Опасаясь агентов Петра I, Филипп Орлик жил под чужими фамилиями
Потерпев в июле 1709 года под Полтавой поражение от войск Петра I, шведская армия и казаки гетмана Ивана Мазепы были вынуждены отступить в Молдавию, которая тогда входила в состав Османской империи. Остановились в крепости города Бендеры. Мазепа очень сильно переживал по поводу случившегося и через несколько месяцев скончался. После него осталась богатейшая казна: очевидцы писали в своих воспоминания, что спальня гетмана была заставлена скрынями с деньгами и драгоценностями. Созданная комиссия, в которую входили украинская старшина и представители короля Швеции Карла XII, почти полгода решала, как распорядиться наследством. Впрочем, это было не единственной ее задачей: на заседаниях разработали план освобождения Украинской казацкой державы. Ведь правобережная ее часть находилась тогда под властью Речи Посполитой, Левобережье — Московского царства. Комиссия также определила, по каким законам станет жить Украина после победы. Они были записаны в документе, который сегодня мы называем «Конституция Филиппа Орлика».
— Казаки в Бендерской крепости надеялись получить средства на освободительную войну из богатств, оставшихся после гетмана Ивана Мазепы, — говорит ведущий научный сотрудник Института истории Украины Национальной академии наук Украины доктор исторических наук Тарас Чухлиб. — У Мазепы не было детей, поэтому комиссия, решавшая судьбу его наследства, распорядилась отдать основную часть состояния племяннику гетмана Андрею Войнаровскому. Казаки просили Войнаровского принять гетманскую булаву. Ведь тогда бы он оплачивал из мазепинских сокровищ издержки на освободительный поход в Украину. Однако Андрей отказался. Кстати, судьба этого человека сложилась трагически: агенты российского царя выкрали его средь бела дня в Гамбурге, где он жил на широкую ногу. В карете с зашторенными окнами доставили в Санкт-Петербург. Войнаровского привезли туда в день рождения императрицы, и это спасло ему жизнь. После пыток племянник Мазепы семь лет отбыл в заключении в печально известной Петропавловской крепости, а затем его сослали умирать в Сибирь.
— А кого же в Бендерах избрали гетманом?
— Филиппа Орлика, который был генеральным писарем Войска Запорожского, одним из самых ближайших соратников Ивана Мазепы. (Кстати, так сложилось, что в последние десятилетия чаще употреблялось имя Орлика Пилип. А по-латыни он подписывался Filipp Orlyk. — Авт.) Орлик не имел полководческого опыта, а нужно было начинать военную кампанию. Поэтому он отказывался стать гетманом. Однако казацкая старшина настаивала, и Филиппу пришлось согласиться.
Этот талантливый, получивший блестящее образование человек был политиком, поэтом, публицистом, владел многими иностранными языками. Сохранился личный дневник Филиппа Орлика, насчитывающий порядка двух тысяч страниц.
Он родился не в Украине, а в Великом княжестве Литовском — в имении, находившемся в селе Касута (расположено в современной Минской области Белоруссии). Его отец, чешский барон Стефан Орлик, был вынужден покинуть родные края во время Тридцатилетней войны (1618—1648 годы), унесшей жизни более половины населения Чехии! Мать Филиппа Ирина Малаховская была дворянкой из украинско-белорусского рода. Она крестила сына по православному обряду.
Филиппу исполнился год, когда его отец, служивший в армии польского короля, погиб в битве с турками под Хотином. Через некоторое время из-за финансовых проблем Ирина Малаховская продала имение в Касуте и перебралась с ребенком в Вильно. Там Филипп занимался в иезуитском коллегиуме. В Вильно было много православных церквей, вероятно, кто-то из священников посоветовал Ирине устроить сына учиться в Киево-Могилянскую академию. Науки и иностранные языки давались одаренному юноше легко. Кроме родного украинского он знал польский, литовский, французский, итальянский, болгарский, старославянский, древнегреческий и латинский языки.
Филипп получил место в канцелярии при архимандрите Киево-Печерской лавры, а затем — в гетманской канцелярии. Однажды его пригласили на одну свадьбу почитать стихи. Там он познакомился с дочкой полтавского полковника Войска Запорожского Анной Герцик. Молодые люди полюбили друг друга. Гетман Иван Мазепа был гостем на их свадьбе, а затем стал крестным отцом первенца четы Орликов.
Гетман назначил Орлика на должность генерального писаря, когда тому исполнилось 35 лет. Человек на этом посту совмещал функции современных вице-премьер-министра, главы МИД и руководителя разведки.
— Мазепа получил свой высокий пост благодаря поддержке царского правительства, был любимцем Петра I. Что заставило гетмана поломать эти отношения и сделать выбор в пользу Швеции?
— Причина в грубом нарушении царем статей Переяславского соглашения, по которому в 1654 году казацкая держава Богдана Хмельницкого признала над собой протекторат Московского царства. Этим документом были закреплены широкие полномочия для Гетманщины. Однако царское правительство постепенно одно за другим отнимало у нее права и вольности. Этот процесс усилился с началом в 1700 году Северной войны между Московией (в Российскую империю ее переименовали гораздо позже — в 1721 году) и Швецией. Дошло до унизительных реалий: царское войско, находившееся на территории Украины, возглавлял майор Долгорукий. Гетман был у него в подчинении!
Впрочем, переходить на сторону Швеции Мазепа не спешил, понимая, что Московское царство может жестоко отомстить Украине. Решающей оказалась история с нападением на Гетманщину польской армии в 1707 году. Мазепа попросил царя о военной помощи, но Петр отказал, сославшись на то, что солдаты ему нужны для схваток со шведами. Чтобы уберечь родной край от разорения, гетман начал тайные переговоры с королем Польши Станиславом Лещинским. Тот предложил весьма привлекательные условия возвращения в лоно Речи Посполитой — членство Украины в федерации с Польшей и Великим княжеством Литовским.
Чтобы казацкая держава сбросила московское иго, Станислав Лещинский (а он был сторонником короля Швеции Карла XII), рекомендовал Мазепе перейти на сторону шведской армии. Гетман через своих секретных посланников вступил в тайные переговоры с Карлом XII. Король заявил о готовности распространить свой протекторат на Гетманщину, предоставив ей широчайшие полномочия. Мазепа понимал, что это исторический шанс предотвратить полное порабощение Украины Московским царством, добиться свободы для своей страны. Без посторонней помощи выполнить эту задачу было практически невозможно.
Мазепа перешел на сторону Карла XII в октябре 1708 года. А 2 ноября царские войска учинили жуткую расправу в гетманской столице Батурине на Черниговщине. В городе находилось, по разным оценкам, от 10 до 15 тысяч человек. Вырезали всех поголовно, включая детей.
— В произошедшей летом следующего года Полтавской битве одна часть казацких полков была на стороне шведской армии, другая — московской. Почему украинцы выступили друг против друга?
— В решающий момент Мазепа имел под рукой лишь несколько тысяч казаков. Остальные были разбросаны по огромному театру Северной войны — в Литве, Белоруссии. К тому же значительную часть его войска по приказу царского правительства направили на Дон для подавления восстания атамана Кондрата Булавина. Узнав о переходе Мазепы на сторону Карла XII, Петр I вызвал казацкие полки к себе под Полтаву. Чтобы они не примкнули к гетману, приказал немедленно взять в заложники семьи казацкой старшины. Было объявлено: тот, кто последует примеру Мазепы, подпишет смертный приговор своим жене, детям и другим ближайшим родственникам. Для «наглядности» на Сумщине в городе Лебедине московские войска казнили 900 человек! После этого полкам пришлось подчиниться. По указке царя был «выбран» новый гетман Иван Скоропадский. Через 13 лет, умирая, он признал, что законным гетманом себя не считает.
Петр I не решился задействовать украинские силы в Полтавской битве — казаки стояли как бы в резерве, причем для надежности их окружили царские войска во главе с князем Волконским.
Под Полтавой армия Петра I в несколько раз превосходила шведскую. Тем не менее Карл XII дал сражение, атаковав московское войско. На первый взгляд может показаться, что он поступил легкомысленно. Однако принять такое решение ему позволял предыдущий опыт войны с Московским царством. Так, в начале Северной войны под Нарвой у Петра I было около 50 тысяч солдат и офицеров, у Карла XII — лишь 16 тысяч. Тем не менее шведы успешно разгромили московитов. После этого царь почти десять лет боялся дать генеральное сражение. Решился на него под Полтавой летом 1709 года. Шведы намеревались нанести удар неожиданно, подойдя к неприятелю под покровом темноты. Но роковым образом их конница опоздала к месту сбора на целых два часа. В результате войско Карла XII начало строиться в боевые порядки, когда уже рассвело — на глазах у противника. Фактор неожиданности был утерян.
*На этой картине Густава Седерстрема изображен один из эпизодов Полтавской битвы: король Швеции Карл XII беседует с гетманом Иваном Мазепой
Большая часть шведской армии в этом сражении уцелела. Вместе с казаками она благополучно отступила к Днепру — к переправе у села Переволочная. К сожалению, чтобы перебраться на правый берег, лодок катастрофически не хватало. Поэтому отступавших догнало московское войско, которым руководил любимец Петра I герцог Ижорский Александр Меньшиков (он был единственным российским дворянином, получившим от своего царя титул герцога). Шестнадцать тысяч шведов во главе с генералом Левенгауптом сдались в плен. А казаки, которые к тому времени не успели переправиться, приняли неравный бой с московитами и все до единого полегли. Под Переволочной долгое время существовала их братская могила. В советские годы место, где она находится, стало дном водохранилища.
После Полтавской битвы и отступления в Бендеры казаки сохранили присутствие духа и были полны решимости продолжить дело, начатое Мазепой. Под руководством нового гетмана Филиппа Орлика они готовились к наступлению и создали свод законов, по которым Украина должна была жить после освобождения — Конституцию Филиппа Орлика.
— Что предусматривалось этим документом?
— Установление народовластия, в понимании политической элиты начала XVIII века. Документ начинается с обширной историко-правовой преамбулы. В ней сказано, что, строя свою державу, казаки возрождают княжескую Русь. Также дана оценка важнейшим событиям в истории Украины. Объяснялось, что в 1654 году она добровольно приняла протекцию Московского царства, а теперь выходит из-под нее. По своей воле принимает покровительство шведского короля, поскольку он готов предоставить большие права и полномочия.
Затем идут 16 статей. Одной из них определяются полномочия гетмана и Казацкой Рады. Важно отметить, что оригинальное название Конституции Филиппа Орлика «Договор и постановления прав и вольностей Войска Запорожского». Ведь этот документ представляет собой конституционное соглашение между гетманом и остальным казачеством. Глава державы — гетман — был обязан выполнять решения Казацкой Рады, члены которой избирались от каждого из полков (в те времена словом «полк» назывались административные округа). Кстати, права и обязанности этих делегатов и депутатов современной Верховной Рады Украины во многом схожи.
Отдельной статьей определялись территориальное устройство и границы страны, которые включали Правобережную и Левобережную Украину, а также Запорожскую Сечь. Закреплен столичный статус Киева. Указано, что в нем и большом количестве других городов будет действовать Магдебургское право. Напомню, что при Богдане Хмельницком политической столицей был Чигирин, при Иване Мазепе — Батурин. При этом оба гетмана признавали главенство Киева как исторического и культурного центра державы. В документе сказано, что Киевская митрополия подчиняется непосредственно Константинопольскому патриарху. Оговорены права казацких вдов и сирот. «Договор» утвердил король Карл XII, поскольку он предоставлял протекцию казацкой державе.
В документе употребляется несколько названий наших страны и народа: «руський народ» (не путать с «русским»), Русь, Малая Русь, Украина, Войско Запорожское, «казацкий народ», в латинском варианте текста — Роксолания и Украина, — продолжает Тарас Чухлиб. — Использованы слова «украинский», «украинцы». В те времена по три-четыре названия было и у соседних государств и народов. Например, у России и ее жителей — Московия, Государство, «государевы люди», «московиты», Царство и другие.
До недавнего времени в распоряжении историков были копия Конституции Филиппа Орлика на староукраинском языке и два экземпляра на латыни. В 2008 году группа сотрудников Центрального исторического архива Украины во главе с Ольгой Вовк изучала в Москве в Российском государственном архиве древних актов документы казацких времен и случайно обнаружила оригинал полного текста на староукраинском языке, подписанный гетманом Орликом и заверенный печатью Войска Запорожского. Эта находка стала научной сенсацией. Средствам массовой информации о ней сообщили через два года, когда праздновалось 300-летие этого документа. Тогда же в Институте истории отдельной книгой были изданы все известные на сегодня варианты текстов этого бесценного документа.
*Тарас Чухлиб: «Полный текст Конституции Филиппа Орлика на староукраинском языке случайно нашли в 2008 году. Это стало сенсацией» (фото Сергея Тушинского, «ФАКТЫ»)
— Он действительно является первой конституцией в Европе?
— Одной из первых. Так, во время Нидерландской революции 1571 года был принят «Акт о клятвенном отречении», в котором сказано, что народ имеет право на восстание против своего монарха, если правитель нарушает общественный договор. Кстати, недавняя Революция достоинства в Украине была ничем иным, как реализацией народом этого права.
Схожие по духу с «Актом о клятвенном отречении» документы принимались во время двух революций в Англии в XVII веке.
Такая статья Конституции Филиппа Орлика — признание прав за всеми слоями общества, включая крестьян, была уникальна для своего времени. Спустя более чем 70 лет, равенство людей, независимо от социального положения, было узаконено в США («Билль о правах») и во Франции — конституцией, принятой после Великой французской революции.
— Войско Филиппа Орлика пыталось освободить Украину?
— Конечно. Было предпринято два похода — в 1711 и 1713 годах. Часть Правобережной Украины удалось освободить. Эти территории два года находились под контролем украинского казацкого войска, в это время там действовали основные статьи Конституции Орлика. К сожалению, развить успех не удалось, и в конце концов пришлось отступить.
Филипп Орлик и его соратники затем многие годы пытались организовать восстание казаков в Украине, добиться поддержки европейских монархов в деле освобождения родного края. На чужбине Орлик и его семья очень нуждались. Из-за недоедания и неустроенной жизни умерли две его дочери и младший сын. Я уже говорил, что агенты царя Петра I похитили в Гамбурге племянника Ивана Мазепы. Им также удалось схватить в Варшаве и доставить в Санкт-Петербург шурина Орлика Григория Герцика. Так что Филиппу и членам его семьи приходилось быть крайне осторожными, жить под чужими фамилиями.
Его сын Григорий Орлик стал генерал-лейтенантом и дипломатом французского короля Людовика XV. У нас популярна версия о том, что в его честь назван аэропорт Орли под Парижем. Впрочем, на эту тему можно поспорить.
Григорий был знаком со многими выдающимися людьми своего времени, в том числе с французским философом и писателем Вольтером. Тот как раз работал над книгой «История Карла XII», поэтому попросил сына украинского гетмана, чтобы он обратился с просьбой к своему отцу поделиться воспоминаниями о шведском монархе. Григорий много рассказывал писателю о родном крае, давал прочесть конституцию казацкой державы. Как раз после общения с ним Вольтер написал в своем известном труде о Карле XII: «Украина всегда стремилась к свободе».
4481Читайте нас в Facebook