Сергей Тигипко: "Без государственной поддержки украинское машиностроение сегодня не выживет"
Ни для кого не секрет, что события последних месяцев в стране создают четкие предпосылки к ухудшению ситуации в экономике. Это подтверждают и выводы международных экспертных организаций. Например, на днях Всемирный банк ухудшил прогноз по состоянию украинской экономики, заявив, что внутренний валовой продукт (ВВП) снизится на восемь процентов. Но такие цифры можно назвать, скорее, оптимистичными, потому что, по оценкам отечественных специалистов, к концу года ситуация может еще больше усугубиться и ВВП потеряет более 10 процентов.
Многие промышленные предприятия, приостановившие или вовсе прекратившие производство, находятся в глубоком кризисе, а правительство практически не предпринимает шагов по его преодолению, отмечают представители партии «Сильная Украина». И это при том, что, согласно статистике, с начала года общее падение объемов промышленного производства в Украине превысило 20 процентов. Летом, к сожалению, негативные тенденции усилились. Например, только за август спад производства в машиностроении составил 17 процентов. Независимые эксперты прогнозируют, что к концу года этот показатель может докатиться до 25—30 процентов.
«Отечественное машиностроение без государственной поддержки сегодня не сможет выжить, — уверен лидер партии „Сильная Украина“ Сергей Тигипко. — Но такую поддержку необходимо оказать незамедлительно, поскольку она окупится государству достаточно быстро. Ведь машиностроение — это реальный мощный локомотив экономики. Развитие машиностроения влечет за собой развитие металлургии, компьютерных технологий, электрооборудования и нефтехимической отрасли».
Наращивание мощностей в упомянутых отраслях будет способствовать росту занятости квалифицированного персонала, уверен Сергей Тигипко. Ведь потенциал отечественного машиностроения составляет около 700 тысяч рабочих мест. Плюс в отраслях, напрямую связанных с машиностроением, — до 4—5 миллионов.
«Нельзя сказать, что проблемы украинской экономики — результат исключительно сегодняшней ситуации в государстве, — констатировал политик. — Они накапливались годами. Но за всю историю независимой Украины страна никогда не стояла перед реальной угрозой потери машиностроительной отрасли без возможности ее восстановления».
О глубине кризиса красноречиво свидетельствуют цифры. За восемь месяцев падение производства составило: автомобилей — 13,2 процента, автобусов — 53,7 процента, грузовиков — 30,7 процента, вагонов — 76 процентов. Количество самолетов и вертолетов, выпущенных в стране, по словам Сергея Тигипко, государственная статистика уже вообще не учитывает, поскольку объем их производства находится на уровне статистической погрешности.
Главной причиной падения производства по каждой из упомянутых статей глава «Сильной Украины» считает практически полное закрытие российского рынка. Не так давно глава МИД Украины Павел Климкин заявил, что рынок ЕС компенсировал Украине эту потерю. Но простое сопоставление цифр показывает, что министр преувеличивает успех. Значительное сокращение экспорта в Россию привело к потере 3,2 миллиарда долларов, а за счет роста экспорта в страны Евросоюза мы заработали всего 1,23 миллиарда, отметил Сергей Тигипко. В «минусе» — почти 2 миллиарда долларов. Но если бы проблема была только в этом.
Как отметил политик, руководители предприятий вынуждены бороться с целым рядом и других серьезных проблем. У них не хватает оборотных средств, а в машиностроительной отрасли они нужны постоянно и в больших объемах. Отсутствуют инвестиции, которые можно было бы использовать для модернизации производства. И, конечно, — огромная конкуренция на внешних рынках.
«Ситуация в Украине уникальна, — считает Сергей Тигипко. — При наличии мощной производственной базы, развитых сопутствующих отраслей, квалифицированного персонала, научно-технического обеспечения и профильных вузов страна все равно фактически теряет машиностроение».
Во всем мире транспортное машиностроение служит показателем технологического уровня национальной промышленности, напомнил политик. Быть в клубе стран, лидирующих в этой отрасли, — престижно и выгодно. В первую очередь для государства. Именно поэтому во всех странах — лидерах транспортного машиностроения государство старается обеспечить максимальную поддержку профильным предприятиям. Сегодня Украина все еще состоит в этом клубе. Но, увы, это скорее формальность.
По мнению лидера «Сильной Украины», ситуацию можно исправить, если государство последует примеру развитых стран и окажет поддержку машиностроительной отрасли.
«Сегодня нужно создать механизм содействия предприятиям в пополнении оборотных средств, — считает Сергей Тигипко. — Это значит, что производства должны иметь возможность взять дешевые и „длинные“ кредиты, в том числе — под госгарантии. Восстановлению отрасли будет способствовать улучшение инвестиционного климата. Кроме того, необходимо начать переговоры о создании машиностроительной кооперации с европейскими производителями. Но самое главное — это государственный заказ».
Объективно, по мнению политика, речь идет не столько о материальной, сколько о моральной и законодательной помощи. А уж это государство может обеспечить, не ссылаясь на тяготы экономического кризиса. Тем более, что речь идет не о подачке, а эффективных шагах выхода из этого кризиса, подчеркнул лидер «Сильной Украины».
1037Читайте нас в Facebook