22 сентября 1709 года скончался украинский гетман Иван Мазепа
22 сентября 1709 г. В турецкой крепости близ города Бендеры скончался гетман Иван Мазепа (был у власти с 1687 по 1708 год). Именем Мазепы названы населенные пункты, улицы. Портрет гетмана изображен на украинской банкноте номиналом 10 гривен.
23 сентября 2010 г. Возле четвертого блока Чернобыльской АЭС французская компания NOVARKA начала строительство нового укрытия. Сооружение в виде арки планируется закончить к ноябрю 2017 года.
23 сентября 1944 г. Началось выселение этнических украинцев из Польши в Украину и поляков из Украины — в Польшу (согласно Люблинскому соглашению, заключенному 9 сентября 1944 года). Якобы добровольное переселение на самом деле было принудительным. Из Польши были выселены 482 тысячи 800 украинцев.
24 сентября 1970 г. Впервые в истории освоения космоса автоматическая станция «Луна-16» доставила на Землю 100 граммов грунта.
25 сентября 1911 г. В Киеве казнен Дмитрий Богров, застреливший 14 сентября 1911 года в Киевском оперном театре премьер-министра царской России Петра Столыпина.
25 сентября 2008 г. В Индийском океане сомалийские пираты захватили украинское судно «Фаина». В заложниках у пиратов оказался 21 человек: 17 украинцев, 3 гражданина России и гражданин Латвии. 5 февраля 2009 года судно освободили, заплатив выкуп 3 миллиона 200 долларов.
Ровно 20 лет назад в Финском заливе затонул паром «Эстония»
Паром «Эстония» вышел из Таллина в очередной рейс на Стокгольм вечером 27 сентября. На борту парома могли поместиться до двух тысяч пассажиров, 370 легковых автомобилей и 45 трейлеров-фур. В ста километрах от шведских берегов «Эстония» потерпела крушение и за каких-то двадцать минут ушла на дно. К месту катастрофы поспешили судна «Силья Симфония», «Силья Европа», «Исабелла», «Мариэлла», немецкий пассажирский «Finnjet». Спасти удалось лишь 137 человек из 1026 пассажиров и членов экипажа.
По количеству погибших катастрофа «Эстонии» стала крупнейшей в мире в послевоенное время. Как позже рассказывали выжившие, среди штормящего моря сильно раскачивающееся судно вдруг дало резкий крен, легло на бок и начало тонуть. Некоторые свидетельствовали, что перед началом трагедии были слышны два мощных удара, напоминающие взрывы. По одной из официальных версий, «Эстония» шла с повышенной скоростью на волну, стихия сорвала носовой визир, автомобильная палуба наполнилась водой, и судно затонуло. Кто-то списывает катастрофу на шторм, неумелые действия экипажа и плохое техническое состояние судна.
*Крушение «Эстонии» стало крупнейшей в мире морской катастрофой
Сторонники конспиративной теории утверждают, что «Эстонию» взорвали. Сделано это было, чтобы не допустить контрабанды высокотехнологичного вооружения российского производства в Швецию и далее в США. Под давлением общественности вооруженные силы Швеции официально признали, что до катастрофы дважды перевозили на пароме военные грузы из стран бывшего СССР, однако категорически отрицали наличие на борту российских грузов в последнем рейсе парома.
Весной 1995 года немецкая телекомпания «Шпигель-ТВ», а за ней и российское телевидение показали сенсационный материал, рассказывающий о том, что на пароме якобы находился контрабандный груз: крупная партия героина и два грузовика с 40 тоннами незадекларированного кобальта. В расследование включился сотрудник частной охранной фирмы, бывший заместитель руководителя таможенного комитета Эстонии Свен Петер Олссон, обладавший информацией о перевозке наркотиков, нелегальной торговле оружием и крупной растрате денежных средств высокопоставленными эстонскими военными чиновниками (одному из них пришлось уйти в отставку). Видимо, что-то было правдой. Вскоре Олссона нашли убитым в центре Таллина.
Очередной скандал, связанный с катастрофой «Эстонии», возник в 2004 году. Отставной шведский таможенник Леннарт Хенрикссон заявил в телепрограмме «Расследование», что видел военные грузы советского или российского производства, прибывшие в Стокгольм 14 и 20 сентября 1994 года на борт «Эстонии». Начальство тогда приказало пропустить машины с загадочными ящиками, скорее всего, с военной электроникой, без досмотра. В прессе писали, что экипаж «Эстонии» не знал о характере грузов. Был ли подобный груз на борту парома, до сих пор не известно. В 2009 году правительство Эстонии приняло решение прекратить расследование, а имеющаяся информация не может дать дополнительных сведений о причинах катастрофы.
На глубине всего 54 метра «Эстония» покоится и поныне (по другим данным, 84—87 метров). Подводные исследования запрещены договором, подписанным Финляндией, Эстонией, Швецией, Данией, Латвией, Великобританией и Россией. Район затопления корабля объявлен местом последнего упокоения экипажа и пассажиров.
Подготовила Любовь ГРАНКИНА, «ФАКТЫ»
4777Читайте нас в Facebook