Беженка из Алчевска: "Я вернусь домой, только когда туда вернется Украина"
О диком случае в районе Станицы Луганской «ФАКТЫ» уже сообщали: 17 марта на блокпосту «ЛНР» задержали автобус с 45 мирными жителями, которые, спасаясь от войны и продовольственной блокады, пытались с помощью волонтеров выехать с оккупированной территории. Большая часть пассажиров — дети в возрасте от грудничкового до 12 лет вместе с их мамами, а также несколько стариков-инвалидов. Этот автобус «элэнэровцы» не пропустили и… вернули назад, в Луганск. На днях, несмотря на все препятствия, волонтерам все же удалось вывезти людей. Подробности истории с эвакуацией «ФАКТАМ» рассказал харьковский волонтер, председатель гуманитарной миссии помощи мирному населению в зоне военного конфликта «Пролиска» Евгений Каплин, который действовал вместе с волонтером российского благотворительного фонда «Предание» — журналисткой российской «Новой газеты» Викторией Ивлевой.
«Если они нас не отпустят, открою газ!»
— По мотивам этой истории можно будет снять остросюжетный фильм, — рассказывает Евгений Каплин. — Пассажиры — мамы с детьми и старики-инвалиды — искали пристанища в хосписе, организованном религиозной благотворительной организацией под Киевом. Мы две недели согласовывали вопросы беспрепятственного провоза людей с оккупированных территорий (нескольких населенных пунктов Луганщины) в Украину. Желающих выехать было больше, чем могли вывезти одним рейсом. Спасибо Центру военно-гражданского сотрудничества (Сimic) Центрального штаба АТО и Виталию Витальевичу Антонюку, руководителю группы Сimic сектора «А», за организацию коридора по безопасному перемещению и сопровождению людей, которые не имели возможности оформить пропуск.
*Председатель гуманитарной миссии «Пролиска» Евгений Каплин две недели подготавливал выезд с Луганщины женщин с детьми, а потом, встретив, размещал их в санаториях и на базах отдыха
Но нас обвинили в том, что мы… похищаем детей и обманным путем вывозим их на территорию Украины, где детей порежут «на органы» либо раздадут в секты, а их мам отправят в трудовое или сексуальное рабство. «ЛуганскИнформЦентр» так и написал: «По нашим данным, детей хотели отобрать у родителей и поместить в секты наподобие „Свидетели Иеговы“, „Баптисты“, „Саентологи“, в которых людей зомбируют лжерелигией. В последующем детей планировали продавать однополым и бездетным парам в ЕС, зарабатывая немалые деньги. Это не первый случай вывоза детей за границу на продажу». Поэтому мы решили, что со списками выезжающих автобус будет сопровождать журналистка российской «Новой газеты» Виктория Ивлева, которую «элэнэровцы» вряд ли посмеют схватить, поскольку она является гражданкой РФ.
Но когда до украинского блокпоста, где Евгений Каплин вместе с водителями микроавтобусов ожидал людей для пересадки, оставалось 200 метров, Викторию Ивлеву и автобусы с выезжающими остановили ополченцы. Через два часа пассажиров отправили обратно в Луганск, а Ивлева оставалась на блокпосту «ЛНР» еще два часа…
— Мам с детьми привезли к зданию Луганской облгосадминистрации, где теперь располагается «правительство «ЛНР», — продолжает Евгений. — Там тележурналисты «ЛНР» битых два часа пытались выжать из женщин что-то в оправдание версии об их «похищении». Затем жителей Луганска отправили по домам, а нескольких иногородних поместили на ночлег в общежитие, дав мамам — кому по пакету манки, кому по пачке детского питания на каждого ребенка и сухие пайки. В общежитии было холодно. Ночью одна из женщин, мать четверых детей, написала мне sms-ку: «Если они нас не отпустят, открою газ!» Позже этой маме волонтеры помогли добраться сначала до Харькова, где она с детьми смогла переночевать на базе отдыха «Ромашка», а затем женщина отправилась на Западную Украину, где ей обещали помочь с поселением.
К утру «депутаты «ЛНР» забыли о «едва не похищенных» женщинах и детях, и… волонтерам таки удалось воплотить в жизнь свой «коварный план» — вывезти большую часть записавшихся на бесплатный выезд.
Вскоре на телеканале «ЛНР» появились сюжеты о том, как «сотрудники Министерства госбезопасности ЛНР провели спецоперацию по предотвращению попытки тайного вывоза женщин с детьми из республики». Об этом зрителям вещал заместитель председателя «совета министров» Василий Никитин, лично участвовавший в «спецоперации».
«Нам стало известно, что планируется какая-то совершенно непонятная акция по вывозу детей вместе с родителями, — заявил Василий Никитин местному телевидению Луганска. — Мы отреагировали соответственно, и вот, как видите, сзади меня результат, — Никитин указывает на мам с детьми, волонтерский автобус с которыми вернули в Луганск. — Какая-то непонятная украинская организация собирает семьи по всей территории Луганской народной республики, вводит в заблуждение, обещает красивую сладкую жизнь на той стороне. Люди собирают все, последнее продают, чтобы выехать. На самом деле никто их там не ждет…»
«Даже под давлением запуганные мамы не смогли сказать о волонтерах ничего плохого»
Но прокремлевским журналистам, слетевшимся к возвращенному автобусу, ничего желаемого из «спасенных» мам выжать так и не удалось: ни одна женщина не подтвердила слова Никитина о том, что ехала не по доброй воле, неведомо куда и платила за проезд «немалые деньги».
— Даже под таким сумасшедшим давлением запуганные мамы не смогли сказать о нас ничего плохого, — говорит российский журналист и волонтер Виктория Ивлева. — Мамы подтвердили лишь то, что до поездки они меня не видели. Это неудивительно: ведь волонтеры составляют списки по звонкам нуждающихся в эвакуации. А им, в свою очередь, о такой возможности рассказывают их же знакомые, которые уже выехали.
Четыре часа меня продержали на блокпосту ополченцев без объяснения причин. Роясь в моих вещах, приговаривали: «Сейчас посмотрим и отдадим». Их интересовали электронные носители информации.
У Ивлевой украли мобильный телефон с двумя sim-картами, видеокарты фотоаппарата и видеокамеры, две журналистские записные книжки, благодарственные письма, в том числе от руководства интерната для детей с особыми потребностями в городе Ровеньки, списки медикаментов и предметов первой необходимости для учреждений соцзащиты Луганской области.
— Украли списки людей на выезд с их персональными данными, долго изучали блокноты и благодарственные письма, читали sms-ки в моем телефоне, сказали, что «очень интересно», но мой российский паспорт меня спас, — отмечает Виктория Ивлева. — Когда я потребовала свои вещи обратно, мне заявили, что все… сожгли.
Теперь, как предполагает Виктория, «правители «ЛНР» будут изучать звонки и sms-ки от нуждающихся в помощи или эвакуации, которые наверняка продолжают приходить на ее телефон как номер волонтера российского благотворительного фонда «Предание». Эта организация хорошо известна «правительству «ЛНР», потому что благодаря ей в страдающие от войны и разрухи населенные пункты Донецкой и Луганской областей были ввезены десятки тонн самой различной помощи — продуктов, медикаментов, средств гигиены. Так как Виктория Ивлева знакома с членами «правительства «ЛНР», о том, что ее держат на блокпосту и отбирают у нее вещи, она сообщила депутату «парламента «ЛНР» Ольге Кобзевой, которая накануне сама звонила ей, чтобы выяснить, не вывозят ли они сирот. Сирот, кстати, не вывозили.
— Кобзева стала орать в ответ, что у нее длинные руки и она найдет меня в Москве, — вспоминает Виктория Ивлева. — Никитин, который тоже хорошо меня знает как волонтера благотворительного фонда «Предание», теперь несет чушь о том, что я… американский шпион, что мы этих детей едва ли не на продажу вывозим. Но ведь их мамы, даже будучи запуганными, признаются, что ожидали этого выезда две недели — именно столько нам потребовалось на подготовку поездки.
Виктория Ивлева объяснила, что согласовывать с «правительством» оккупированной территории выезд на мирную территорию мам с их родными детьми надобности не было. Те, у кого есть деньги, едут самостоятельно рейсовым автобусом туда, куда хотят. А у этих семей как раз не было ни денег, ни имущества, чтобы продать и собрать на проезд. Для таких семей волонтеры и организовали бесплатный выезд.
— Так называемые «депутаты «ЛНР» заблокировали людей, бежавших от голода и безысходности, не дали ввезти полтонны гуманитарной помощи и на этом пропиарились, — считает Евгений Каплин. — В сюжете слова «депутата «ЛНР» Никитина о том, что мы «неизвестная украинская организация», — ложь. За время конфликта на территории Луганской области «Пролиска» раздала 40 тонн различной помощи. Мы накормили 5500 семей. За последние два месяца вывезли более 300 человек и разместили их. Герои сюжета нас прекрасно знают и об эвакуации были уведомлены. Викторию Ивлеву, волонтера благотворительного фонда «Предание», в «ЛНР» тоже прекрасно знают.
«За едой приходилось обращаться к ополченцам»
— Когда вернулись в Луганск, встретивший нас там мужчина сказал: мол, неизвестно, куда вы вывозите детей, где потом вас искать, — вспоминает жительница Алчевска Елена Дьяконова (она со своими четырьмя детьми уже добралась до Харькова). — А зачем нас искать? Это же мои дети. Свидетельства о рождении и мои документы — у нас все было с собой. И мы знали, куда едем — некоторые наши знакомые уже переехали с этими волонтерами и подтвердили, что им можно доверять.
*Мать четверых детей Елена из Алчевска с помощью волонтеров благополучно добралась до Харькова, а оттуда уехала на Западную Украину (фото предоставлено Евгением Каплиным)
— «Депутаты «ЛНР» обвинили меня в том, что я краду детей, краду… их будущее. А все потому, что семьи с детьми нужны им для получения гуманитарки — из расчета на количество детей, находящихся на территории «ЛНР», Россия выделяет «республике» гуманитарную помощь, — не без иронии замечает Евгений Каплин. — Правда, те, кому она предназначена, что-то не жалуются на переедание или вообще ее никогда не видели.
Количество людей, желающих покинуть территорию «республики», по словам харьковского волонтера, растет.
— В течение трех последних месяцев наши с Викторией Ивлевой телефоны разрывались — столько было желающих, — говорит Евгений Каплин. — Вывезти всех одним рейсом мы не могли.
В первую очередь вывозили нуждающихся в медицинской помощи, тех, у кого трое и более детей, а также инвалидов, которым необходимы лечение и уход. Одной из вывезенных бабушек — 98 лет. «Нас 18 человек в бомбоубежище, заберите нас, пожалуйста», — такой звонок был из Стаханова в период активных боевых действий в этом городе.
— Я сама инвалид, и у меня трое детей, да еще старшая дочь родила мне внучку, — вздыхает жительница Алчевска Елена Мороз, одна из героинь телесюжетов сепаратистских каналов, которая также благополучно уехала в Харьков. — Пособий в Алчевске нет, гуманитарки тоже. За едой приходилось обращаться к ополченцам. Мне удавалось выпросить лоточек каши и пять кусочков хлебушка. Это давали нам на семью в бесплатной столовой раз в сутки.
Выглядит Елена Мороз как человек, который в течение последних нескольких месяцев жил впроголодь: кожа да кости…
— Что волонтеры обещали, то и выполнили, — уверяет 25-летняя Наталья, которая перебралась из Алчевска в Харьков с тремя детьми полтора месяца назад. — Я всем своим знакомым так и говорю. Разместили нас на базе отдыха «Ромашка», кормят. Я оформила себе статус вынужденной переселенки и переоформляю пособие на детей. Когда младший подрастет, буду искать работу.
По словам Наташи, ехать ей некуда. Отец двух ее младших детей, работавший водителем троллейбуса, в ноябре прошлого года, накануне своего 27-летия, наложил на себя руки от безысходности: с осени он получал лишь 10 процентов от зарплаты — 300 гривен. Пособия на детей на оккупированной территории Наталье тоже, разумеется, не платили. Цены же взлетели. «Я вернусь домой, только когда туда вернется Украина», — говорит на прощание женщина.
3200Читайте нас в Facebook