введено военное положение, безосновательные требования вывернуть карманы являются недопустимым вмешательством в личную жизнь, что нарушает статью 8 Европейской конвенции.
27550Читайте нас в Facebook