Дмитрий Гордон: "Хочу, чтобы в сквере возле "Жовтня" гуляли мамы с колясками, а не пиво разливалось"
После поджога столичного кинотеатра «Жовтень», любимого киевлянами не только за сеансы артхаусного кино, но и как символ старого Подола, прошло уже почти три месяца, а консервацию сгоревшего здания так и не провели. На дворе зима, здание под воздействием снега и дождей разрушается катастрофическими темпами. Горожан настолько возмутил дерзкий поджог культового кинотеатра, что буквально на следующий день под Киевсоветом собралось несколько тысяч человек с требованием: «Верните нам „Жовтень“!» Мэр столицы Виталий Кличко заверил: кинотеатр будет восстановлен за счет городского бюджета, причем с сохранением и архитектурной стилистики здания, и его культурной направленности.
Справка «ФАКТОВ»
Столичный кинотеатр «Жовтень» был открыт 8 ноября 1930 года на Подоле под названием «Девятое Госкино» и стал первым специализированным кинозданием в Киеве. Возведен в стиле конструктивизма. Первой картиной, показанной в кинотеатре, стал «Гегемон» Николая Шпиковского. В годы Второй мировой войны кинотеатр продолжал работать, в период немецкой оккупации он назывался «Глория». К концу войны здание было наполовину разрушено, после восстановления в 1960 году получило название «Жовтень».
«Статус сквера обезопасит зеленую зону возле кинотеатра от застройщиков при любой власти»
Сейчас здание кинотеатра «Жовтень» производит удручающее впечатление. Снаружи последствия пожарища практически не видны, однако зайдя внутрь, мы воочию убедились: то, что не уничтожено огнем либо при тушении пожара, разрушается от сырости и осадков. Если срочно не накрыть «Жовтень» временной крышей, то к весне, вероятно, уже нечего будет восстанавливать.
Тем временем сторонники реконструкции кинотеатра разделились на два лагеря: выступающих за присвоение «Жовтню» статуса памятника архитектуры (что убережет кинотеатр от глобальных перестроек и вполне реальных рейдерских захватов) и тех, кто против (их аргументы сводятся к тому, что оформление охранного статуса замедлит восстановление здания). То, что противники присвоения охранного статуса лукавят, подтверждает, в частности, подписание мэром столицы Виталием Кличко распоряжения о реконструкции «Жовтня». Заказчиком проектирования и реконструкции здания определен «Житлоинвестбуд-УКБ».
*Снаружи последствия пожара в здании кинотеатра практически не видны
Киевляне хотят видеть восстановленный кинотеатр таким, каким он был до пожара, но с современными «начинкой» и культурной программой. Здание и земля, на которой оно стоит, находятся в коммунальной собственности, а любимым местом киевлян его делает удачный и неравнодушный менеджмент коммерческой структуры под названием ООО «Киноман», арендующей помещение «Жовтня». Как сделать, чтобы кинотеатр, гарантированно оставаясь в собственности города, при этом процветал, приносил прибыль, не меняя профиля и не превращаясь в очередной торгово-развлекательный центр с несколькими кинозалами? Решить эту проблему не так легко: всем известно, в каком плачевном состоянии пребывают сегодня муниципальные кинотеатры «Тампере», «Ереван», «Нивки», «Экран».
Именно для того, чтобы исключить любую возможность перепрофилировать кинотеатр или достроить на здании этажи, депутат Киевсовета от Подольского района Дмитрий Гордон выступил с инициативой присвоить «Жовтню» статус памятника архитектуры местного значения, а прилегающей к нему территории — статус сквера.
— Я хочу, чтобы кинотеатр оставался точно таким, каким был до пожара или даже стал лучше, — пояснил Дмитрий Гордон. — Но есть риск, что здание будет восстановлено с наращением еще этажей пяти. Такое ведь нередко случается. Поэтому я подал в Киевсовет проект решения о присвоении «Жовтню» статуса памятника архитектуры, что поможет сохранить внешний вид здания. А статус сквера обезопасит зеленую зону возле кинотеатра от застройщиков при любой власти.
Я родился в Киеве и мальчиком ходил в этот кинотеатр. Поэтому сразу после пожара, наутро, передал наличными 10 тысяч гривен на восстановление «Жовтня». Сначала директор «Киномана» Людмила Горделадзе приняла деньги, а после того как я подал проект о присвоении «Жовтню» охранного статуса, почему-то вернула. Хотя деньги я дал на восстановление кинотеатра, а не ей лично.
Госпожа Горделадзе на своей странице в соцсети сразу же обвинила меня в том, что я хочу захватить «Жовтень». Где логика? Как можно, добиваясь охранного статуса для здания, преследовать какие-то тайные корыстные интересы? Абсурд. Началась моя травля со стороны ее знакомых, которые устраивали унизительные для меня акции, к примеру — «Кино без Гордона».
В редакцию газеты «Бульвар», редактором которой я являюсь, госпожа Горделазде прислала письмо, в котором написала, что «Жовтню» статус памятника не нужен, а если таковой и присваивать, то когда-нибудь потом, после реконструкции. Вся эта деятельность порождает у меня подозрения в нечистоплотности замыслов директора «Киномана» и тех, кто за ней, возможно, стоит. Ведь понятно, что сейчас первоочередная задача — консервация здания, чтобы оно дотянуло до начала строительных работ. Для этого нужны деньги, а Горделадзе их не берет. Значит, не заинтересована в том, чтобы сохранить здание?
Честно говоря, я не ожидал, что депутаты Киевсовета поддержат мое предложение об охранном статусе и проголосуют за него в первом чтении. Надеюсь, что нам удастся сохранить для города этот культовый кинотеатр.
На защиту сожженного «Жовтня» встали и киевляне, по горькому опыту знающие, что часто рейдеры, которым не удается захватить лакомый кусок земли «юридическими» методами, «объект» попросту сжигают. Виновных, как правило, не находят, а когда сгоревшее здание разрушается, его признают аварийным, сносят и возводят на этом месте очередную многоэтажную уродину из стекла и бетона. Увы, такая технология хорошо отработана и не раз применялась.
«Все, что внутри помещения, можно обновить по современным нормам»
Киевлянин Зорян Кись, узнав о поджоге, создал в «Фейсбуке» группу «Врятуй «Жовтень», призвав жителей столицы требовать от городской власти восстановления кинотеатра.
— Пожар случился вечером, а наутро прийти на акцию в поддержку «Жовтня» согласились семь тысяч человек, — вспоминает Зорян Кись. — Я предложил надеть одежду, шапки, шарфы желтого цвета, что символизировало собой «Жовтень». Люди распечатали на принтерах призывы к власти. В итоге мэр Киева Виталий Кличко обещал восстановить кинотеатр за счет городского бюджета.
Когда вокруг статуса кинотеатра возникла дискуссия, думаю, что обе ее стороны ставили одну цель, но настолько сильно хотели защитить «Жовтень», что начали подозревать друг друга в каких-то злых намерениях. После того как Киевсовет принял в первом чтении проект Дмитрия Гордона о присвоении «Жовтню» статуса памятника архитектуры, мы встречались с его командой и совместно внесли правки, исключающие любые злоупотребления.
Статус памятника станет охранным для внешнего вида «Жовтня», высоты и этажности здания. Все же, что внутри помещения, можно обновить по современным нормам. Чтобы упредить возможные конфликты, связанные с землей, было решено, что сквер не будет пересекаться с участком земли перед кинотеатром.
*Внутренние помещения (на фото — выгоревший зал «Гегемон»), если не уничтожены огнем, то разрушаются от сырости и осадков катастрофическими темпами
Арендатор, однако, посчитал, что присвоение «Жовтню» статуса памятника архитектуры несвоевременно и опасно. Почему, глава ООО «Киноман» Людмила Горделадзе рассказала «ФАКТАМ»:
— Охранный статус не спасает от захвата помещения. Примеров тысячи. К тому же присвоение статуса — сложная исследовательская работа. Это здание не может считаться памятником архитектуры, потому что за время своего существования неоднократно перестраивалось. Проекта здания за 1930 год, когда «Жовтень» был построен, нет. Осталась только фотография. В 1960-е годы кинотеатр перестроили, изменив его фасад, который в третий раз преобразился после капитального ремонта уже в 1990-е.
К тому же Управление культурного наследия Киевской горгосадминистрации, которое должно собирать документы для оформления статуса памятника архитектуры, находится в состоянии реорганизации, что затянет процесс, и проект капитального ремонта не смогут подготовить и согласовать быстро. В итоге ремонт отложится на неопределенное время. Что будет со зданием, догадайтесь сами. Вот почему мы считаем, что присвоение «Жовтню» статуса памятника архитектуры несвоевременно и опасно.
Китотеатр «Жовтень» вполне может быть отстроен в том виде, к какому привыкли киевляне, — в стиле конструктивизма. 13 ноября 2014 года Киевсовет принял решение, согласно которому «Жовтень» по-прежнему остается в коммунальной собственности города и не может быть приватизирован. А во время восстановления сгоревшего здания будет сохранен его фасад. Главное, что нас интересует, чтобы «Жовтень» стал кинотеатром европейского типа с новым оборудованием и соответствовал современным требованиям и нормам.
Сейчас с нами сотрудничают архитекторы Анна Искиердо и Максим Мятко, подготовившие на волонтерской основе предпроектное решение. Планируется аналог всеми любимого «Жовтня» с полностью обновленной «начинкой» и шестью кинозалами.
«То, что это был спланированный поджог, я не сомневаюсь»
— Мы предлагаем максимально сохранить архитектурный облик «Жовтня» таким, каким его помнят, внутреннюю же часть привести к современным нормам и функциональным задачам, — говорит представитель архитектурной компании AIMM-GROUP Анна Искиердо. — Например, продуманы системы эвакуации зрителей и пожарной безопасности, ведь в кинотеатре одномоментно может находиться до тысячи человек. Предполагается наличие шести залов, конференц-центра, гардероба, которого раньше не было, и арт-кафе, где могут проводиться встречи, конференции, обсуждения фильмов.
— Вы присутствовали на совещании в Киевской горгосадминистрации, посвященном восстановлению кинотеатра. К какому выводу там пришли? — спрашиваем у Людмилы Горделадзе.
— Власть готова финансировать и выполнять эти работы, — отвечает директор «Киномана». — При благоприятных обстоятельствах в апреле будет проведен тендер на подрядчика. А на майские праздники начнутся строительные работы. Помешать могут только какие-то внешние обстоятельства, потому что в Киевсовете или других организациях противников этого проекта не видно.
— Средства на ремонт станут выделяться из городского бюджета?
— За счет города будет оплачен ремонт здания, а замена технологического оборудования полностью ляжет на наши плечи. У нас сгорели два очень дорогих цифровых киноаппарата. Страховка покрывает процентов 15 их стоимости. В свое время мы как арендаторы заключали два договора страхования: на имущество «Киномана» и на коммунальное имущество — здание и некоторое оборудование. Здание было застраховано исходя из остаточной стоимости в четыре миллиона гривен. Страховка по оборудованию, принадлежащему «Киноману», выплачена, а по зданию — еще нет. Поскольку денег на новое оборудование нет, мы организовали благотворительный фонд поддержки кинотеатра «Жовтень» — «Відновимо разом».
— Кто будет управлять благотворительным фондом?
— Его учредили физические лица — коллектив кинотеатра «Жовтень». Я — председатель правления фонда. При фонде создана контролирующая структура — наблюдательный совет, в который входят заместитель главы Киевской горгосадминистрации Анна Старостенко, депутат Киевсовета, председатель Подольской горадминистрации Валентин Мандриевский, директор Киностудии имени Довженко Олесь Янчук, один из координаторов общественной организации «Врятуй «Жовтень» Сергей Щелкунов, координатор творческой программы Одесского кинофестиваля Антельм Видо, директор компании «Артхауз трафик» Денис Иванов, председатель Госкино Филлип Ильенко.
— На счету фонда уже есть средства?
— На сегодня — 12 тысяч гривен, 10 из которых перечислил Виталий Кличко. Мы активно начнем собирать деньги, только когда будут сформулированы конкретные задачи и определены суммы.
— Сразу после пожара правоохранители задержали двух человек, подозреваемых в поджоге. Причем сотрудникам милиции пришлось устраивать погоню, применять оружие. Но вскоре дело об умышленном поджоге (по информации спасателей, уже после того как потушили «зажигалку» в зале и эвакуировали зрителей, кто-то поджег крышу еще в одном месте) переквалифицировали по статье «Хулиганство». Следователи всерьез рассматривают версию о том, что дымовые шашки во время вечернего сеанса бросали гомофобы, чтобы сорвать показ фильма на ЛГБТ-тематику. Задержанных даже отпустили под домашний арест, хотя по их вине могли пострадать зрители, которых было немало во время сеанса. Какая ваша версия поджога?
— Что касается версии о том, что якобы «хулиганы» планировали сорвать показ фильма на ЛГБТ-тематику, думаю, это было подтасовано. Пусть разбираются компетентные органы. Но то, что это был спланированный поджог, я не сомневаюсь.
Дмитрий Гордон тоже считает странным то, что подозреваемых в поджоге кинотеатра так быстро отпустили под домашний арест.
— Тогда, когда в зале кинотеатра тушили дымовые шашки, уже горела крыша «Жовтня», — утверждает депутат. — А за две недели до пожара по решению суда с «Киноманом» был расторгнут договор аренды здания кинотеатра. На мой взгляд, между этими событиями есть связь. Но для меня главное — результат: добиться охранного статуса для кинотеатра и отстроить его. Мы нашли общий язык с активистами из сообщества «Врятуй «Жовтень», которых поначалу настраивали на то, что я рейдер. Однако, пообщавшись с активистами, мы пришли к полному согласию.
— Как вы относитесь к идее создания независимого от заинтересованных сторон благотворительного фонда, средства которого пойдут на возрождение «Жовтня»? Чтобы были соблюдены интересы киевлян, а не различных коммерсантов. Кстати, с помощью этого фонда можно было бы контролировать, как восстанавливают кинотеатр.
— Я не верю в фонды, по-моему, все они себя дискредитировали. Чтобы спасти хотя бы то, что осталось от здания после пожара, я официально обратился в Киевсовет с тем, чтобы направить на эти нужды 170 тысяч гривен, которые ежегодно выделяются на мою депутатскую деятельность. Но юридически это оказалось невозможно, поскольку данные средства — целевые и их можно использовать только на персональную помощь, поэтому мы передали их 102 ветеранам.
— Статус сквера защитит зеленую зону перед кинотеатром от посягательств застройщиков?
— Безусловно! И избавит жителей Подола от воплощения сомнительной идеи создания каких-то киноанфилад, которые задумали возвести перед кинотеатром соратники Горделадзе, возможно, чтобы открыть там очередные разливайки и торговые точки. Я хочу, чтобы в этом сквере мамы с колясками гуляли, а не пиво разливалось. Ведь здесь, в районе, очень плотная застройка, и мест, где можно спокойно посидеть на лавочке, больше нет. Это — единственное, и его нужно сберечь.
Кстати, по мнению юриста Тараса Беспалого, оформление статуса памятника архитектуры никак не замедлит процесс восстановления кинотеатра:
— Опасения абсолютно необоснованны. В Законе «Об охране культурного наследия» указано: ремонт внутри охраняемого помещения проводить можно везде, кроме охраняемой части здания, в данном случае — фасада. Но для разработки реставрационного проекта в случае охранного статуса объекта привлекаются специалисты с соответствующей лицензией, а не любые частные компании.
Кроме того, охранный статус дает возможность дополнительного государственного финансирования объектов из спецфондов Управления охраны культурного наследия.
Что же касается сомнительной, с точки зрения Людмилы Горделадзе, аутентичности здания, то она ведь частично сохранена. А если добавить к этому сохраненный архитектурный стиль, известность автора проекта здания, выдающегося советского архитектора Валерия Рыкова, и то, что «Жовтень» как первый киевский кинотеатр является еще и историческим объектом, — все параметры охраняемого объекта налицо. Поверьте, решающую роль в восстановлении «Жовтня» сыграет только политическая воля киевских чиновников, а охранный статус кинотеатра эту волю только подстегнет.
Фото Сергея Тушинского, «ФАКТЫ»
2078Читайте нас в Facebook