Ольга Мацюк: "Золотую медаль мне предложили только после скандала. Честно говоря, уже не хочется"
Историю выпускницы Коломыйской средней школы имени Василия Стефаника Ивано-Франковской области первым рассказал отец одного из учеников Петр Кривюк, описав на своей страничке в «Фейсбуке» такой случай:
«В школе училась очень умная девочка, она даже сразу во второй класс пошла. Она верила в справедливость и в то, что наша страна изменилась. Старательно училась — почти по всем предметам на 12 баллов, становилась победительницей олимпиад. Но учительница истории в 11 классе (наверное, из-за того, что девочка не ходила к ней на репетиторство) ставит ей 8 и «режет» золотую медаль. И вот на школьной линейке выходит к микрофону ее одноклассник-медалист Марк Левандовский: «Я хочу кое-что сказать Оле Мацюк. Ты не получила медаль, хотя, как никто, ее заслуживаешь. Поэтому это твоя медаль».
С этими словами Марк повесил свою медаль Оле на шею. И когда девочка, пораженная поступком одноклассника, попыталась вернуть ему заслуженную награду, Марк ее не взял: «Я же сказал, она твоя. Даже не надейся, что заберу ее».
— Я была очень удивлена, — признается Оля Мацюк. — Марк — мой одноклассник, хороший друг. Но такого поступка не ожидала. Когда через несколько недель нам вручали аттестаты, мой папа принес Марку свою золотую медаль, которую получил в школе много лет назад. И, не слушая никаких возражений, надел ему ее на шею. Ведь Марк тоже ее заслужил.
Все школьные годы Оля Мацюк училась на «отлично». Ниже 10 баллов домой не приносила. Это касалось абсолютно всех предметов — Оля много занималась и все успевала.
— Мне всегда нравилось учиться, — говорит Оля. — Когда стала постарше, меня начали отправлять на олимпиады. Кстати, на олимпиаду по правоведению меня отправила та самая учительница истории, с которой потом начались проблемы. И эти проблемы были не только у меня. Марта Ярославовна читала у нас историю с пятого класса. Тем, кто любил и хотел учиться, не очень нравился стиль ее преподавания. Часто бывало, что нас просили просто переписывать в тетрадь материал из учебника. Или наши контрольные не проверялись по две-три недели. Нам очень нравился преподаватель, который заменял Марту Ярославовну, когда она была в декретном отпуске. Многие родители (в том числе и мои) даже приходили к директору с просьбой оставить этого учителя в нашем классе. Но ничего не получилось. В наш класс вернулась Марта Ярославовна.
Проблемы с учительницей у Оли и нескольких ее одноклассников начались в конце десятого класса, когда на одном из последних в году уроков Марта Грановская завела разговор о предстоящем внешнем тестировании.
— Речь шла о том, что нам нужно серьезно готовиться к тестам и нанимать репетиторов, — говорит Оля Мацюк. — Во всяком случае тем, кто планирует поступать в вузы. «Прошу ко мне ходить на дополнительные занятия, — сказала Марта Ярославовна. — Если узнаю, что кто-то из вас ходит к другому учителю, на хорошую оценку можете не рассчитывать». Мы, конечно, были в шоке. Мне не нравилось, как преподает Марта Ярославовна, поэтому и не хотела, чтобы она была моим репетитором. Мы с ребятами рассказали об этом нашей классной руководительнице. «Не обращайте внимания, — услышали ответ. — Разумеется, ходите, к кому хотите. Она не имеет права занижать вам оценки».
Потом были летние каникулы, затем — сентябрь. Я, как и собиралась, пошла на дополнительные занятия к другой учительнице из нашей школы. Так же поступили еще трое одноклассников. И если в сентябре все вроде бы было нормально, то уже в следующем месяце мы почувствовали предвзятое отношение. Марта Ярославовна начала нас «валить». Прямо ничего не говорила, но все было понятно по ее тону. Стала давать нам странные задания, ответов на которые не было ни в одном учебнике. Вместо вопросов по историческим событиям давала нам странные задания: например, назовите автора такого-то плаката… Я показывала эти тесты учительнице, с которой занималась дополнительно, и даже она не знала ответов. А мы тем временем получали низкие баллы — потому что не смогли правильно ответить на эти странные вопросы. Хорошие оценки Марта Ярославовна ставила только тем, кто ходил к ней дополнительно заниматься.
До ноября у нас в школе не было классных журналов — на их приобретение не было денег. Учителя в основном ставили нам оценки устно. А когда появился журнал, я увидела у себя 9 баллов по истории Украины и 8 баллов по всемирной истории. Такие же оценки я получила за семестр. У ребят, которые тоже выбрали в репетиторы другую учительницу, баллы были еще ниже. Стало понятно, что золотой медали не будет. Марта Ярославовна вела себя так, как будто ничего не происходит — дескать, раз не справляетесь с тестами, значит, вы плохие ученики. И только один раз сказала моей однокласснице: «Чем думали твои родители, когда отдавали тебя к другому репетитору?»
— Вы не жаловались директору?
— Жаловались, и не раз. Приходили и наши родители. У них было две просьбы: адекватно оценить наши знания и дать нашему классу другого учителя истории. Но ничего не менялось. Плановую контрольную работу по истории от городского управления образования я написала на 12 баллов. Но эта оценка нигде не учитывается.
После того как в феврале нынешнего года родители Оли и некоторых ее одноклассников пожаловались в областное управление образования, специальная комиссия провела проверку. Марте Грановской вынесли выговор.
— После этого ситуация улучшилась, — говорит Оля Мацюк. — Отношение учительницы к нам не изменилось, но она хотя бы перестала занижать баллы. В результате за второй семестр я получила свои одиннадцать — и по всемирной истории, и по истории Украины. Вот только претендовать на золотую медаль все равно уже не могла — картину испортили баллы за первый семестр.
Я убедила себя, что не стоит расстраиваться. Ну не будет у меня медали. Главное — хорошо сдать внешнее тестирование. Нужно было сдать три предмета: историю Украины, украинский язык и литературу и английский. Я много занималась, готовилась практически сутками. И, к счастью, справилась с тестами. Когда на сайте Украинского центра оценивания качества образования появились правильные ответы на задания, я убедилась в том, что все сдала хорошо. Оставалось дождаться результатов.
Оля получила их на днях. В общей сложности выпускница коломыйской средней школы Ольга Мацюк набрала 596 баллов из 600 возможных. За сложный тест по истории Украины девочка получила 198,5 баллов из 200. С такими результатами Оля без проблем сможет поступить на бюджетную форму обучения в любой университет страны.
— Учительница истории знает о твоих результатах? — спрашиваю Олю.
— Думаю, да. На днях позвонили из Украинского центра оценивания качества образования и спросили, можно ли обнародовать мои результаты. Я разрешила, и обо мне написали в Интернете. Думаю, Марта Ярославовна тоже читала и слышала. Но мы с ней об этом не разговаривали. Как и о том, что произошло на школьной линейке. Она тоже там была и, конечно же, видела, как Марк вручил мне медаль. Но мы с Мартой Ярославовной больше не общались.
— Знаю, что после того, как о поступке Марка написали в СМИ, заместитель министра образования Павел Полянский сказал, что Оля Мацюк, несмотря ни на что, получит аттестат с отличием и медаль. Хотя бы серебряную. Заместитель министра выполнил свое обещание?
— Да, но от медали я отказалась. Раньше мне действительно хотелось ее получить. Ведь я все одиннадцать лет училась, старалась, побеждала на олимпиадах. И было бы приятно, если бы мои старания отметили. Но этого не случилось. А ситуация с учительницей истории продолжалась целый год, и никто ничего не мог сделать. Только после скандала мне вдруг предложили медаль. Честно говоря, уже не хочется. Да и зачем мне она? С баллами, которые я получила по внешнему тестированию, думаю, и так смогу поступить в университет.
— Куда собираешься поступать?
— Еще думаю. Мне нравятся две специальности: «правоведение» и «английская филология». Но пока не определилась, на чем остановиться. Что касается университета, то, скорее всего, это будет Киево-Могилянская академия. Давно хотела там учиться.
— С Марком, который отдал тебе свою медаль, общаетесь?
— Конечно! Он тоже хорошо сдал тестирование и планирует поступать в медицинский. Хочет стать врачом. Сейчас мы все очень волнуемся — хоть тестирование уже сдали, поступление еще впереди. А это самый ответственный момент. Только когда будем знать, что стали студентами, сможем вздохнуть с облегчением и немного отдохнуть. За последний год такая возможность выпадала крайне редко. Приходилось учиться даже по ночам.
— Как ты любишь отдыхать?
— Я не спортсменка и не путешественница (смеется). Больше всего люблю читать. Думаю, этим и займусь.
Какой вывод из этой ситуации сделали педагоги и работники управления образования, к которым не раз обращались родители Оли и других неугодных учительнице истории детей? И что теперь об этом думает сама Марта Грановская?
В Коломыйском городском управлении образования Олю сейчас уже поддерживают.
— Посудите сами: ученица сдала тестирование по истории почти на 200 баллов, — говорит начальник городского управления образования Мария Грицан. — Я общалась с этой учительницей, пыталась объяснить ей, что она была не права. Но учительница утверждала, что оценка, которую она поставила Оле, справедливая, и категорически не соглашалась даже на пересдачу. Думаю, мальчик, который отдал Оле свою медаль, показал, что некоторые наши ученики гораздо достойнее отдельных педагогов.
Мария Грицан подчеркнула, что учительнице был объявлен выговор. Однако Марта Грановская по-прежнему стоит на своем.
— Я знаю, что девочка сдала тестирование почти на 200 баллов, — рассказала журналистам «Украинской правды» Марта Грановская. — Но могу сказать следующее: внешнее оценивание и усвоение школьной программы — это разные вещи, сравнивать которые некорректно. В целом к этому ребенку у меня претензий нет, у нее есть потенциал. Просто люди хотят использовать эту ситуацию в своих интересах. Кто-то делает себе пиар перед местными выборами, а кто-то просто хочет со мной поквитаться. А восемь баллов, которые я поставила Оле за первый семестр, справедливы.
11587Читайте нас в Facebook