ПОИСК
Житейские истории

Вадим Сташук: "После жалобы на парковщиков-аферистов милиционеры угрожали мне физической расправой"

8:30 14 января 2015
Вадим Сташук
23-летний киевлянин провел «Марафон заявлений». Из ста трех жалоб, поданных им за месяц в госучреждения, треть уже удовлетворена. Вслед за Вадимом жители других городов Украины массово начали бороться официальным путем с ямами на дорогах, замусоренными подъездами и незаконными рекламными вывесками на столбах

Я всегда считала, что жаловаться на городские власти, жэки и коммунальные службы бесполезно. Хочешь что-то сделать в своем дворе, переулке или городе — вывезти мусор, покрасить лавочки либо спилить нависшее над детской площадкой дерево, лучше сделай это сам. А коммунальщиков даже если дозовешься, то придут они нескоро и делать все будут спустя рукава.

Летом я звонила в районную диспетчерскую службу, чтобы возле моего подъезда починили провалившееся в подвал крыльцо. Дворники пришли через две недели, засыпали дыру цементом, залили водой и ушли. Спустя месяц яма была в таком же состоянии, как и до «ремонта». Теперь все бытовые проблемы — от поломанного сливного бачка до грязи в подъезде — мы с мужем решаем самостоятельно.

А вот 23-летний киевлянин Вадим Сташук решил бороться с беспорядками официально, обращаясь в городскую администрацию по горячей линии 1551. Как ни странно, его настойчивость принесла результат. Теперь в микрорайоне, где живет Вадим, столбы покрашены, мусорные баки чистые, незаконные рекламные щитки сняты с заборов, а поваленные дорожные знаки убраны с тротуара.

— Идея провести «Марафон заявлений» пришла ко мне после того, как я несколько раз успешно обратился в «Контактный центр Киева 1551″ (его еще называют службой мэра), — рассказывает Вадим Сташук. — При этом я никогда не звонил на горячую линию по пустякам. У нас в доме — ОСМД, так что коммунальные вопросы жильцы решают самостоятельно. А вот о незаконной торговле возле дома, разбитом асфальте во дворе или гроздьях рекламных табличек на деревьях я сообщал в городской колл-центр. В половине случаев это приносило результат, причем достаточно быстро.

РЕКЛАМА

Я рассказывал о своем опыте знакомым, но они почему-то продолжали думать, что, сколько ни жалуйся, чиновники палец о палец не ударят. А еще после Майдана стало очень популярным призывать друг друга к сознательности. Один мужчина, например, заплатил тысячу гривен клининговому агентству за то, чтобы первый этаж и мусоропровод в его доме хорошенько вычистили и вымыли. Потом гордо вывесил об этом пост в „Фейсбуке“ — мол, вот какой я молодец. И все стали поддерживать его и предлагать: „Давайте сами покрасим заборы, давайте сами починим ступени в подъездах! Если не мы, то кто же?“ На мой взгляд, это в корне неправильно. Такой „сознательностью“ мы только даем повод чиновникам городских служб и коммунальщикам расслабиться и ничего не делать.

Я решил убедить общественность в том, что есть и другой путь решения проблем. За месяц „Марафона заявлений“ отправил 103 жалобы в самые разнообразные структуры. Писал обо всем, что считал незаконным и неправильным — от выбоин на дороге, сломанных лавочек и качелей до открытых канализационных люков и стихийных мусорных свалок. Больше тридцати моих требований уже удовлетворены, остальные находятся в работе. По-моему, это отличный результат.

РЕКЛАМА

— Удивительно, что вы — взрослый занятый мужчина, студент-заочник, сотрудник интернет-магазина электроники, отец семейства, каждый день пишете жалобы. Я думала, таким занимаются только старушки, которым нечего делать…

— Этот стереотип очень силен, — соглашается мой собеседник. — Более того, раньше я и сам думал, что забрасывать жэки или городские службы заявлениями могут либо сумасшедшие, либо пенсионеры, либо студенты-"ботаники». Но теперь убедился, что это не так. После «Марафона…» ко мне каждый день обращаются за помощью и советом взрослые, состоятельные и образованные мужчины и женщины из разных уголков Украины, которые тоже пытаются добиться от властей города порядка на улицах и во дворах. Два дня назад мне позвонила девушка. Рассказала, что, вдохновленная моим экспериментом, она тоже организовала «Марафон заявлений» и теперь публикует в социальных сетях отчеты о проделанной работе — какие жалобы подала, как на это отреагировали чиновники, что изменилось на улицах ее города. Как и я, она фотографирует «проблемное» место — ту же мусорку или незаконную парковку — до своей жалобы и, в случае ее удовлетворения, после. Не скрою, очень приятно, что мой опыт оказался таким полезным для других. Хочется верить, что люди станут более сознательными, начнут писать жалобы и теребить власть имущих, а чиновникам ничего не останется, как начать выполнять свои обязанности.

РЕКЛАМА

— Не боитесь, что эти самые власть имущие будут мстить вам за настойчивость и принципиальность?

— Уже мстили. Первая моя жалоба была на незаконную парковку на бульваре Давыдова. Какие-то барыги, не имеющие ничего общего с «Киевпарксервисом», затеяли брать с жильцов деньги за стоянку машин вдоль дороги. Почему-то все водители соглашались платить по десять гривен за ночь непонятно кому. Я пытался говорить со своими соседями, убеждал их не делать этого, но выяснилось, что тем, кто не платит за «парковку», могут разбить стекла, сломать дворники и даже вскрыть автомобиль. Меня это настолько возмутило, что я сразу же написал жалобу на тех аферистов. Спустя несколько дней мошенники установили у дороги столб с табличкой, на которой от руки нарисовали букву «Р» — парковка. Тогда я написал еще одну жалобу — на незаконный дорожный знак. Коммунальщики на следующий день сорвали эту табличку. А потом ко мне домой пришли… милиционеры и стали угрожать физической расправой, если я не заберу заявление. Вот так у нас милиция «крышует» преступников! В конце концов «парковщикам"-аферистам таки пришлось уйти, правда, будка, в которой ночевал их сторож, так и осталась стоять на дороге. Увезли ее только после моего очередного заявления. Точно так же вследствие моих жалоб городские службы ликвидировали несколько незаконных МАФов.

— Не могу поверить, что коммунальщики могут так быстро и качественно исполнять свои обязанности после жалоб жильцов… Это что-то из области фантастики.

— Ну далеко не всегда бывает быстро и качественно. Чаще всего, приезжая на вызов, они обязательно что-то недоделают. Пожалуешься на полные мусорные баки — вывезут. А очистки и пакеты с мусором, валявшиеся рядом на земле, «забудут». Напишешь заявление о незаконной рекламе на столбах — снимут. Но две верхние вывески оставят, потому что без стремянки не могут до них дотянуться, а таскать с собой лестницу лень. И все же, согласитесь, это лучше, чем ничего! Одной из целей моего марафона было нарисовать себе некую статистическую картинку — на какие именно заявления город реагирует, а какие игнорирует и почему. Я догадался проанализировать это и отчитаться в социальных сетях и массмедиа, чтобы реально помочь тем, кто хочет что-то менять в своем доме, на улице, в городе, но не знает, как это сделать официально и бесплатно. Чиновников можно и нужно заставить работать. Времени это забирает немного — минут двадцать в день. Один раз набросав «козу» заявления, потом нужно будет только менять адрес и описание нарушения порядка. Я даже во время марафона (работая минимум с тремя заявлениями ежедневно) не прекращал заниматься учебой, работой и детьми.

— Чаще всего те, кто жалуется в жэки и горадминистрацию на беспорядки, получают от городских служб отписки…

— Я их тоже много получил. Самые частые — о том, что в городском бюджете нет денег на решение данной проблемы. Когда я жалуюсь на незаконную рекламу, которую надо просто приехать и снять, такая отписка выглядит смешно. Бывают вообще несуразные ответы — например, я пожаловался на то, что газон школы рядом с нашим домом в катастрофическом состоянии. Земля не ограждена столбиками, и там постоянно паркуются машины. Осенью газон превращается в месиво из-за грязи, слякоти и глубоких рытвин. Зимой вся эта «красота» замерзает. Ни пройти, ни проехать. Знаете, что мне ответили в управлении земельных ресурсов? Что у них нет денег на то, чтобы вбить колышки, тем более что этот участок не приватизирован и нигде не стоит на балансе. Чиновники написали, что они постоянно проводят разъяснительную работу с водителями машин, чтобы те не парковались на газоне. Ну не бред ли?

На удивление, самой чуткой к жалобам людей неожиданно оказалась ГАИ. Однажды, увидев стоявший на пешеходном переходе прицеп, я вызвал гаишников. Милиционеры среагировали на мой вызов очень быстро и прицеп отогнали. Потом я обращался в ГАИ с жалобой на выбоины в асфальте. Ямы были такой глубины, что все машины, попадая в них колесами, чиркали днищем о землю. А проехать там с коляской вообще невозможно. Не поверите: после моего заявления к нам во двор приехал начальник сектора организации дорожного движения Днепровского райуправления ГАИ. Очень вежливо поговорил со мной, сказал, что состояние асфальта находится в ведении автодора, но обещал поспособствовать быстрому решению вопроса. Уезжая, оставил свой номер телефона — чтобы я обращался в случае чего. Спустя несколько дней дыры в асфальте залатали.

— Теперь, когда «Марафон заявлений» закончился, вы перестанете писать жалобы каждый день или уже вошли во вкус?

— Я никогда не испытывал от этого особого удовольствия, а просто таким способом проявлял свою гражданскую позицию. Конечно, теперь я не буду каждый день писать заявления, но и мимо явных нарушений тоже проходить не намерен. Например, перед Новым годом всерьез занялся стихийными елочными базарами, потому что, честно пытаясь купить легальное деревце с встроенным электронным чипом, такового… не нашел. Придя на очередной елочный базар и выяснив, что елок с чипами нет, я возмутился и позвонил на горячую линию организации «Киевлес», в которой должны оперативно реагировать на подобные случаи. Там не взяли трубку. Тогда я вызвал наряд милиции. Приехавший патруль выписал владельцам фуры с елками штраф.

*Честно пытаясь купить «легальную» новогоднюю елку с электронным чипом, Вадим Сташук таковой у себя в микрорайоне не обнаружил. Вызванная им милиция оштрафовала незаконных рубщиков леса (фото автора)

В моих ближайших планах проект еще более грандиозный, чем «Марафон заявлений» — борьба с коррупцией в госучреждениях. Ну что же это за безобразие, когда с моей беременной жены в женской консультации требуют деньги за обменную карту, которую всем женщинам должны выдавать бесплатно? Или вымогают с нас деньги за выписку из роддома? Я пройду все бюрократические процедуры, но добьюсь того, чтобы в каждой поликлинике, в каждом вузе и райотделе милиции висели стенды с перечнем услуг, которые там должны предоставляться бесплатно. А столкнувшись с проявлением коррупции, посетители смогут звонить по указанному на стенде номеру телефона и сообщать о взяточничестве чиновников. Я понимаю, что победить коррупцию в нашей стране сложно, процесс этот долгий. Но если не пытаться, то точно ничего не получится. Как говорится, глаза боятся, а руки делают.

4038

Читайте нас в Facebook

РЕКЛАМА
Заметили ошибку? Выделите её и нажмите CTRL+Enter
    Введите вашу жалобу
Следующий материал
Новости партнеров