Анна Дегтерева: "В Киеве я сразу лишилась всех денег, с которыми приехала покорять столицу"
Анна Дегтерева родилась в Днепропетровске. С детства ей приходилось работать, помогая маме, но именно этот опыт она считает фундаментом своего пробивного характера. Сейчас Анна Дегтерева является директором и идейным вдохновителем первого в стране бизнес-инкубатора Happy Farm, с появлением которого количество успешных IT-проектов на рынке Украины начало стремительно расти. Инкубатор далеко не единственное достижение Анны, это следствие длительного пути по реализации других грандиозных проектов. В 2006 году Ан-на основала компанию Global Management Challenge Ukraine и впервые провела в Украине международные соревнования по стратегическому менеджменту Global Management Challenge. Но останавливаться на достигнутом в ее правила не входило, и через два года стартовало еще одно детище Дегтеревой — соревнования GMC Junior, в которых ежегодно участвуют десять тысяч студентов. А затем появился и всеукраинский конкурс «Инновационный прорыв». Сейчас Анна — одна из самых успешных женщин в Украине. Она выступает на международных конференциях и сама их организовывает. Одна из таких конференций под названием The Ukraine Tech Gem («Украина — технологическая жемчужина») прошла осенью в Сан-Франциско с целью привлечь внимание американских инвесторов и партнеров к украинским технологическим компаниям и показать, что война в стране не остановила ее развитие.
— Закончив Днепропетровский горный университет, я начала свою карьеру с должности референта-переводчика немецкого языка, но мечтала работать в одной из крупнейших компаний Днепропетровска, — рассказывает Анна Дегтерева. — В течение шести месяцев штурмовала эту компанию, пока меня не приняли на работу в департамент по развитию персонала. Получила должность помощника менеджера. Мне предстояло с утра до вечера заниматься обработкой резюме и проводить интервью. Сталкиваясь с такими профессиями, как супервайзер, мерчандайзер или торговый представитель, вначале даже не понимала, что это такое. Всего провела более четырех тысяч интервью, нанимая людей. Это была тяжелая работа, от которой голова шла кругом. В компании я трудилась два года, а потом перешла в другую и продолжила развиваться по этой линии, заняв в итоге должность директора по персоналу. У меня были три тысячи сотрудников, прекрасная зарплата, хорошие связи…
— Что привело вас к работе над такими проектами, как Global Management Challenge и «Инновационный прорыв»?
— Однажды мне позвонила подруга, директор по маркетингу в Киево-Могилянской академии. Рассказала о португальской компании, которая ищет молодого активного директора по персоналу для развития нового проекта в Украине. Я не была готова принять такое предложение, но подруга убедила меня провести встречу и узнать подробности. Global Management Challenge — самое популярное в мире соревнование по стратегическому менеджменту в режиме онлайн. Команды стремятся превзойти друг друга в управлении виртуальным бизнесом, а лучшие из них представляют свою страну на чемпионате мира. Мне так понравилась идея развития Global Management Challenge в Украине, что я согласилась взяться за это. У меня не было опыта в продажах и маркетинге, я слабо понимала, что нужно делать, но оставила прежнюю работу и переехала в Киев.
— Как вам, не обладая необходимым опытом, удалось справиться с этой задачей?
— Это был сущий ад! В день переезда я лишилась сразу всех денег, с которыми прибыла покорять столицу. Будучи еще в Днепропетровске, я договорилась об аренде квартиры в Киеве. Но хозяйка почему-то отнеслась ко мне недоверчиво. Как только я с вещами появилась на пороге, она потребовала заплатить за полгода вперед либо выметаться на улицу. Пришлось отдать ей всю сумму, которая у меня была. Кстати, я и предположить не могла, что в этой квартире не окажется ни посуды, ни постельного белья. Первые три месяца у меня не было даже подушки. В общем, нужно было с нуля открыть компанию, нанять людей, создать условия для их работы, а я осталась в чужом городе без копейки в кармане и совсем одна.
Подруги, занимающие руководящие должности в разных фирмах, отвернулись от меня, узнав, что я променяла свою прежнюю жизнь на какой-то непонятный виртуальный конкурс, о котором в Украине ничего не знали. Я больше не была влиятельной, и они тут же потеряли ко мне интерес. Все это сильно ранило меня как человека, добившегося успеха в родном городе и оказавшегося вдруг ни с чем. Было страшно и больно. Вечерами охватывало полное отчаяние и я плакала, сидя в пустой кухне, а утром засовывала голову под холодную воду, чтобы проснуться, и шла на встречи со спонсорами. В 2006 году никто не хотел верить в виртуальные соревнования, но мне повезло: довольно быстро удалось собрать команду и продать первый спонсорский пакет. Когда спонсоры запросили счет для перевода денег, я вдруг спохватилась, что никакого счета у меня нет. И тут свою роль в этой истории сыграла моя лучшая подруга. Она предложила класть деньги на счет ее партнера, пообещав, что я смогу забрать их в любое время.
— Вы на это пошли?!
— Первый бизнес всегда сопряжен с испытаниями, о которых даже не подозреваешь. Я и представить не могла, что меня предадут ужасным образом. Это даже не приходило в голову, наверное, потому, что я сама так никогда бы не поступила. Когда пришло время возвращать деньги, получила ответ, от которого застыла кровь: «Какие деньги?» Меня охватил ужас. Я ничего не могла доказать. На улице падал снег, я шла под ним с ощущением вселенского одиночества и плакала… Один на один с этим кошмаром, огромными долгами и кучей обязательств. Мне предстояло отправить в Китай десятерых победителей первого сезона за спонсорские деньги, которые были безвозвратно потеряны.
— И какой же вы нашли выход?
— Через несколько дней, как только я пришла в себя, сообщила команде, что у нас нет отбоя от спонсоров и мы срочно должны запускать новый сезон. То же самое сказала спонсорам. Повысила цену на спонсорский пакет, аргументировав такое решение ажиотажем. Это был чистый блеф, и слава Богу, что он сработал! Через четыре месяца я вернула всю сумму. Выход есть всегда, просто надо хорошо подумать.
В 2008 году мы запустили студенческий проект GMC Junior, в котором каждый год участвуют десять тысяч студентов. Ребята управляют виртуальной компанией с бюджетом в 200 миллионов евро, не рискуя настоящими деньгами, но сталкиваясь с вполне реальными задачами. За участие студентов платят спонсоры, желающие привлечь на работу самых талантливых и перспективных. В финал выходят восемь команд по пять человек, которые сразу же получают работу. С 2009 года мы проводим Всеукраинский технологический конкурс «Инновационный прорыв», по результатам которого обладатели лучших идей проходят обучающую программу и едут на неделю в Америку, в Кремниевую долину, посмотреть, как там работают подобные системы.
— В рубрике «Анатомия успеха» мы часто встречаем основателей интернет-бизнеса, выходцев из Happy Farm. С чего началось создание первого в Украине бизнес-инкубатора?
— Всеукраинский технологический конкурс «Инновационный прорыв», по результатам которого обладатели лучших идей проходят обучающую программу и едут на неделю в Америку, в Кремниевую долину, посмотреть, как там работают подобные системы, привлек внимание инвестора, заинтересовавшегося этой тематикой. Мы узнали о существовании в Америке бизнес-инкубаторов полного цикла: молодые команды учатся у успешных IT-предпринимателей, уже построивших бизнес; живут и работают в инкубаторе вместе со своими наставниками. Чтобы принять участие в программе, молодежь съезжается со всего мира, а лучшие команды получают инвестиции. Наш спонсор загорелся идеей создать такой инкубатор в Украине и предложил мне его возглавить.
— Как это было?
— Первым делом я решила взглянуть на все своими глазами и три года назад впервые в жизни отправилась в Америку, не зная ни единого слова по-английски. Нашла переводчика, который написал на моей визитке, как правильно представляться: «Меня зовут Анна, я планирую делать в Киеве акселератор (модель поддержки бизнеса на ранней стадии, которая предполагает интенсивное развитие проекта в кратчайшие сроки. — Авт.). Дайте мне свою визитку, чтобы я могла вам написать». Забирала визитку и быстро уходила. Вернувшись в Киев, стала обзванивать всех по скайпу. В это время рядом сидел учитель английского и пальцем показывал ответы в заранее подготовленном тексте, потому что я не понимала, о чем меня спрашивают. Только представьте: я жена, мама, директор, начинаю строить новый бизнес, а тут еще нужно выучить английский с нуля! Я чуть не сошла с ума. Тогда мне было стыдно, а сейчас общаюсь на этом языке свободно. Даже специально взяла себе англоязычную помощницу, которая знает по-русски только «привет» и «мы крутые».
Мы нашли инвестора в Украине, вложили больше 2 миллионов долларов и уже два года «выращиваем» IT-стартапы. Собрали лучших специалистов со всего мира, менторов, американских предпринимателей, которые не просто создали свой бизнес, а продали его и отдали инвесторам вложения. Команды отбираются очень строгим советом директоров. За три минуты ребята должны на английском языке рассказать, в чем суть их бизнеса и как они собираются зарабатывать. Те, кто прошел несколько туров, остаются на два месяца на обучение. Посещают компании, международные конференции и уходят от нас совершенно другими людьми. Все это время молодежь живет вместе с наставниками в гостинице инкубатора, подобно участникам телешоу, которых изолируют от их привычного окружения, чтобы не отвлекались. Третий месяц команды проводят в Америке, после чего лучшие получают 15 тысяч долларов инвестиций. 50 процентов наших резидентов стали действительно успешными компаниями. Бизнес-модель инкубатора построена таким образом, что окупаться он начнет через пять лет. Компаниям нужно дать время вырасти, чтобы они начали возвращать инвестиции.
— И вы все успеваете? Наверное, есть какой-то секрет?
— Хорошие люди рядом. Если они есть и вы их любите, то все получится.
— Вы человек, который умеет преодолевать препятствия. Что повлияло на формирование такого сильного характера?
— Еще в детстве я поняла, что ни за что не буду заниматься физическим трудом. Мама работала в университетском буфете. С шести лет я помогала ей во всем: готовить кафе к открытию, убирать на столах, мыть посуду. До моек я не доставала, приходилось становиться на металлические ящики из-под молока. Я по ним ходила, как по подиуму. Помню, мама будила меня утром и спрашивала: «Анечка, поможешь мне сегодня?» — и я всегда соглашалась, потому что не представляла, как могу не помочь. У меня с детства было сильно развито чувство ответственности, хотя слова такого я еще даже не знала. К маме относилась так, будто это она мой ребенок и я должна о ней заботиться.
Когда мне было семь, маме на ногу упала трехлитровая банка с соком и ее забрали в больницу. Я осталась в буфете одна с толпой студентов. Это был первый раз, когда я сама накладывала в тарелки еду и считала деньги на деревянных счётах. Пришло человек 80, и никто меня не обманул.
Когда подросла, самым страшным для меня стало выходить в зал, ведь я молодая девушка, а там студенты… Готова была перемыть все что угодно, лишь бы не показываться им на глаза. Теперь вообще никогда не мою посуду, хватило тех десяти лет. Как и многим студентам, мне пришлось и официанткой побыть, и продавать на рынке вещи, привезенные моей тетей из-за границы. Но это была очень хорошая школа жизни. Полагаю, чем раньше человек начинает работать и понимать, что такое труд, тем более успешным он станет.
— Существует формула успеха?
— Самое главное для любого человека — четко понимать, чего он на самом деле хочет. Осознанно делать свой выбор и быть готовым ко всему. Заранее принимать то, что может с ним случиться на этом пути, чтобы потом не жаловаться. Цель не знает препятствий. Много работать и быть в хорошем настроении — вот вся формула.
— Вдохновение для вас важно?
— Важно. Но еще важнее слово «надо». Мне часто не хочется вставать среди ночи, чтобы отвечать на электронное письмо из Америки. Но если этого не сделать, решение вопроса затянется еще на сутки. Поэтому я всегда встаю и делаю то, что нужно. А вдохновляют меня новые идеи, активные люди и шоколад…
7050Читайте нас в Facebook