ПОИСК
Украина

«до 31 декабря 2010 года контролирующие органы не имеют права проводить плановые проверки на всех предприятиях, кроме тех, которые торгуют продуктами питания или имеют взрывоопасное производство»

0:00 18 июня 2009
«до 31 декабря 2010 года контролирующие органы не имеют права проводить плановые проверки на всех предприятиях, кроме тех, которые торгуют продуктами питания или имеют взрывоопасное производство»
Лилия ПОВОЛОЦКАЯ «ФАКТЫ»
Введенный правительством мораторий не касается визитов инспекторов налоговой службы и сотрудников Пенсионного фонда

Мораторий на проверки предпринимателей контролирующими органами было встречено малым и средним бизнесом с должным энтузиазмом. В то же время у людей возникло множество вопросов, которые потребовали компетентных ответов. Какие именно фирмы освободили от посещений контролеров до 2011 года? Касается ли мораторий налоговой службы и Пенсионного фонда? Что делать, если вопреки нововведению на предприятии идет проверка? За разъяснениями «ФАКТЫ» обратились к главе Совета предпринимателей при Кабинете министров Украины Оксане Продан.

Фирму проверят, если потребитель пожалуется на качество ее продукции

- После принятия постановления ходят разные слухи. Люди сомневаются, освободили ли бизнес от проверок, а если освободили, то кого именно. Как обстоят дела на самом деле?

- Постановление № 502 «О временных ограничениях осуществления государственного надзора (контроля) в сфере хозяйственной деятельности на период до 31 декабря 2010 года» состоит из двух блоков: ограничение количества проверок и минимизация санкций.

- Давайте тогда начнем разговор с ограничения проверок.

РЕКЛАМА

- Что касается плановых проверок, то постановление запрещает всем органам контроля, кроме налоговой и органов соцстраха, проводить их на всех предприятиях, помимо тех, которые относятся к высокой степени риска.

- Каких именно?

РЕКЛАМА

- Согласно Закону «Об основных критериях контроля в сфере хозяйственной деятельности», все субъекты хозяйствования, подлежащие контролю, относятся к одному из трех степеней риска: высокому, среднему и незначительному. По каждому контролирующему органу должны быть приняты критерии риска.

- Например?

РЕКЛАМА

- Взрывоопасное производство относится к высокой степени риска, контролирует его МЧС. Торговля продуктами питания тоже имеет высокую степень риска и контролируется санитарно-эпидемиологической службой. Эти предприятия будут проверять планово, как правило, раз в год. Остальные плановые проверки фирм средней и низкой степени риска приостановлены.

- А налоговая служба и Пенсионный фонд могут проводить плановые проверки на всех предприятиях?

- Могут, но только плановые. А внеплановые запрещены для всех контролирующих органов, кроме двух случаев. Первый — по жалобе потребителя. Но все равно контролер имеет право проверять только те факты, которые касаются жалобы.

- Значит, если я куплю в ларьке просроченное молоко и позвоню в Комитет по защите прав потребителей…

- … то они проверят только этот конкретный факт, а не весь товар, продаваемый в торговой точке.

Еще внеплановая проверка возможна по просьбе самого предприятия. Например, для подтверждения кредита по налогу на добавленную стоимость.

- Насколько я понимаю, мораторий касается только малого и среднего бизнеса. А какие предприятия к ним относятся?

- Предусмотренные постановлением антикризисные меры распространяются на всех предпринимателей и все предприятия независимо от их деятельности и оборотов.

- Даже на крупные?

- Да. Считаю, что проведение плановой проверки дает возможность руководству предприятия быть уверенным в отсутствии ошибок учета. Тем более что у нас есть еще второй блок постановления — минимизация санкций по результатам проведенных проверок.

- То есть тех, которые под действие моратория не попали?

- Да. По их результатам выдадут предписания об устранении нарушений. При этом финансовые санкции предприятию не грозят (в случае устранения нарушений).

Теперь для получения некоторых лицензий не нужно подавать копии уставных документов

- И сколько времени отводится на устранение недостатков?

- Тридцать календарных дней, кроме случаев, когда по закону предусматривается больший или меньший срок.

- Что это за случаи?

- Например, существуют технологические нормы при строительстве, на выполнение которых требуется более 30 дней. Или же необходимо очистить пожарный выход — для этого нужно меньше дня.

- А если предприятие не успеет в срок?

- Если предприятие не устранит нарушение в течение 30 дней (или другого определенного законом срока), контролирующий орган применит санкции. Я уверена, нашим предпринимателям будет достаточно месяца для того, чтобы избежать финансовых санкций. Если нарушения устранены в срок, штраф не взимается.

Отмечу, что этот механизм распространяется на все нарушения, кроме тех, которые невозможно устранить. И на все контролирующие органы.

- Предположим, на предприятие приходит проверка вопреки всем мораториям. Что делать предпринимателю, куда жаловаться?

- Чтобы обеспечить выполнение этого постановления, по поручению премьер-министра Юлии Тимошенко организована горячая линия: 8-800-507-30-90. Она работает по будним дням с 9 до 18 часов. Звонки со стационарных телефонов в пределах Украины бесплатные. Эта линия даст возможность Государственному комитету предпринимательства и нашему совету обеспечить выполнение постановления на местах.

- Каким образом? Допустим, предприниматель позвонит, пожалуется. Что дальше?

- По этим обращениям мы будем связываться с руководителями органов и информировать их о конкретных фактах саботажа. Таким образом, за неправомерные действия сотрудников будут отвечать первые лица министерств, администраций, комитетов и фондов. Кроме того, о выполнении постановления будем регулярно информировать членов Кабинета министров на заседаниях правительства.

- Так что, если «нелегальный» проверяющий выпишет штраф, то его можно будет не платить?

- «Нелегальный», как вы сказали, проверяющий, не имеет права на проведение проверки.

- Понятно. Я слышала, что еще одним постановлением правительство облегчило процедуру получения некоторых лицензий.

- Да. Это постановление № 501 «О внесении изменений в перечень документов, которые прилагаются к заявлению о выдаче лицензии на отдельные виды хозяйственной деятельности». Теперь для получения лицензии не нужно подавать копии уставных документов и копии документов, подтверждающих образование конкретных сотрудников предприятия, как это было раньше. В целом могу отметить, что правительство приняло целый ряд решений, касающихся регулирования как общих, так и отдельных положений (таможенное оформление, перевозки пассажирские и грузовые, сельское хозяйство, сертификация), которые смогут благо-приятно повлиять на все сферы деятельности бизнеса.

338

Читайте нас в Facebook

РЕКЛАМА
Заметили ошибку? Выделите её и нажмите CTRL+Enter
    Введите вашу жалобу
Следующий материал
Новости партнеров