ПОИСК
Культура и искусство

"Во время учебы в Риме у Вильгельма Котарбинского даже кровати не было — спал в самодельном гамаке"

6:30 4 декабря 2014
Вильгельм Котарбинский
165 лет назад родился один из крупнейших художников-символистов конца XIX — начала XX веков, признание и известность которому принесло участие в росписи Владимирского собора в Киеве

— Когда в 1888 году Вильгельма Котарбинского пригласили в Киев расписывать с коллегами Владимирский собор, он уже около 15 лет жил в Риме, где окончил Академию художеств святого Луки, — говорит искусствовед Марина Дроботюк (на фото). — Работа над убранством собора принесла ему еще большее признание и известность. Его масштабную — три на пять метров — картину «Римская оргия» (сцена разгульной жизни знати в античные времена) приобрели для музея императора Александра III в Санкт-Петербурге (ныне это Государственный русский музей). Сменивший Александра на троне Николай II на одной из выставок захотел приобрести несколько акварелей Котарбинского, но мастер вынужден был ответить: «Уже подарено Елене Праховой, но могу сделать авторский повтор» (Елена — старшая дочь профессора Адриана Прахова, который руководил росписью Владимирского собора. — Авт.). Основатель всемирно знаменитой Третьяковской галереи в Москве Павел Третьяков намеревался купить большое (все те же три на пять метров) полотно Котарбинского на библейский сюжет «Лепта вдовы».

*Владимирский собор строили и расписывали почти 45 лет

При этом попросил художника убрать авторскую подпись латинскими буквами и сделать ее кириллицей. Однако Вильгельм Александрович отказался, покупка сорвалась. Тем не менее затем эскиз этой картины без каких-либо условий купила жена Третьякова. Киевские миллионеры, коллекционеры живописи семьи Терещенко и Ханенко приобретали картины Котарбинского и заказали ему оформить несколько интерьеров в своих особняках. Сейчас в одном из этих домов размещается Национальный музей Тараса Шевченко, в другом — Музей искусств Варвары и Богдана Ханенко, на потолках и стенах которого сохранились работы Котарбинского.

*Этот снимок сделан в доме Адриана Прахова, руководившего росписью Владимирского собора. Крайний слева — Вильгельм Котарбинский

РЕКЛАМА

— Чтобы получить образование в Риме, нужны немалые средства. Котарбинский был из богатой семьи?

— Он из обедневшего рода польской шляхты. Его отец Александр служил управляющим в имении магнатов Радзивиллов, расположенном в очень живописном местечке Неборов (в XIX веке это была Варшавская губерния). Там находится потрясающе красивый парк Аркадия, по образцу которого в Умани, на берегу речки Каменка, был создан знаменитый парк Софиевка. Родители не могли оплатить учебу Вильгельма в Италии, тем не менее он отправился поступать в Академию святого Луки, причем против воли отца. В первый день пребывания в Риме так увлекся красотами античной архитектуры, что с наступлением сумерек не мог вспомнить, где находится дом, в котором он остановился. Пришлось ночевать на улице.

РЕКЛАМА

Перед поездкой в Италию Вильгельм продал одну из картин своему дяде и обратился за финансовой помощью к Обществу поощрения изящных искусств. Они предоставляли ему различные суммы, но все равно будущему художнику не хватало даже на самое необходимое, он голодал. Впоследствии вспоминал, как однажды не смог сдержаться и украл в магазинчике булку. Но как только разжился деньгами, признался лавочнику в проступке и вернул деньги. Одно время у молодого художника даже кровати не было, поэтому для ночлега сооружал своеобразный гамак: переворачивал стол, крепил к ножкам простыню и укладывался в ней спать. Один римский делец от искусства начал покупать его картины, но платил гроши. Однажды Вильгельм зашел в его галерею и, увидев ценники на своих работах, понял: его бессовестно обманывают — картины продавались довольно дорого. Нечестность так возмутила художника, что он спустил обидчика с лестницы.

— Его жизнь в Риме все же наладилась?

РЕКЛАМА

— Дела Вильгельма пошли в гору после печального случая. Как-то от голода он потерял сознание, служащий дома, в котором он снимал комнатку, зашел к Котарбинскому и увидел его без чувств. Вызвал доктора (то ли из русских, то ли из прибалтийских немцев). Этот врач познакомил художника с земляками братьями Сведомскими. Те тоже были живописцами, поселили Вильгельма у себя, оказывали всяческую поддержку. А когда профессор Адриан Прахов пригласил Сведомских участвовать в росписи Владимирского собора в Киеве, они предложили взять себе в помощники и Котарбинского.

*Братья Павел и Александр Сведомские

— Владимирский собор строили и расписывали очень долго — почти 45 лет, за это время на российском троне сменились четыре императора, — говорит историк, искусствовед и художник Дмитрий Корсунь. — Изначально планировалось возвести тринадцатикупольный храм — как Святая София в Стамбуле, — но средств не хватало, поэтому проект несколько раз переделывали, чтобы сократить смету. К сожалению, в архитектурных расчетах были допущены ошибки, из-за чего собор на стадии строительства начал трескаться. Впрочем, эту проблему в конце концов решили. Когда дело дошло до росписи, профессор Адриан Прахов планировал задействовать маститых художников, однако не вышло. Тогда сделал ставку на молодых — мало кому тогда известного Виктора Васнецова, 16-летнего Михаила Нестерова, живших в Риме поляков Павла Сведомского и Вильгельма Котарбинского. Также пригласили гениального Михаила Врубеля, но в результате он сделал в соборе лишь некоторые орнаменты, хотя ряд его эскизов Прахов утвердил. Проблема была в том, что Врубель редко появлялся на работе, пропадал в ресторанах и игорных домах, пил из-за неразделенной любви к жене Прахова Эмилии. Дошло до того, что его композицию «Моление о чаше» поручили выполнить Котарбинскому.

*"Моления о чаше"

— Во время реставрации старинной Кирилловской церкви Врубель написал Богородицу с лицом Эмилии Праховой для иконостаса этого храма. Интересно, во Владимирском соборе есть персонажи с лицами реально живших людей?


*Михаил Врубель создал образ Богоматери с Младенцем с чертами лиц Эмилии Праховой и ее средней дочери Ольги

— Да. Виктор Васнецов изобразил евангелиста Иоанна с лицом профессора киевского университета Ивана Сикорского, сын которого Игорь стал выдающимся авиконструктором, создал легендарный самолет-гигант времен Первой мировой войны «Илья Муромец», а после эмиграции в Америку — первый в мире серийный вертолет.


*Виктор Васнецов изобразил Евангелиста Иоанна во Владимирском соборе с лицом профессора Ивана Сикорского, сын которого Игорь стал выдающимся авиаконструктором

Во время росписи собора с Васнецовым случилась чудесная история: он упал со строительных лесов с высоты 15 метров (это все равно, что с четвертого этажа дома), ударился о каменный пол, но сломал лишь одно ребро. Уже через неделю вновь работал на лесах.

*Виктор Васнецов — был одним из молодых художников, которых пригласили расписывать Владимирский собор

Интересно, что лестницы внутри Владимирского собора едва не сделали из дуба, хотя для создания других составляющих интерьера широко использовали очень ценный каррарский мрамор, который добывают в Италии. Никак не удавалось раздобыть средства на то, чтобы из этого камня сделать лестницы. Тогда Виктор Васнецов поехал в Санкт-Петербург и попросил деньги у Николая II, сказав императору: «Если ход на хоры сделать деревянным, это будет означать, что князь Владимир ходил по бедности в лаптях».

В соборе есть одно небольшое помещение, в котором художники, участвовавшие в росписи храма, порой писали картины, чтобы не тратить время на дорогу домой. Так вот, знаменитое полотно по мотивам былины времен Киевской Руси «Три богатыря» Васнецов создал в этой комнатке. На переднем плане работы изображены молоденькие елочки — автор увидел их в поселке Боярка, что под Киевом, и перенес на холст.


*Картину «Три богатыря» Васнецов написал во Владимирском соборе

— Многие работы в соборе Вильгельм Котарбинский и Павел Сведомский создали совместно, — дополняет Марина Дроботюк. — Им помогал Александр Сведомский. Плодом общих трудов стали такие крупные произведения, как «Суд Пилата», «Распятие», «Тайная вечеря», «Вход в Иерусалим»… Всего 18 настенных картин и 84 отдельные фигуры.

— Удивительно, что в «Суде Пилата» Иисус практически такой, каким мы видим Его изображение на знаменитой Туринской плащанице, — замечает Дмитрий Корсунь. — Парадокс в том, что во время создания этого художественного полотна о плащанице почти никто не знал! Авторам прекрасно удались Пилат и другие библейские персонажи. Думаю, что эта картина помогла Михаилу Булгакову создать в романе «Мастер и Маргарита» сцену суда над Иисусом.


*В работе «Суд Пилата» Котарбинский и Сведомский изобразили Иисуса таким, каким мы его видим на знаменитой Туринской плащанице

— Где Котарбинский жил в Киеве?

— Вначале в гостинице «Метрополь» (это здание не сохранилось), которая находилась на нынешней площади Льва Толстого, затем — в гостинице «Прага», что на улице Владимирской, 36. Там он снимал две комнаты: в одной жил, другую использовал как мастерскую. Вильгельм мог себе это позволить, ведь за работу в соборе платили достойно, плюс хорошие заработки от продажи картин.

Художник любил бывать в компаниях, слыл отличным рассказчиком и выдумщиком — многое сочинял чуть ли не на ходу, но друзья относились к этому снисходительно. Они часто собирались в хлебосольном доме Праховых.

— Вильгельм Александрович был женат?

— У него была супруга, с которой он познакомился в Вильно (ныне Вильнюс). О ней мало известно, разве что сохранились такие воспоминания: когда она пришла посмотреть, как расписывают собор, художники остались не в восторге от этой женщины. Через некоторое время Вильгельм Александрович с ней расстался и больше не женился. Детей у него не было.

В Киеве он прожил больше тридцати лет. Во время Гражданской войны в 1918—1920 годах начались набеги бандитов на отели, в том числе на «Прагу», поэтому престарелого к тому времени художника пригласила к себе жить Эмилия Прахова. У нее в доме он и скончался в 1921 году.

— Сколько в наше время стоят работы этого художника?

— На знаменитом аукционе «Сотбис» цена на отдельные его картины около миллиона фунтов стерлингов.

— В Киеве есть полотна Котарбинского?

— Да. Его работы хранятся в коллекциях Национального музея русского искусства и Музея искусств Варвары и Богдана Ханенко.

3286

Читайте нас в Facebook

РЕКЛАМА
Заметили ошибку? Выделите её и нажмите CTRL+Enter
    Введите вашу жалобу
Следующий материал
Новости партнеров