Супруги-сумчане: "Едим раз в сутки в церкви у отца Владимира"
За несколько часов до полудня в Сумах на подворье храма, возведенного в честь пророка Ильи, начинают стекаться нищие и бездомные. 35-летняя Алла приходит сюда после ночевки в ближайшем подвале. Ее знакомый Анатолий спешит в церковь, еще не до конца протрезвев — накануне выяснял отношения с родственниками. Аккуратная бабушка Поля в стареньком штопаном пальто приносит с собой пустую пол-литровую баночку — для порции на ужин. Что бы ни случилось, какие бы катаклизмы ни начались — люди знают, где в городе есть небольшой островок спасения. Бесплатная тарелка горячего супа или борща, каша с порцией рыбы или мяса, салат, компот и пирожок им гарантированы. И вдоволь хлеба, который можно взять с собой. Ильинский храм — единственное место в Сумах, где, не требуя справок и документов, из года в год ежедневно кормят нуждающихся.
— Никогда не думала, что у меня так сложится жизнь, — вздыхает 33-летняя Марина, приехавшая в Сумы из Глуховского района. — Мы с мужем Сергеем и тремя детьми жили в селе, в собственном доме. Он был небольшим, стареньким, но своим. А в прошлом году хата сгорела. Потом сказали, что произошло замыкание проводки. Пожар начался среди ночи. Мы с Сережей только и успели, что спасти через окно детей.
Так лишились всего имущества и стали бездомными. Ребятишек пришлось временно отдать в приемную семью. В селе работы нет, да и в Глухове зимой ничего не найдешь. Приехали в Сумы. Устроились продавать стартовые пакеты мобильного оператора. Но зарабатываем очень мало. Иногда бывает, что целый день пробегаем на улице, а вырученных денег даже на хлеб не хватает. Едим с мужем раз в сутки, когда приходим в церковь к отцу Владимиру. Ночуем в приюте, спасибо, там можно бесплатно пожить четыре месяца. Мы стараемся каждую копеечку экономить и откладывать. Нужно детям на гостинцы накопить. Недавно ездили их проведывать, отвезли торт, теплую одежду. Но главное — мечтаем заработать на жилье. Хоть бы небольшой домик в селе купить, чтобы снова жить всем вместе.
— Хочу от всей души поблагодарить отца Владимира и всех, кто ему помогает, — подходит ко мне 63-летний мужчина, представившийся Анатолием. Видно, что он человек, битый жизнью, но при этом жизнерадостный, аккуратный и трезвый. — Я освободился из тюрьмы в 2012 году. Ни кола ни двора, нет паспорта, нет работы. Что делать? Я сюда, в церковь. Отец Владимир взял меня на работу. Два с половиной года я трудился в трапезной. Продукты покупал, привозил, кастрюли носил, посуду мыл, со столов убирал. За это время мне сделали паспорт. И добрая женщина нашлась, пустила к себе на дачу жить.
Работать в церковной трапезной тяжело. Попробуйте каждый день приготовить еды на 150 человек! Летом поварам приходится работать на жаре. Зимой огромные кастрюли таскать по гололеду. А люди во двор храма идут и идут. Здесь не отказывают никому. И где только отец Владимир находит деньги на такое количество продуктов? Помню, каждый день мы закупали мешками крупы, до сотни буханок хлеба… Досадно, что люди, которые приходят обедать, часто проявляют неблагодарность. Поели — и разбежались по своим делам. Иногда батюшка просит хоть немного помочь, например мусор в машину загрузить, а уже и нет никого. Как поесть, так 150 человек, а поработать — от силы десять.
— Вы не думайте, сюда не только бездомные приходят, — вступает в беседу 64-летний сумчанин Станислав. — У нас с сыном есть жилье — квартира в центре города. Но три года назад умерла от рака моя жена Тося. Я ее так любил, что сначала дышать от тоски не мог. А потом запил с горя… Пока все было хорошо, я много зарабатывал. И за границей трудился — плотничал в России, Германии. Ездил к своей родне в Дюссельдорф, Бремен. Мой отец был немецким военнопленным, познакомился здесь, в Сумах, с девушкой. Они поженились, родились мы с братом… Я всю жизнь трудился. А в результате получил такую «огромную» пенсию, что не знаю, куда и деваться. Целых 948 гривен! На работу устроиться не могу. Куда ни ткнусь — везде говорят, что уже старый. Сыну тоже не удается найти постоянное место. Бывает, в доме нет даже черствой корки. Что делать? Иду сюда, в церковь. Здесь всегда вкусно накормят, еще и с собой порцию дадут. Не думал, что на старости лет придется просить кусок хлеба.
— В 2005 году мы открыли приют для людей, попавших в сложную жизненную ситуацию, — говорит директор Центра реинтеграции бездомных лиц Светлана Смиляк. — И все эти годы отец Владимир и прихожане Пророко-Ильинского храма нам помогают. Они каждый день привозят огромные кастрюли с едой. Ведь мы можем постояльцам предложить только чай вечером. А в приюте находятся и инвалиды, которые не ходят, не разговаривают. Денег в городском бюджете на их содержание нет. Выручает отец Владимир: больным покупает лекарства и бинты, оплачивает операции.
А какие праздники для наших подопечных устраивают прихожане церкви! Из года в год на Пасху и Рождество в приюте проходит служба, а потом бабушки и дедушки получают крашанки и сладости. Я знаю, что ни один человек, который обратился к отцу Владимиру в трудную минуту, не ушел голодным. В Пророко-Ильинской церкви и накормят, и оденут, и утешат. Сейчас еще и столько беженцев к ним ходит…
Пророко-Ильинская церковь — один из древнейших храмов в Сумах. Первая, еще деревянная, церковь в честь пророка Илии здесь была построена в 1705 году. В 1791 году пожар уничтожил храм. Отстроили новый. Увы, в 1839-м очередной пожар уничтожил не только его, но и большую часть деревянных городских строений. Денег на восстановление церкви не было, ведь большинство прихожан, казенных крестьян, прозябали в нищете. «Но Богу угодно было вдохнуть благую мысль сумскому купцу Степану Игнатьевичу Тихонову принять на себя попечение о сем храме, — написано в церковных архивах. — Тихонов употребил до 1500 рублей серебром своего капитала на дом Божий. Из прежнего храма спасены от огня: Евангелие в серебряном окладе вызлащенное и четыре иконы бывшие местными: Спасителя, Божией Матери, Иоанна Предтечи и Пророка Илии в серебреных ризах, в коих весу 39 фунтов».
Сейчас на подворье Пророко-Ильинского храма многолюдно — даже в морозы и дождь. Старые и молодые люди, интеллигентного вида бабушки и не до конца протрезвевшие мужчины без определенного места жительства — все садятся за один стол. Сначала на полуденную трапезу приходило не больше десятка прихожан. В конце 1990-х купили «вагончик» и обустроили столовую на 25 человек. Потом поставили навес. Вскоре пришлось строить новую трапезную, на 120 человек. И все равно каждый день сюда стекается столько обездоленных, что люди сидят впритык.
*И в мороз, и в дождь на подворье храма собираются десятки людей
— К нам ходят не только неимущие, но и те, кто получают пенсии, — говорит настоятель Пророко-Ильинского храма митрофорный протоирей Владимир Шульга. — Люди всю жизнь работали, а теперь выделяемых государством денег едва хватает, чтобы заплатить за квартиру. Тут ежедневно каждый человек получает обед из трех блюд. Когда начались военные действия на Донбассе и в Сумы потянулись беженцы, нам стало тяжелее. Если раньше могли готовить более калорийную еду, в порциях было больше мяса, рыбы, то сейчас столы намного беднее.
Мы не только кормим людей, а и даем им возможность измениться. Кто не крещен, крестим. Читаем проповеди. Желающие могут исповедаться, причаститься. Кроме того, любители крепких напитков знают, что выпивших за стол в трапезную не пускают. Одно время мы пьяных вообще не кормили. Потом я подумал: как такого человека не накормить? Он же голодный, жалко. Если обещает больше не приходить пьяным, усаживаем вместе со всеми за стол. И документы мы бомжам восстанавливаем. Раньше по всей Украине за справками ездили. Сейчас этим занимается Светлана Григорьевна из центра для бездомных.
*Бывший шеф-повар Института артиллерии Александр Макушенко не согласился работать у местных бизнесменов и олигархов, а вот еду для обездоленных готовит с удовольствием
Чтобы накормить всех нуждающихся, в церковной столовой работают четыре повара в две смены. В воскресенье выходят все четверо. Один из них — Александр Макушенко, который почти 20 лет был шеф-поваром Сумского института артиллерии, где кормил генералов. Его не раз приглашали к себе на работу бизнесмены и олигархи. Всем отказал. А вот к отцу Владимиру — готовить для странников и обездоленных — пришел.
— Одно время Александр Макушенко даже пек хлеб в нашей пекарне, — говорит настоятель храма. — Постный, по своему рецепту, без масла, на воске замешивал. Сейчас хлеб не печем — дорого. Мы ведь людей кормим на пожертвования. Уже есть постоянные благотворители. В храме за них возносим молитвы. Но, к сожалению, сейчас и эти люди не могут помогать так, как раньше. Поэтому пишем письма с просьбами о поддержке и рассылаем по всей стране. В месяц иногда отправляем до нескольких тысяч таких обращений. Ведь голодных людей приходит в храм все больше…
P.S. Для тех, кто хочет помочь, сообщаем банковские реквизиты Пророко-Ильинской церкви: р/с 26006001097117, в Сумском региональном отделении АКБ «Хрещатик», МФО 300670, код 23052123. Получатель — Пророко-Ильинский храм, город Сумы, телефон (0542) 60−16−12.
Фото автора
5516Читайте нас в Facebook