«давай дружить с тобой на всю жизнь!.. И на всю смерть», — будучи совсем еще маленькой, предложила папе сашенька путря
Работы юной художницы Саши Путри известны в более чем 50 странах мира. В Индии ее посмертно удостоили Национальной премии детского объединения «Неру Бал Самити». Девочка награждена (посмертно) медалью «За жизнь, достойную человека» и орденом «За приумножение добра на Земле». (Среди награжденных этим почетным орденом — Мать Тереза, Елена Образцова, Олесь Гончар, Робертино Лоретти, Борис Патон, София Ротару, Митрополит Феодосий ) В Полтаве открыт музей Саши Путри, ее имя носит детская художественная галерея.
За прошедшие годы интерес к Сашиным работам не угас. Искусствоведы уверены: если бы судьба позволила таланту Сашеньки Путри раскрыться до конца, ее имя стояло бы в одном ряду с именами лучших художников нашего времени
«Напиши письмо самому большому начальнику, пусть поможет нам спасти церковь»
В семье полтавского художника Евгения Путри не говорят о Сашиной смерти. Говорят: «Она ушла». Возможно, поэтому девочка так часто возвращается во снах к отцу — в тесную комнатку в панельной «хрущевке». В ней все, как было при жизни маленькой художницы. Первые Сашины рисунки красками на стене и ее последний «елочный» орнамент на оконном стекле — неизлечимо больной ребенок старался подарить родным новогоднее настроение.
Печально осознавать, что феноменально одаренная художница прожила всего одиннадцать лет. Шесть последних она тяжело болела, но именно это время явилось самым плодотворным в ее творчестве. За эти годы Саша Путря создала две тысячи 276 работ. К некоторым картинам сочиняла прекрасные стихи. Кроме того, оставила множество поздравительных открыток, рисунков в записных книжках, чеканок и даже технические чертежи. Для восстановленной Пушкаревской церкви она написала маленькую икону Божьей матери.
Восстановление церкви — особая заслуга Сашеньки. Ее папа рассказывает, они часто гуляли возле недействующего храма. Иногда прятались в нем от дождя. Затаив дыхание, девочка подолгу рассматривала полустертые росписи на стенах, мечтая восстановить их. «А как звезды нарисовать так, чтобы они были, как настоящие? Чтобы мерцали и переливались?» — интересовалась у папы.
Но однажды то, что не успело разрушить время, начали ломать люди. Увидев такое варварство, впечатлительный ребенок решил спасать «свою церковочку». «А давай в этих людей будем из рогатки стрелять! — предложила она папе. — Они испугаются и уйдут». «Нет, это не годится», — отбросил идею отец. «Тогда напиши про нашу церковь самому большому начальнику и попроси его помочь!» — не сдавалась Саша. Евгений Васильевич сделал фломастером рисунок церкви, написал, что нужно для ее восстановления, и отправил письмо в Киев, в Фонд культуры УССР, который возглавлял тогда уроженец Полтавщины Борис Олийнык. А вскоре пришел ответ, что деньги на возрождения храма будут выделены из республиканского бюджета. «Пошли быстрее к нашей церковочке, почитаем ей об этом, обрадуем ее», — торопила папу девятилетняя дочь.
К сожалению, возрожденный с ее помощью храм Саше не пришлось увидеть
«Куда девался наш слон, на котором я каталась, когда была маленькой?»
Свой последний рисунок Сашенька Путря сделала в пятницу 22 января 1989 года, за два дня до смерти, находясь в отделении онкогематологии Полтавской детской городской больницы. В тот день ей не могли сделать переливание крови — вены девочки оказались настолько исколоты медицинскими иглами, что их уже невозможно было найти. Состояние Саши ухудшалось, и, чтобы как-то отвлечься от боли, она начала рисовать.
- На тот момент у нас с собой были только три карандаша — красный, синий, коричневый и шариковая ручка, — вспоминает мама юной художницы Виктория Леонидовна Путря. — Рисунок Саша не успела закончить.
Сашенька нарисовала тогда автопортрет. На нем изображена индийская девочка в национальном одеянии с огромными глазами. Индия занимает особое место в творчестве Сашеньки Путри. Однажды девочка поинтересовалась у родителей, куда девался их слон, на котором она любила кататься — когда-то очень давно, когда была еще совсем маленькой. А после просмотра фильма «Танцор диско» с Митхуном Чакраборти в главной роли десятилетняя девочка приняла решение стать женой этого известного артиста. Она рисовала портреты Митхуна и себя рядом, посвящала ему стихи, пела индийские песни, которые звучали дома с пластинок, читала литературу о родине своего любимого актера. С удовольствием осваивала сложное искусство индийского макияжа и научилась облачаться в сари. В сари, в котором Саша встречала свой последний 1989 год, ее и похоронили. В гробик положили и маленький портрет Митхуна Чакраборти.
Значительно позже посол Индии в Украине, узнав об уникальной девочке, которая так страстно любила его страну, спросил Евгения Васильевича, что значит его фамилия. «Путря — это давняя национальная еда украинцев», — ответил ему художник. «А на хинди слово «путри» означает доченька», — удивил его посол.
В этот мир Сашенька пришла тоже необычно. Евгений Васильевич считает, ему был подан сигнал свыше за год до рождения дочери.
- Мне приснился очень красивый сон, — рассказывает Евгений Путря. — Будто мы с женой лежим на стогу соломы и рассматриваем ночное небо. Вдруг на нем появляется метеорит. По мере приближения к нам он почему-то не увеличивался. Он был маленький и яркий-яркий. Не успели мы с женой спрыгнуть со стога, как звездочка упала прямо нам на одеяло. Присмотрелись к ней — а это светящееся яйцо. Красивое, переливается всеми цветами радуги и пульсирует, как сердце. Мы замечаем, что внутри него что-то шевелится. Вдруг яйцо лопается, и на одеяле появляется маленький, но уже оперившийся птенчик с огромными человеческими глазами в обрамлении длинных ресниц.
Эти огромные человеческие глаза в обрамлении длинных ресниц Сашенька будет рисовать и собачкам, и кошечкам, и другим зверушками, которые придумает ее фантазия. В них то радость светится, то лукавство, то грусть. И поэтому они — настоящие, живые.
А впервые глаза Саша нарисовала, когда ей был годик с небольшим. Мама, писавшая письмо, дала ручку Сашеньке. Та старательно принялась выводить спиральки — дымок. Мама глянула: да ведь он живой, с глазками!
Дочкины таланты воспринимались в семье как само собой разумеющееся. Папа — художник, мама — хормейстер, преподаватель музыкального училища. Естественно, их дети росли в творческой атмосфере. Сашенька имела абсолютный музыкальный слух, великолепно танцевала. Но все же тяга к рисованию преобладала над другими увлечениями. Ей позволялось рисовать везде: на стенах в спальне и в ванной, на кроватях и стульях. Сидя на горшке, лежа на животе
- Как-то раз она добралась до моей почти готовой картины, — вспоминает Евгений Васильевич. — Дирекция Полтавского литературно-мемориального музея Ивана Котляревского заказала мне нарисовать сцену свадьбы по произведению поэта «Энеида». Отлучился, а когда вернулся, увидел, как трехлетняя Сашенька «заканчивает» рисунок. Кстати, получилось очень удачно. Кое-что я, конечно, подтер, но вот эти перья, которые летят с курицы в разные стороны, ее рук дело. Это наша первая совместная работа.
Однажды дочь спросила отца, видит ли он золотых змеек в воздухе. Раньше он не обращал внимания на золотистые точки, которые в солнечный день действительно появляются перед глазами. «Это «живчики»! — объяснила папе Саша. И выдала удивительную теорию: из этих «живчиков» состоит все живое — насекомые, микробы, животные, рыбы, деревья, травы Когда же существо умирает, то они покидают его и свободно летают. Тут-то мы их видим. «Живчики» очень умные и знают то, что людям не ведомо. И нимбы у святых — это тоже «живчики».
Уже после того, как дочки не стало, папа попросил фотографа сделать из ее маленького снимка крупный портрет. Но получился он неудачный — по нему пошли блики. Однако отец считает: это и есть «живчики», которые покидают человека, когда он оставляет земной мир.
Во сне дочь подсказала отцу, как вылечить язву
Во снах Евгений Васильевич иногда видит свою девочку (ей не больше 17 лет) то с нимбом, то с ангельскими крыльями за спиной. Она приходит в их дом, потому что скучает по родным, но уверяет, что ТАМ ей хорошо и горевать за ней не стоит. Родители верят Сашеньке.
Особенно часто Сашенька снится папе, с которым у нее была сильная духовная связь. Однажды Евгений Васильевич заболел гриппом, дочь пришла к отцу во сне, села возле него на кровати и попросила дать левую руку. «Я тебя лечить буду», — пояснила. И теплая волна постепенно разлилась по телу Евгения Васильевича, а на утро он проснулся абсолютно здоровым. За прошедшие восемнадцать лет он ни разу не простужался.
Так же, во сне, дочь подсказала отцу, как вылечить язву двенадцатиперстной кишки. Его уже готовили к операции, когда Сашенька, взяв папу за руку, повела на грядку. Там росла свекла, и на одной из них мужчина увидел капельку сока. И так ему захотелось этого сока, что, проснувшись, он мигом побежал в овощной магазин — покупать свеклу. В общем, операция не понадобилась.
«Папа, ты еще долго курить будешь? Бросай, это вредно», — обратилась как-то Саша, наведавшись к отцу в очередной раз. Легко сказать! Стаж курильщика у Евгения Васильевича был лет сорок. Думал, не сможет выполнить просьбу дочери. Пошел в Пушкаревскую церковь, помолился, попросил помощи, а когда вышел, выбросил последнюю сигарету и даже «ломки» не ощутил. Как будто и не было четырех десятков лет, когда он выкуривал до двух пачек сигарет в день.
А недавно Саше удалось сделать еще одну, как казалось Евгению Васильевичу, невозможную вещь. Она заставила его отказаться от мяса, без которого раньше мужчина не представлял своего питания. Теперь вегетарианство — его внутреннее убеждение.
Конечно, далеко не все сны бывают такими конкретными. Большинство иносказательны и символичны.
Евгений Васильевич достает из кипы своих рисунков несколько зарисовок пророческих снов. Саша крикнула ему: «Папа, смотри, самолет падает!» В то же мгновение у них над головами пронесся горящий самолет и тут же взорвался. Это случилось за полмесяца до американской трагедии 11 сентября 2001 года. Точно такой взрыв, как был во сне, Сашин отец увидел позже по телевизору.
За несколько дней до аварии, в которую Евгений Васильевич попал с друзьями, Саша обратила его внимание на четыре миски разных размеров, наполненных кровью. Он знал, что случится беда, просил коллег отложить запланированную поездку в Миргород, рассказал о предупреждении. «Неужели ты веришь в эту мистику?» — посмеялись над ним. А на обратном пути их автомобиль на полной скорости врезался в выехавший на трассу трактор с прицепом. В салоне находилось четыре человека разного возраста, в том числе маленький ребенок. Только чудом все остались живы
- Вы разговариваете с Сашей, спрашиваете, чем она ТАМ занимается? — спрашиваю у художника.
- В основном она говорит мне такие умные вещи, которые мой разум еще не может осмыслить, — улыбается в седые усы Евгений Путря. — Я знаю, она несколько лет постигала сложную науку. В то время заглядывала ко мне ненадолго — уставшая, с книгами — и торопилась обратно. Сейчас я смотрю на этот мир по-другому, ее глазами. Дочка часто рассказывает мне об иных галактиках, где нет ни войн, ни зависти, ни злости. И с недоумением спрашивает меня: «Ну почему вы так неправильно живете? Почему без конца делите этот маленький земной шарик?»
Я спрашивал, рисует ли она сейчас. Дочь удивилась: «А разве ты не видишь?» Тут стены комнаты и потолок куда-то исчезли, над нами показалось высокое голубое небо. Сашенька взмахнула рукой, и на нем появились легкие — белые и прозрачные — облака. Потом стала на какое-то возвышение и принялась рисовать радугу. На все огромное небо. Очень яркую, невероятно красивую
Когда Сашенька еще была жива, она как-то сказала: «Папа, давай с тобой дружить на всю жизнь!.. И на всю смерть». Отец тогда ответил, что дружить на всю смерть нельзя. А после ее ухода понял, что ошибался
3818Читайте нас в Facebook