Василий крутов: «независимо от погоды и настроения, каждое утро пробегаю пятикилометровый кросс по пересеченной местности»
Генерал-лейтенант СБУ Василий Крутов в особом представлении не нуждается. Он один из самых публичных общественных деятелей среди людей, посвятивших большую часть своей жизни работе в спецслужбах. Основатель и первый командир антитеррористического подразделения СБУ «Альфа», за плечами которого сотни оперативно-боевых операций и спецмероприятий в стране и за рубежом. Сегодня он занимает должность вице-президента на общественных началах Украинского союза промышленников и предпринимателей, курирует вопросы, связанные с системой корпоративной безопасности и продолжает писать книги. Кандидат педагогических наук, доктор юридических наук, профессор, мастер спорта по греко-римской борьбе, чемпион СССР, многократный чемпион и призер Украины по восточным единоборствам и прикладным многоборьям Василий Крутов мастерски владеет не только пером и оружием, но и музыкальными инструментами. В свое время под его баян оттанцевали более сотни свадеб. Несмотря на то что Василию Васильевичу исполняется 60, его физической форме и жизнерадостности можно только позавидовать.
«В моем возрасте сегодня не только все хочешь, но и — что очень важно — все можешь»
- Василий Васильевич, возраст уже ощущаете или 60 лет для вас еще не повод думать о старости?
- Возраст в моем понимании — понятие, скорее, духовное, чем физическое. Поэтому бремя времени на себе абсолютно не ощущаю. Наоборот, я, как и прежде, полон сил и энергии. Более того, в физическом плане все осталось, как всегда: количество жизненных заданий и их содержание, напряжение и ритм рабочего дня, объем ежедневных тренировок. В моем возрасте сегодня не только все хочешь, но и — что очень важно — все можешь. Разве мы всю жизнь не об этом мечтаем?
- Пенсионное удостоверение получили или по выслуге лет вы уже давно на пенсии?
- Завтра, 16 мая, общий стаж моей службы Отечеству составит 36 лет 2 месяца и 24 дня. Конечно же, это позволяет уйти на пенсию и, как говорится, почивать на заслуженных лаврах. Но у меня совершенно другой характер, другое отношение к жизни и понимание своего предназначения в ней. Поэтому я до сих пор нахожусь на действительной военной службе, ощущая свою полезность в очень важной сфере жизнедеятельности государства — национальной безопасности.
- Как вам удается поддерживать форму? Нунчаки до сих пор крутите?
- А как же! Держать себя в нормальной физической форме для меня не составляет никакого труда. Я давно прошел в своей жизни тот водораздел, когда нужно было серьезно напрягаться, принимая крайне важное решение, а именно: оставляю я после активных занятий спортом физические упражнения частью своей жизни или нет. Решить было действительно трудно, потому что я хорошо тогда осознавал, на какие ежедневные ограничения себя обрекаю и как это усложнит повседневную жизнь в социальном плане. Но у меня всегда было так: перед тем как принять решение, сомневайся столько, сколько нужно, а приняв его, никогда не раздумывай, выполняй, чего бы это тебе ни стоило. Теперь хорошо понимаю, что тогда я принял единственно правильное решение — то есть остаться физически активным. И суть здесь не в силе воли. Ее в наше бурное время есть на что и на кого направлять. Физическая культура и спорт для меня жизненная потребность. Поэтому спокойно, без какого-либо физического или психологического напряжения, ежедневно выполняю свою квалифицированную норму, в полном объеме получая тот запас энергетики, который позволяет мне без надрыва исполнять все свои многочисленные социальные роли в профессиональной, научной деятельности, в обществе, в семье.
- И что входит в эту норму?
- Независимо от погоды и от того, в котором часу я накануне лег спать, каждое утро — пятикилометровый кросс по пересеченной местности, комплекс специальных физических упражнений и комплекс энергетических упражнений тибетских лам.
«Я много лет прожил общей жизнью со своим пистолетом Макарова, за что питаю к нему глубочайшее уважение и благодарность»
- Василий Васильевич, дадите нашим читателям несколько советов по самообороне в экстремальной ситуации? Одни советуют «делать ноги», другие — ткнуть нападающего острым углом книги или шариковой ручкой в глаз Кстати, вы носите оружие?
- Конечно же, рассказать вашим читателям, как правильно и безопасно вести себя в экстремальных ситуациях, в двух словах невозможно. По большому счету — это целая наука. Но сама постановка вопроса очень актуальна, особенно в связи с резким усложнением криминогенной ситуации в Украине во время экономического и политического кризиса. Поэтому, пользуясь случаем, предлагаю вашей уважаемой газете открыть рубрику «Личная безопасность». Я вместе со своей командой готов поделиться знаниями и опытом, которых будет абсолютно достаточно для того, чтобы, прежде всего, не попасть в сложную или экстремальную ситуацию. А если это уже случилось — знать как и уметь выйти из нее без ощутимых потерь. А оружия я с собой не ношу, хотя имею на это право, и, кроме служебного пистолета Макарова (ПМ), еще трижды награжден личным оружием. Я много лет прожил с ним общей жизнью, за что питаю к ПМ глубочайшее уважение и благодарность. Но сейчас мои служебные обязанности, слава Богу, не требуют ношения оружия, чему я несказанно рад!
Всем, кто интересуется этим непростым вопросом, нужно понимать, что ношение оружия требует прежде всего высочайшей личной ответственности. Человек с оружием, но без соответствующих знаний и навыков, без устоявшейся культуры владения, обращения и применения, представляет огромную опасность не только для общества, но и для самого себя. Поэтому, прежде чем поднимать на государственном уровне вопрос: можно ли разрешить гражданам нашей страны владеть оружием, нужно очень хорошо подумать, какой категории людей это позволить и на каких условиях. Я бы посоветовал не политизировать проблему, а обратиться за консультацией к специалистам, настоящим профессионалам военного дела и сферы безопасности.
- А как собираетесь юбилей праздновать? Или сбежите из Киева?
- Свой 50-летний юбилей я отметил под открытым небом на территории Национального музея народной архитектуры и быта в Пирогово с участием лучшего конного театра Европы — наших запорожских казаков. Они произвели на моих многочисленных друзей и гостей незабываемое впечатление. В их выступлении было много экспрессии, силы, молодецкой удали, бесстрашия — это никого не оставило равнодушным. Очередной мой юбилей отпразднуем не менее интересно и увлекательно, но его сценарий я пока не хотел бы комментировать. Скажу только, что обязательно будут сюрпризы: я искреннее хочу поблагодарить своих уважаемых друзей, от которых я подпи-тываюсь их неуемной энергией, неисчерпаемыми знаниями и мудростью, всегда получаю необходимую поддержку в нужный для меня момент.
- Но сто граммов по поводу праздника себе позволите?
- Конечно же, на столах будут достойные напитки. Я глубоко убежден, что алкоголь — это не зло, а жизненная радость и даже необходимость. Проблема не в самом алкоголе, а в человеке, вернее, его культуре употребления. К сожалению, в нашей стране отсутствует самая элементарная государственная политика в этой сфере. Все построено по принципу: пить вредно — и точка. А вот воспитать у человека соответствующую культуру, сделав алкоголь его союзником и помощником по жизни, здесь у наших чиновников не хватает ни здравомыслия, ни умения. Потому мы и имеем в стране огромную проблему, последствия которой отражаются даже на генофонде нации, не говоря уже о других сферах жизнедеятельности граждан. Кстати, я знаю случаи, когда алкоголь спасал жизнь людей. Мои друзья владеют необходимыми знаниями в этой интересной области, поэтому им не повредит бокал шампанского или, как говорится, сто наркомовских граммов в честь юбилея. Я, конечно же, с удовольствием присоединюсь к ним.
«К сожалению, у нас стало нормой учиться на собственных ошибках и постоянно наступать на грабли»
- Супруга, дети уже интересовались, какой подарок вы хотели бы получить ко дню рождения?
- Я уже давно спокойно отношусь к подаркам. Когда речь идет о подарках от очень близких людей, мои желания лежат в области духовных потребностей. Самый большой подарок супруги для меня — понимание и осознание того, с каким духовно наполненным и надежным человеком я живу и какие прекрасные отношения и чувства нас объединяют. А что касается материального, то это совершенно не имеет для меня никакого значения ни по содержанию, ни по форме.
- Василий Васильевич, сколько сейчас лет вашим детям?
- По нашим украинским меркам я многодетный отец. И очень счастлив, что у меня уже две взрослые девчонки и подрастают два бойца — семи и 13 лет. Я в восторге от своей внучки 15 лет и 10-летнего внука. Когда ты понимаешь, что они у тебя есть, то нет большего счастья и радости в этой жизни, а вместе с тем и ответственности за их настоящее и будущее. Поэтому мне есть для кого и для чего жить и трудиться, а значит, и страну мою укреплять. Я уверен, что нет более высокой мотивации для человека в его службе Отечеству, чем оберегать и приумножать благополучие своих детей и внуков. Конечно же, я хочу, чтобы мои подрастающие дети и внуки — говорю это без пафоса — стали настоящими патриотами Украины. Это должно стать императивом, системообразующим элементом их жизненных координат. Безусловно, для этого требуются огромные усилия, особенно на фоне той бездеятельности, которую проявляет наше государство в этом стратегическом вопросе. Но я верю, что мои дети и внуки будут активными гражданами. Я делаю все, чтобы в Украине на четверых подрастающих патриотов было больше.
- Многие воспринимают вас как крутого профессионала-спецназовца, лишенного эмоций. Мало кто верит, что в вашей душе есть место для тонкой лирики. Но, кажется, одно только то, что ваша жена — прекрасная певица Надежда Крутова-Шестак, говорит само за себя. Как вы познакомились? Читали ей стихи, организовывали романтические вечера?
- Есть гипотеза, что все, что происходит с людьми на Земле, было заранее прописано на небесах. По крайней мере у нас с Надей — это уж точно. Мне кажется, это очень редкое совпадение, когда два взрослых человека так гармонично составляют одно целое. Поэтому если бы мы не познакомились на одном из ее концертов, то, я уверен, это вскоре обязательно произошло бы в другом месте. Конечно же, стихов я ей не читал, тем более своих, обошлось и без романтического ухаживания. Мы одновременно почувствовали духовное единение — это решило все. Какие-либо слова и действия были просто неуместными.
- А в отсутствие супруги дома можете постоять у плиты, приготовить что-нибудь вкусненькое, убрать квартиру?
- Я никогда как супруг не стоял у плиты, не кормил детей, не убирал квартиру, не стирал белье. Наверное, это звучит непопулярно, но это действительно так. И вопрос здесь, пожалуй, не во мне. Моя супруга так организовала порядок в доме, что у меня нет необходимости вникать во все эти вопросы. Вы себе не представляете, как она вкусно готовит, как все эстетично оформляет. Невзирая на ее статус народной певицы, она ежедневно готовит нам, мужчинам, одно-два первых блюда, два-три вторых, на десерт — вкуснейшую выпечку по рецептам собственных фантазий. В таком случае возникает логичный вопрос: зачем мне со своим уставом соваться, как говорится, не в свой монастырь. Кухня и все, что в доме, — это Надина территория, ее оперативное пространство. Здесь она, как рыба в воде, и получает полное наслаждение от того, что доставляет радость своим близким. Главное, чтобы мы, мужчины, ей не мешали и ценили то, что она делает для нас. А у меня с ребятами свое предназначение в семье, и мы стараемся как можно лучше с ним справиться, тем самым поддерживая атмосферу высокой духовности и благоденствия, которой наполнен наш дом.
- Жена следит за вашим внешним видом?
- В принципе, я очень самостоятельный в выборе одежды. Это заложено еще в достаточно юном возрасте. Уже тогда я имел собственный взгляд на эти вещи, поэтому отношение к личному гардеробу у меня всегда было серьезным и ответственным. В повседневной жизни, когда у нас есть время для совместных покупок, Надюша с удовольствием помогает, а я с не меньшим удовольствием принимаю ее советы и подсказки. Иногда она сама что-то покупает мне, но это обычно простые вещи, например, рубашки, тенниски, свитера. Я считаю, что одежда и то, как ее носят, является очень важным элементом нашей социальной и личной культуры. Это те жизненные радости, которые могут сполна компенсировать наш повседневный непростой быт. Ну а глажу я, конечно, сам, убежден, что это исключительно мужская прерогатива!
- После освобождения — не без вашего активного участия — в 2005 году из пиратского плена украинского судна «Панагия» вы написали книгу, которая хранится под грифом «секретно», о ходе операции и вариантах принятия решений в подобных ситуациях. А что толку? Пираты опять захватывают суда с нашими моряками. Может, для борьбы с захватчиками следует просто включить в состав экипажа двух-трех снайперов, чтобы они отстреливали бандитов задолго до абордажа?
- Проку от любой книги или практического материала действительно мало, если люди, принимающие решения, ими не пользуются. К сожалению, у нас стало нормой учиться на собственных ошибках и постоянно наступать на одни и те же грабли. А вообще, ситуация с «Панагией», «Фаиной», «Арианой» и другими судами свидетельствует о том, о чем мы говорили еще в 2005 году: захваты наших граждан будут продолжаться, поскольку под флагами различных государств ходят тысячи украинских экипажей. Требуется общегосударственная система реагирования на подобные инциденты и соответствующий координирующий орган, чтобы отрабатывать такие случаи системно и научно, а не отдельно решать проблему с каждым захватом. В настоящее время мировое сообщество в рамках международного права активнее реагирует на события в Аденском заливе. Это дает положительные результаты, но не решает проблему полностью. Необходимо кардинальным образом менять социально-экономическую ситуацию в Сомали и одновременно смело совершенствовать международное законодательство касательно охраны судна. Вы правильно говорите: вооруженные люди на борту были бы полезны экипажу. Однако по международным законам гражданское судно не имеет права возить с собой оружие. На мой взгляд, нужно менять эту норму. Необходимо установить порядок декларирования оружия в портах и ввести должности сотрудников, которые обеспечивали бы безопасность груза и экипажа. При этом я убежден, что вооружать матросов не имеет смысла. Если на борту есть оружие, надо уметь его профессионально применять и делать это решительно, без раздумий. Так могут действовать только люди, прошедшие соответствующую подготовку. Конечно же, это может ожесточить пиратов, нападающих на суда, но у специалистов по безопасности найдется эффективный ответ.
4749Читайте нас в Facebook