Волонтер Богдан Ковалев: "Меня поразил масштаб махинаций при поставках гуманитарной помощи нашим бойцам"
Около четырехсот человек откликнулись на призыв в «Фейсбуке» Юрия Бирюкова — организатора добровольческого подразделения «Феникс», известного волонтера, ставшего советником президента и помощником главы Министерства обороны. Бирюков согласовал с Петром Порошенко и Степаном Полтораком вопрос о выделении 15 вакансий в военном ведомстве для волонтеров АТО — людей, не обремененных звездами на погонах, которые попытаются сломать коррупционную систему. И объявил открытый конкурс на эти места. Отбор прошли восемь человек. Один из них — 31-летний житель Кременчуга Полтавской области Богдан Ковалев.
«А откуда вы знаете, как обращаться с оружием? Может, вы диверсанты?»
До того как получить штатную должность в военном ведомстве, Богдан Ковалев занимался бизнесом. Вместе с отцом руководил предприятием по изготовлению столярных изделий и параллельно выращивал клубнику почти на шести гектарах земли. Политикой не интересовался, в демонстрациях замечен не был. Тем не менее наступил момент, когда мужчина понял: нужно оторваться от телевизора с компьютером и попытаться что-то самому сделать для своей страны.
— Моими единомышленниками стали трое друзей, — рассказывает Богдан Ковалев. — На призыв собрать деньги для фронта откликнулись знакомые, и вскоре у нас появилось около пятидесяти тысяч гривен. Что купим на них, знали заранее. До этого я общался с ребятами, воюющими на Донбассе. Они шокировали рассказами о том, что наши снайперы проводят боевые операции без оптических прицелов. А я уже более десяти лет серьезно увлекаюсь военной тематикой, много знаю об оружии и его производителях. Поэтому на собранные средства мы купили через Интернет двенадцать прицелов и еще несколько других приспособлений для снайперов…
*Чтобы попасть на работу в Министерство обороны, Богдан Ковалев выдержал серьезный конкурс и прошел проверку на детекторе лжи (фото из социальных сетей)
Сначала четверка неравнодушных кременчужан хотела передать свой подарок воинам через волонтеров, но потом решили сами отправиться в Тоненькое и Пески под Донецком. На месте выяснилось, что большинство добровольцев шли защищать родину по зову сердца и раньше вообще не держали в руках оружия. Пришлось Богдану устанавливать прицелы на винтовки и показывать, как ими пользоваться. При этом он сетует: «Чем давать оружие человеку неподготовленному, лучше вообще не давать».
То, как свободно Ковалев обращался со снайперской винтовкой, вызвало подозрение бойцов одного из подразделений. И они едва не арестовали молодого человека.
— Мы, как обычно, давали ребятам советы по поводу использования привезенных приспособлений, устроили показательные стрельбы, — улыбается Богдан. — Сначала командир смотрел на это с восхищением, а потом задал вопрос: «А откуда вы знаете то, чего мы не знаем? Не военные, не спецназовцы… Может, вы диверсанты какие-нибудь?» И потребовал документы, удостоверяющие наши личности.
В этот момент у Богдана зазвонил мобильный телефон. «Вы могли бы сейчас организовать скайп-связь?» — спросил звонивший, представившийся Давидом Арахамией, основателем Ассоциации народных волонтеров.
— Я удивился, ответил, что мне сейчас не до скайпов, — продолжает Богдан. — Но Давид объяснил, что должен срочно провести со мной собеседование. И тут я вспомнил, что отправлял свое резюме в Совет волонтеров при Министерстве обороны, откликнувшись на предложение Юрия Бирюкова в «Фейсбуке». В ходе разговора Давид спросил, готов ли я к проверке на полиграфе в рамках этого отбора. Конечно же, я согласился. Узнав об этом, командир группы добровольческого батальона сменил гнев на милость.
Что такое детектор лжи, Богдан Ковалев знал не понаслышке. Когда-то, устраиваясь на работу инкассатором в банк, он уже проходил проверку на этом аппарате.
— Желающим работать в Министерстве обороны устроили четырехчасовой «допрос с пристрастием», чтобы выявить глубинные мотивы их стремлений, — продолжает Богдан. — Кстати, один из блоков вопросов был посвящен анализу поведения человека в том случае, если у него появится возможность безнаказанно что-то украсть.
Проверка на полиграфе показала, что некоторые претенденты стремились работать в Минобороны, чтобы выведать военные секреты
Из более чем четырех сотен претендентов отобрали сначала пятнадцать человек, потом двенадцать, но в конце концов их осталось восемь. Некоторые, как стало известно позже, проходили кастинг в надежде… выведать секреты силового ведомства.
Волонтеры теперь работают в Генштабе Вооруженных Сил и в ключевых департаментах министерства. Богдан Ковалев отвечает за поставки на передовую гуманитарной помощи, которая приходит из-за рубежа.
*"Я присутствую при получении «гуманитарки» и контролирую ее доставку на передовую", — говорит Богдан
— Первые дни я был в шоке, увидев, к чему сводится работа тыловых генералов, — вспоминает собеседник. — К протиранию штанов с лампасами! Мне до сих пор кажется, что по крайней мере процентов 80 этих людей не понимают, что в стране идет война. Не привыкли они работать в экстремальных условиях! Саботируют все новшества. Что-то пытаешься решать — заходишь в один кабинет, а тебя отфутболивают в другой, из другого — в третий. И от каждого чиновника слышишь одно и то же: «Это не моя компетенция». Так по кругу можешь мотаться хоть три дня. Приходится грубить, заставлять людей хоть чуть-чуть шевелиться. Знаете, как они объясняют свое поведение? Говорят: «Нас еще в военном училище учили, как правильно снять с себя ответственность». Так это говорят те, у кого еще есть хоть немного совести…
— А те, у которых ее совсем нет, наживаются на войне?..
— Это просто катастрофа для Украины! Наверное, ни одна закупка министерства не проходит без «откатов». Мы начали ломать эти схемы. Особый контроль установили над поставками гуманитарной помощи нашим бойцам. Там масштаб махинаций меня поразил больше всего. Дело в том, что между пунктом выгрузки и пунктом хранения товара существует определенное расстояние, на котором он легко может «потеряться». Ведь учет ведется только по факту поступления на военные вещевые склады. Грубо говоря, из трех тысяч единиц до склада могли доехать всего восемьсот, и за это никто не нес никакой ответственности.
Из-за непомерных генеральских аппетитов в прошлом году едва не разгорелся дипломатический скандал между Украиной и Канадой. Дружественное государство в августе отправило нам самолет с 32 тоннами бронежилетов, касок, медицинских палаток, спальных мешков, баллистических очков общей стоимостью пять миллионов канадских долларов, а в сентябре еще два таких же самолета. Увы, из содержимого этих трех рейсов в зону боевых действий попала лишь незначительная часть. По просочившейся информации, в кражах «гуманитарки» были замешаны также пограничники.
— Межгосударственное сотрудничество оказалось на грани срыва, канадцы потребовали прозрачности в распределении гуманитарной помощи, — рассказывает Богдан Ковалев. — Спасти ситуацию удалось волонтерам. 28 ноября мы с представителем канадского правительства Оленой Кошарной, узнав о приземлении в Борисполе очередного борта с «гуманитаркой», проконтролировали процесс и весь груз (по три тысячи пар обуви и курток) развезли по военным подразделениям.
— Каким образом вы препятствуете воровству?
— Мы, восемь волонтеров, напрямую подчиняемся президенту и министру обороны, — объясняет Богдан. — То есть промежуточное генеральское начальство не имеет на нас никакого влияния. Я, например, присутствую при получении груза. И без моего ведома ничто никуда не может уйти…
«Под видом дешевых продуктов для бойцов АТО предлагали покупать за границей… дорогие сигары и деликатесы»
Впрочем, «старая гвардия» не сдается, пытается перехитрить внедренных в ее среду «агентов». После Нового года, рассказывает Богдан Ковалев, мастера «откатов» попытались нажиться на очередной «гуманитарке» из Канады, состоящей из 70 тысяч берцев и 30 тысяч комплектов зимней военной формы, которая в этот раз прибыла в Одесский порт. Поскольку сам товар стало воровать практически невозможно, министерские чиновники решили сорвать куш на транспортных расходах. А именно: договорились с одним перевозчиком, что он за 380 тысяч гривен перевезет 42 контейнера из морского порта на склад. Причем расстояние между этими двумя точками составляло всего… девять километров.
— Выявив готовящуюся аферу, мы аннулировали незаконную сделку, чем сэкономили для государства ни много ни мало 310 тысяч гривен, которые, естественно, должны были осесть в карманах военных чинов, — объясняет собеседник.
Богдан Ковалев проявил принципиальную позицию и в обсуждении законопроекта, который был разработан рабочей комиссией при Кабинете министров. В нем предлагалось разрешить благотворительным организациям завозить из-за границы деликатесы и дорогие сигары под видом дешевых продуктов питания и сигарет якобы для воинов АТО. То есть лоббировались чьи-то коммерческие интересы.
— Не импортные продукты на фронте нужны, наш народ армию и сам прокормит, — горячится Богдан. — Сейчас на первом плане — снаряжение и одежда. Увы, форма быстро изнашивается, а наша легкая промышленность не в состоянии так быстро обеспечить солдат качественным обмундированием, да и нужных материалов у нее тоже нет. Пытаемся компенсировать это поставками гуманитарной помощи — ищем партнеров во многих странах мира.
Срочно приходится разрабатывать и новые нормативы обеспечения, чтобы мы могли закупать бойцам современные одежду и снаряжение.
— Но все же давайте поговорим и о продовольствии. Вы можете прокомментировать ситуацию с тушенкой, которой забиты склады Госрезерва, и срок годности продукта вот-вот закончится? Почему Министерство обороны не соглашается отправить ее на фронт?
— Эти запасы правительство, попросту говоря, хочет спихнуть военному ведомству. Но Министерству обороны сейчас гораздо дешевле купить свежую тушенку, чем ту, которая была произведена несколько лет назад. Я не берусь судить о качестве этого продукта питания, поскольку не пробовал, но его цена была изначально очень завышена — на этом многие отмыли деньги. Я категорически против таких сделок государства с армией. Куда сбыть такое невероятное количество консервов, которые скоро испортятся, пусть думают в правительстве. И наказывают за это виновных, их достаточно. Неправильно перекладывать вину за все только на Януковича и тех, кто с ним сбежал.
— Как вы считаете, на сколько человек можно безболезненно уменьшить штат военного ведомства, в котором вы работаете?
— Думаю, на треть. Сегодня в Минобороны нужны не столько военные специалисты, сколько патриоты — люди с чистой совестью и высокими моральными принципами. Чтобы победить в этой войне, нам следует забыть все разногласия, объединившись в борьбе с агрессором. К сожалению, я этого пока не наблюдаю. И знаете, когда бывает обиднее всего? Когда узнаешь, что жизненно важные грузы, доставленные неимоверными усилиями на фронт, попросту продаются, вымениваются и пропиваются…
10258Читайте нас в Facebook