В течение праздничных дней стоимость горючего на заправках была относительно стабильной. Вчера средняя по Украине цена литра бензина А-95 составляла 20 гривен 51 копейку, дизельного топлива — 20 гривен 44 копейки, а сжиженного газа — 9 гривен. Однако в преддверии праздников наблюдалось заметное снижение стоимости газа на заправках. В частности, с 20 по 29 апреля средняя по стране цена литра сжиженного газа снизилась на 56 копеек, до 9 гривен 9 копеек. Причем накануне 1 Мая на некоторых столичных заправках его продавали по 7 гривен 60 копеек за литр.
Большинство экспертов считают, что в ближайшие одну-две недели цены на топливном рынке не изменятся. Ведь колебания курса национальной валюты и стоимости нефти незначительные, запасов горючего в стране достаточно и его поставки производятся регулярно. Хотя возможность снизить цены есть — за счет отмены или уменьшения малоэффективных налогов.
Стоит напомнить, что одной из причин подорожания топлива на АЗС стало введение с 1 января 2015 года 5-процентного налога на розничную реализацию топлива. Таким образом правительство стремилось увеличить поступления в госбюджет. Однако, по словам экспертов, появление налога к росту цен привело, а вот к повышению поступлений в бюджет — нет.
— Налог был введен абсолютно неожиданно, да к тому же — совершенно непродуманно, — считает директор Консалтинговой группы «А-95» Сергей Куюн. — Понятно, что правительство искало пути увеличения поступлений в бюджет. Но в результате получило «обратный эффект» и дало недобросовестным участникам рынка стимул не платить этот налог.
В частности, АЗС стали массово продавать топливо «мимо кассы». Даже в Киеве на многих заправках, особенно газовых, можно наблюдать такую картину: оператор берет у покупателя деньги и сразу же кладет их себе в карман, не выдавая ни чека, ни какого-либо другого финансового документа.
Используются и иные способы ухода от уплаты 5-процентного налога на розничную продажу топлива. Так, закон гласит, что налог применяется только при конечной реализации. Причем непонятен сам термин «конечная реализация». В результате многие операторы начали продавать бензин, газ и дизтопливо физическим лицам под видом реализации для бизнеса.
Вот и выходит, что налог на розницу оказался крайне неэффективным. Его введением не была достигнута ни одна из целей, поставленных правительством, а вот на стоимость горючего он повлиял. Ведь крупнейшие добросовестные участники рынка вынуждены платить этот налог. Он учитывается при ценообразовании, добавляя к стоимости литра топлива около одной гривни. Бензин сейчас обходится примерно в 20 гривен за литр, а 5 процентов от цены и есть 1 гривня. Законопослушные предприятия стоимость горючего увеличивают обоснованно, а их конкуренты, не платя налог и устанавливая такие же цены, кладут разницу в карман. Поэтому топливо на заправках подорожало, а налог не вносится или вносится не в полном объеме.
1432Читайте нас в Facebook