«три года я почти не поднималась с постели из-за повреждения позвоночника и разрушенных суставов. На первые тренировки меня приводили под руки, а теперь я хожу с рюкзаком в походы»
«В детстве я перенесла малярию и туберкулез, так что в школе не могла пробежать и десяти метров»
- Участие в чемпионате Киева по спортивной ходьбе среди ветеранов — это моя победа над собой, — говорит Нина Слободяник. — На старте не верила, что преодолею такое расстояние. Благодаря занятиям спортивной ходьбой у меня даже походка изменилась, появилась выносливость. Я перестала пользоваться лифтом — к себе домой на шестой этаж поднимаюсь пешком и без одышки! Раньше на улице обязательно опиралась о забор или поручни, на каждую скамейку садилась. Теперь, проходя мимо лавочек, говорю: «Приветствую вас, но я пошла дальше!» Недавно внучка после прогулки в парке сказала: «Бабуль, может, мы назад на маршрутке или на троллейбусе поедем?» А я иду, как скороход, впереди и приговариваю: «Еще немножко осталось, потерпи».
Когда Нина Слободяник появилась на занятиях у тренера Александра Шимко, она едва ходила и уже не представляла жизни без огромных доз обезболивающих препаратов.
- Еще несколько лет назад я была убеждена: если мне приставят к спине пистолет и прикажут быстро идти, я выберу выстрел, так как с трудом переставляла ноги, — говорит Нина Семеновна. — Появлялись резкие пульсирующие боли в пояснице. На первых тренировках в группе здоровья я буквально ползла, как черепаха, позади всех. После перелома позвоночника не было подвижности в тазобедренных суставах. Я даже не успевала переходить улицу на зеленый свет — доходила до середины, и на светофоре появлялся красный.
- Эта женщина поразила меня, — говорит заслуженный тренер Украины Александр Шимко. — Представьте, на первые тренировки ее приводили под руки, а сейчас она без остановок прошагала три километра! Причем с улыбкой и хорошим настроением. В этом возрасте, после таких серьезных заболеваний — это просто подвиг.
В раннем детстве Нина Слободяник переболела туберкулезом и малярией. Последствия дали о себе знать в школе — она постоянно болела. О занятиях спортом и не мечтала, врачи освобождали ее от уроков физкультуры.
- Мне достаточно было пробежать десяток метров, как во рту появлялся привкус крови, поднималось давление, кружилась голова, — вздыхает женщина. — С детства мечтала стать медиком, поэтому после седьмого класса пошла в фельдшерскую школу. Потом закончила столичный мединститут. Вышла замуж, родила сына. Работала невропатологом, правда, частенько приходилось брать больничный — очень прыгало давление. Могла идти по улице и внезапно потерять сознание.
Кроме того, из-за остеопороза (болезнь, при которой кости теряют прочность. — Авт. ) у меня были переломы ребер, ноги, обеих рук. Однажды на выходе из лифта меня оттолкнул мужчина, я сильно ушиблась. Сделала рентген — перелом плеча. Четыре месяца ходила в корсете. Это были ужасные дни: не могла лежать, без снотворных не засыпала.
«Сын сказал мне: «Мама, все для тебя сделаю, только живи». И я стала выходить из депрессии»
После 50 лет у Нины Семеновны стали болеть суставы. Со временем она уже не могла приподнять ногу, чтобы сесть в трамвай или троллейбус. Пришлось оставить работу и уйти на пенсию. Однажды на улице женщина оступилась, услышала хруст в спине и от боли потеряла сознание.
- Очнувшись, поняла что не чувствую ног, — рассказывает собеседница. — В больнице услышала от врачей неутешительный диагноз: консолидирующий перелом позвоночника. Я три года не вставала с постели. Сын Роман с мужем Александром были моими руками и ногами. Саша меня очень любил, дарил цветы, подарки, посвящал стихи. Возвращаясь с работы, готовил еду, делал все по дому. Мы прожили вместе 35 счастливых лет. Когда в 2003 году его не стало, я впала в депрессию. Думала уйти из жизни По дому передвигалась на костылях или держась за стены. Совершенно перестала заниматься собой. Единственное на тот момент развлечение — чай у телевизора.
Меня очень поддержали сын, родственники и друзья. Постоянно кто-то находился рядом. Сообща сделали в квартире ремонт, купили ортопедический матрац, на котором я сплю сейчас. Однажды Роман обнял меня и тихо произнес: «Мам, я все для тебя сделаю, только живи!» И я потихоньку стала выходить из депрессии.
Пролечившись в отделении геронтологии, Нина Семеновна радовалась, что уже может сама что-то приготовить на кухне, сходить в магазин за продуктами. Но тут — новая беда: женщину на переходе сбила машина. Дальше — реанимация и опять испытания на прочность.
- Пришлось заново учиться ходить на костылях, — говорит Нина Семеновна. — После выписки четыре месяца не могла уснуть без снотворного, без конца глотала анальгетики, чтобы уменьшить боль. Однажды приятельница рассказала, что ходит в группу здоровья к тренеру Александру Шимко. Я заинтересовалась. Помню, сделала себе обезболивающий укол, напилась таблеток и поехала. Александр Моисеевич посмотрел на меня и бодро сказал: «Раз пришли к нам — значит, сможете заниматься и ходить!» И я ему поверила, стала посещать группу.
С тех пор я забросила костыли. Просыпаюсь с улыбкой, каждое утро больше часа делаю зарядку: не вставая с кровати, растираю шею, уши, затылок, виски, делаю упражнения ногами и руками. За полгода сбросила восемь килограммов. Еще одно чудо: у меня, стойкого гипертоника, нормализовалось давление! В 75 лет я стала снова наслаждаться жизнью, ходить с рюкзаком в походы.
- Оздоровительную ходьбу я практикую тридцать лет, — говорит заслуженный тренер Украины Александр Шимко. — Дам, которые только начинают посещать занятия, я в шутку называю СТБ — «старые, толстые, больные». Потом они становятся «стройные, тонкие, бодрые». Для спортивной ходьбы противопоказаний практически нет. Она приносит огромную пользу организму, ведь делая только один шаг, мы включаем 346 мышц(!). При ходьбе происходит «самомассаж» всех внутренних органов и позвоночника, усиливается обмен веществ и сгорает жир.
370Читайте нас в Facebook