«я живу, словно привязанный пес в конуре! »
Дальнобойщиков, проводящих за рулем больше половины своей жизни, удивить какой-либо «дорожной» историей довольно трудно. Однако история 52-летнего жителя Калуша Михаила Ковалева оказалась воистину невероятной. Вот уже несколько месяцев каждое утро водителя начинается в небольшой кабине его фуры, стоящей на украинско-белорусской границе. Да, в кабине есть все, что нужно для скромной жизни дальнобойщика: спальник, газовая плитка, приемник. Однако всю эту «романтику» мужчина с радостью променял бы на ночь в настоящей кровати.
- Я шофер с 30-летним стажем, — делится с «ФАКТАМИ» Михаил Ковалев. — За это время доставлял грузы в разные страны мира. В дороге со мной бывало всякое: и рэкетиры наезжали, и фуру обворовывали, и шины менять приходилось в 30-градусный мороз Но то, что я пережил за последнее время на украинской таможне, нельзя сравнить ни с чем. Ведь я живу, словно привязанный пес. С той лишь разницей, что вынужден все свое время проводить не в конуре, а в кабине грузовика.
«Спасибо пограничникам: они разрешают мне посещать туалет на таможне и набирать из крана воду»
- За последнее время, — рассказывает Михаил Федорович Ковалев, — я столько выкурил сигарет и съел продуктов, что, наверное, хватило бы на месяц на целую роту солдат. Причина моей «ненасытности» проста: мне совершенно нечего делать. Вот и остается — либо есть, либо курить Особенно тяжело было, когда закончился газ в баллоне для плитки, на которой я готовил, и мне пришлось питаться всухомятку. Однажды, не выдержав, отправился на газовую заправку для автомобилей и там рассказал о своем бедственном положении. Проникшись моими проблемами, ребята тут же заправили мне баллон, хотя, понятное дело, подобные баллоны должны заправлять исключительно в специальных местах.
Как же я живу все это время? Раз в неделю езжу на попутках за продуктами в город Овруч Житомирской области. Покупаю картофель, крупу, спички и сигареты. Чувствую себя ужасно, словно на необитаемом острове. Вроде и есть рядом люди, да только до меня никому нет дела. От многочасового и многомесячного лежания давно болят бока, однако полноценно выспаться я не могу. Машины через таможню снуют круглосуточно. Днем шумно, ночью фарами кабину освещают — какой уж тут сон?! Словом, живу в непрекращающемся кошмаре. Спасибо пограничникам: они разрешают мне посещать туалет на таможне и набирать из крана воду. Кстати, до меня так жил другой водитель. Полгода выдержал, а потом попросил у начальства расчет: подкачало здоровье. Говорят, сейчас лежит в больнице. На сколько меня хватит — не знаю.
Машина находится на таможне уже 16(!) месяцев. За это время поменялось три «дежурных» водителя. Михаил Ковалев хочет верить, что он последний «вахтенный» и с помощью журналистов его и автомобиль скоро освободят из таможенного «плена».
- Надеюсь, хоть зарплату мне начисляют, — вздыхает Михаил Федорович. — Мои родные, жена не могут понять, почему я так долго не возвращаюсь. Конечно, они привыкли, что я постоянно в пути. Но когда везешь груз — это совсем другое дело: ты просто отсчитываешь километры, часы и минуты. А тут и время, и жизнь будто остановились.
«Неужели автомобиль обречен навсегда остаться на границе?»
Руководство компании-перевозчика изо всех сил пытается «вызволить» с таможни и своего сотрудника, и машину, из-за длительного простоя которой теряются огромные деньги.
- 25 февраля 2008 года мы получили заказ на перевозку пищевых добавок к йогуртам по маршруту Днепропетровск-Минск, — рассказывает корреспонденту представитель компании Ярослав Ивашин. — Через два дня автомобиль «Scania» был загружен и отправлен в Республику Беларусь. Но там груз не приняли: забраковали качество продукции. Мы должны были реэкспортировать груз назад в Украину и вернуть некачественную продукцию производителю. Водитель отправился в обратный путь.
29 февраля минувшего года автомобиль «Scania» благополучно прошел белорусский таможенный досмотр, украинская же сторона ввиду отсутствия предыдущей декларации машину не пропустила. Производитель продукции, заказывавший перевозку, обращаться на таможню и оформлять документы для повторного растаможивания груза отказался. В итоге наша «Scania» вот уже больше года стоит на таможенной территории Украины — в пункте пересечения границы «Выступовичи» Житомирской области, — по сути, «застряв» между двумя государствами.
Иными словами, автомобиль украинской компании-перевозчика стал заложником странной ситуации. Белорусская сторона не позволяет въехать обратно в Беларусь, а «свои» не пропускают в Украину из-за отсутствия необходимой документации. Срок хранения груза — пищевых добавок в виде фруктового джема — истек еще год назад, и, следовательно, груз подлежит утилизации. Само транспортное средство более года находится на открытом воздухе, что ухудшает его техническое состояние и снижает стоимость. Последнее немаловажно, ибо компания купила автомобиль в кредит. Разумеется, деньги банку нужно возвращать, но где же их брать, если вместо дохода машина приносит убытки, простаивая на границе?!
Принять оптимальное решение, позволяющее освободить транспортное средство, мы кого только ни просили. Однако все чиновники говорят, что данная ситуация не прописана в законодательстве и потому механизмов ее юридического разрешения не существует.
Таможенникам по-человечески жаль водителя, но пропустить груз они не рискуют. Ведь собственник груза самоликвидировался.
- В прицепе задержанного автомобиля «Scania» находится теперь уже опасный груз, который может нанести вред окружающей среде. Ведь нет никакой гарантии, что груз довезут до утилизации, а не выбросят просто на мусорную свалку, где его могут подобрать люди, — пояснила «ФАКТАМ» главный инспектор отдела связей с общественностью Житомирской таможни Наталия Есипчук.
340Читайте нас в Facebook