ПОИСК
Клуб потребителей

Чем отличается автостоянка от парковки и как владельцу добиться компенсации за поврежденную машину?

8:30 12 ноября 2014
автостоянка парковка
Ирина РЫБИНСКАЯ, «ФАКТЫ»
Владельцы платных автостоянок зачастую отказываются нести ответственность за сохранность машин, мотивируя тем, что предоставляют всего лишь услуги парковки

Киевлянин Александр Бондарь приехал на курорт подлечиться, а вместо отдыха вынужден был заниматься ремонтом своей иномарки: оставив на платной стоянке возле санатория свою машину, обнаружил ее с разбитым лобовым стеклом. Владельцы охраняемой стоянки отказались оплачивать установку нового стекла, ссылаясь на то, что они предоставляют только услуги парковки, а значит, не несут ответственность за сохранность авто.

Чем отличается автостоянка от парковки и как владельцу добиться компенсации за поврежденную машину, «ФАКТЫ» узнавали у экспертов.

«Начальник стоянки самоуверенно заявил: «Ты хочешь на нас заработать, но тебе ничего не светит!»

— В конце апреля я приехал отдохнуть в Трускавец, попить местной целебной воды, — вспоминает Александр Бондарь. — Когда-то давно я уже бывал на этом курорте и жил в санатории «Весна». Поэтому, по старой памяти, решил остановился в том же месте. К тому же рядом с корпусом можно было поставить машину. Поскольку иномарка не моя — я езжу по доверенности, то было важно, чтобы автостоянка была под охраной, с камерами наблюдения и оборудована шлагбаумом. Я заплатил 16 гривен за сутки пользования стоянкой и даже не придал особого значения тому, что в чеке было написано: «Плата за услуги парковки».

*Александр Бондарь: «Я совершенно не согласен с решением суда, что ответственность за разбитое стекло ложится исключительно на владельца пострадавшей машины. И подал апелляцию» (фото Сергея Тушинского, «ФАКТЫ»)

РЕКЛАМА

В санатории мне не очень понравилось, поэтому я перебрался в другой, а свою машину оставил на той же стоянке. Через пару дней мне понадобился зонт, который лежал в машине. Когда я пришел на стоянку, то увидел, что лобовое стекло моей «Митсубиси L 200» разбито. Было такое впечатление, что в него бросили камень, потому что на стекле появились трещины, которые расходились в разные стороны из одной пробоины диаметром около двух сантиметров.

Я подозвал охранника и показал ему разбитое стекло, но тот заявил, что не имеет к этой проблеме никакого отношения. Пришлось вызывать его начальника. Часа три продолжалось разбирательство, в результате которого мне заявили, что… я сам разбил лобовое стекло своей машины и решил обвинить в этом охранников, чтобы получить плату за замену стекла.

РЕКЛАМА

Начальник стоянки самоуверенно заявил: «Ты хочешь на нас заработать, но тебе ничего не светит!». Потом при мне позвонил кому-то, сказав, что это высокопоставленный чиновник из местной милиции. Включив громкую связь, он демонстративно подставил мне в лицо мобильный телефон, и я услышал из трубки: «Скажи ему, что мы ни за что не отвечаем, потому что это парковка, а не стоянка!».

Тогда я решил обратиться к администрации санатория, однако мне заявили: директор уехал в Киев и вернется не скоро. Впрочем, и без директора еще раз четко дали понять: оплачивать замену стекла мне не собираются. Мол, владелец «Трускавецкурорта», в состав которого входит санаторий «Весна», очень влиятельный человек в нефтяном бизнесе, и такой мелкой сошке, как я, ничего не добиться.

РЕКЛАМА

Пришлось вызвать милицию. Правоохранители составили протокол и открыли уголовное производство. Пока шло разбирательство, машина оставалась на той же стоянке в течение 10 дней, которые я исправно оплатил.

Отдых был безнадежно испорчен. Пришлось нанимать адвоката, привозить специалиста из Львовского научно-исследовательского института судебных экспертиз, поскольку меня обвинили в том, что я сам разбил стекло, причем из салона машины. Хотя эксперт пришел к выводу: удар по лобовому стеклу был сделан извне, скорее всего камнем или кирпичом. Экспертиза мне обошлась в 1476 гривен, плюс замена стекла — 8139 гривен. Если бы иномарка была моя, я купил бы стекло подешевле, но хозяин попросил поставить «родное», пришлось обращаться к официальному львовскому дилеру компании «Митсубиси».

Когда я переставил машину на другую стоянку, ее охранники, заметив, что у авто разбито лобовое стекло, внесли эти сведения в специальный журнал под мою роспись. Ничего подобного не было на стоянке возле гостиницы «Весна»! Значит, изначально на ту злополучную стоянку я въехал на целой машине!

«С таким же успехом можно купить в магазине колбасу, а на руки получить чек о том, что был куплен хлеб»

В итоге дело дошло до суда. Виктория Абакумова-Мудра, адвокат Александра Бондаря, рассказала «ФАКТАМ», что согласно законодательству сотрудники автостоянки несут ответственность за сохранность автомобиля. Если же речь идет о парковке, то владелец оставляет там машину исключительно на свой страх и риск, оплачивая только место на асфальте.

— Чем же отличаются стоянки от парковок?

— Автостоянка, как правило, огорожена и оборудована камерами видеонаблюдения и шлагбаумом. Парковка же может быть обустроена в любой части города, даже на небольшом заасфальтированном пятачке.

Согласно правилам хранения транспортных средств на автостоянках ответственность за охрану машин и имущества, находящихся на территории автостоянки, несут ее работники. К тому же они обязаны предоставлять услуги, соблюдая требования Закона Украины «О защите прав потребителей».

А парковщики не несут никакой ответственности в случае повреждения или угона оставленной на их попечении машины. Но, прежде чем открыть парковку, ее владельцы обязаны получить в местных органах власти разрешение на ее оборудование, кроме того — исправно платить налоги в бюджет.

На мой адвокатский запрос Трускавецкий горсовет сообщил, что «Трускавецкурорт» (а значит и его филиал — гостиница «Весна» с прилегающей к ней автостоянкой) не является плательщиком сбора за места для парковки транспортных средств и не был уполномочен организовывать и проводить деятельность по парковке автомобилей в Трускавце. А в местном отделении налоговой инспекции сообщили, что «Трускавецкурорт» не выплачивает в местный бюджет сбор за места парковки и не подает соответствующую декларацию.

Впрочем, это не смутило Трускавецкий городской суд, который пришел к выводу, что Александр Бондарь воспользовался именно услугами парковки. Исходя из решения суда, клиенту выдали чек о предоставлении соответствующих услуг, а значит, ответственность за разбитое стекло ложится исключительно на владельца пострадавшей машины.

— Я совершенно не согласен с решением суда, — возмущается Александр Бондарь. — С таким же успехом можно купить в магазине колбасу, а на руки получить чек, о том, что был куплен хлеб. А если покупатель отравится колбасой? Я подал апелляцию и надеюсь на справедливое решение этой тяжбы.

Тем временем Инспекция по делам защиты прав потребителей Львовской области провела выездную проверку «автостоянки-парковки» в трускавецкой здравнице и пришла к следующему выводу: «Услуги для проживающих в санатории «Весна» по парковке транспортных средств следует трактовать как услуги, регламентируемые правилами хранения транспортных средств. По этим правилам автостоянка гарантирует сохранность транспортных средств, принятых на хранение, а в случае повреждения несет ответственность согласно действующему законодательству».

В юридическом отделе «Трускавецкурорта» мужчина, не пожелавший представиться, пояснил «ФАКТАМ», что сейчас дело рассматривается в апелляционном суде Львовской области.

— А как вы поясните то, что «Трусквавецкурорт» не получал разрешение на оборудование парковки, а также не платит налоги с полученной прибыли за услуги парковки? Территория возле санатория «Весна» — это автостоянка или парковка?

— Предположим, у человека есть частный дом и двор возле него. Сосед попросил поставить во дворе свой автомобиль и заплатил за это 10 гривен. Это же не значит, что хозяин двора должен нести какую-либо ответственность за сохранность автомобиля.

— Но в такой ситуации и налоги не платятся с этого дохода.

— «Трускавецкурорт» платит 25 процентов налога с каждой поступившей к нам копейки. Да, за услуги парковки мы не платим, поскольку это отдельный налог для парковок, которые расположены на территории, находящейся в коммунальной собственности города. А мы платим по общей системе налогообложения, то есть единый налог со всего дохода. У нас нет такой услуги, как парковка. Есть предоставление места для пребывания транспортного средства на нашей территории. За это мы и берем деньги.

— Почему тогда в чеке указывается: «За услуги парковки»?

— Так мы назвали. Причем еще задолго до того, как законом было определено, что такое парковка.

— А как называется эта огражденная и охраняемая территория, где люди оставляют свои машины?

— Территория санатория.

— Получается, что человек ставит машину без каких-либо гарантий, что эта машина будет в сохранности?

— Да.

— Тогда за что люди платят?

— За то, что имеют возможность поставить машину на чужой территории.

Советы потребителям

  • Оставляя машину на стоянке, уточняйте у обслуживающего персонала, какой статус имеет этот кусочек асфальта.
  • Всегда сохраняйте чек либо другой документ, выданный парковщиком или охранником автостоянки.
  • Если на машине уже есть повреждения, то перед тем как принять ее на стоянку, в специальном журнале делается соответствующая подробная запись.

21537

Читайте нас в Facebook

РЕКЛАМА
Заметили ошибку? Выделите её и нажмите CTRL+Enter
    Введите вашу жалобу
Следующий материал
Новости партнеров