Ольга Бесперстова: "Боевик боевику даже не волк, а шакал"
До войны Ольга Бесперстова работала в редакции газеты небольшого города в Донецкой области. После разгрома газеты сепаратистами, не смирившись с «дээнэровской» властью, она решилась покинуть свой родной город. Сперва оказалась в Днепропетровске, потом в Киеве. Сейчас Ольга активно участвует в работе столичной волонтерской организации «Сестри Перемоги». Сразу после выезда из оккупированного города она начала вести дневник, продолжает записи по сей день.
Часть четырнадцатая
***
На вопрос, от чего на самом деле зависит ситуация в зоне АТО, отвечу одним предложением: от того, что делается в голове президента сопредельного государства. Боевой дух, военная хитрость, тактика и стратегия, состояние техники, экипировка — это однозначно важно, но в данном уникальном случае все-таки вторично. Да, ребята сражаются за родную землю. Да, оккупанты рано или поздно свое получат. Да, исход у этой войны может быть только один — мы победим. Но кто способен предсказать, когда это произойдет? Счет на месяцы или на годы? Еще лишимся городов и весей или будем «выкуривать» противника с подконтрольных ему нынче территорий?
Прогнозировать действия Кремля сегодня невозможно, там действительно правая рука не знает, что делает левая. Маховик запущен. Справиться с этим монстром пока не могут ни сильные и влиятельные игроки в геополитике, ни зарождающиеся протестные силы в самой России, ни олигархи из близкого путинского окружения — никто.
Главное, не надо тешить себя иллюзиями, что этот нелюдь договороспособный. Он сколько угодно может вещать о том, что на Донбассе не было и нет российских войск, уверять, что он за мир во всем мире, бахвалиться поддержкой боготворящих его вассалов, убеждать, что репрессии экономике его владений только на пользу. Ни единому слову патологически больного главстерха верить нельзя.
Недавно на одном ток-шоу известный журналист, побывавший на 25 (!) войнах, сказал, что более бессмысленного («причина высосана из пальца») и глупого братоубийственного конфликта он вообще не видел.
А народный артист СССР, большой друг Украины Олег Басилашвили констатировал, что «кровоточащую рану (то есть Донбасс) вместо лечения поливают соляной кислотой».
***
Что-то с нервами у некоторых совсем швах. Ну ладно истерят «верхи» и «низы» «Новороссии», у них действительно поводов для страха хоть отбавляй. То недовольный самим вождем Гиркин пророчествует массовые волнения в РФ, то Безлер с Бородаем откровенничают, что «ДНР» с «ЛНР» — фальстарт, то «туристы Путина» устраивают непонятные (впрочем, как кому) «зачистки» — волей-неволей взвоешь. Тут уж даже до самых идейных казаков, которые как бы «за веру, царя и Отечество», дойдет, что «проект» накрылся медным тазом, то есть пора давать деру. Да и финансовые потоки, говорят, иссякли, превратившись в пересохшие жалкие ручьи.
Не оттого ли сейчас боевики грабят всех и вся — квартиры, офисы, прохожих, проезжих, друг друга. Выносят и вывозят машинами, тюками, мешками, чуть ли не на «кравчучках». Видимо, вкусив все прелести сладкой беззаботной жизни, боятся остаться ни с чем в своем светлом будущем, которое не за горами.
Бегство в данной ситуации — самый лучший выход. Главное — успеть, ведь для оккупантов кремлевские куранты уже в режиме обратного отсчета работают (не зря ж Спасскую башню аккурат к Новому году «реставрировать» взялись). Так что если кому «чуйка» подсказывает, что пора, давайте сваливайте. Только товарищам по оружию не доверяйте. Сдадут, как пить дать. Или своим, или российским гэбистам, или СБУ. Уже многие убедились, что боевик боевику даже не волк, а шакал паршивый: в «Новороссии» царят свои законы — это вам не джунгли.
***
Новый год. Чуть ли не с ноября во всех магазинах началась предпраздничная суета. Люди сметают с полок все подряд.
Впервые увидела столицу такой: несут елки, шикарные пакеты с подарками, все в приподнятом настроении, предвкушении хорошего застолья, встреч, сюрпризов.
А у нас нет денег ни на вкусности, ни на что. Тысяча гривен в провинции и в столице — это разные суммы.
Уныло как-то все. Стыдно улыбаться, шутить, радоваться.
Съездили 31 декабря вечером на Софийскую. Красиво, весело, шумно. Мы чужие на этом празднике. Да и на любом другом.
Мы изгои. Ни дома не нужны, ни здесь. Там мы предатели, сбежавшие в сытую и спокойную страну, здесь — те, кто не остановил вражеское вторжение.
Военным есть куда возвращаться, нам — большой вопрос. Их ждут дома, где ждут нас?
Больно…
***
Пропуск в зону АТО — бег на длинную дистанцию. Государство в очередной раз недоработало, не продумало, не организовало толком решение очень серьезной проблемы. Речь идет о въезде/выезде на «большую землю». Эпопею, которую рассказала моя хорошая знакомая, можно охарактеризовать одним словом — унижение.
Она временно выехала к сыну в Харьков — обычная история для сотен тысяч жителей Донбасса.
Когда люди покидали родные стены, они понятия не имели, сколько им придется скитаться. Все надеялись, что проведут в «эмиграции» совсем немного и вернутся. Увы, счет — пока! — идет на месяцы. Естественно, большинство, кроме документов, денег и самой необходимой одежды, не брали ничего. Когда осознали, что ситуация неизвестно сколько продлится, возникла потребность съездить домой: что-то взять, договориться о присмотре за жильем, привезти родственникам или друзьям лекарства, деньги. Кто-то отправился сразу, кто-то попозже, кому-то пришлось это делать не один раз.
Знакомой, например, довелось неоднократно курсировать между двумя городами. Раньше, по ее словам, особых препятствий не было. Просто времени на вояж уходило намного больше, чем раньше, из-за остановок на блокпостах или маршрутов окольными путями. Сейчас же возникла необходимость получить пропуск. Въехать на территорию «ДНР» людям с местной пропиской не вопрос, а вот вернуться на территорию Украины — та еще задача.
Она человек пробивной и грамотный, все постановления и решения изучила. Отправилась в Краматорск, прочтя в интернете, что теперь пропуск можно получить и там (раньше в перечне центров для получения пропусков его не было), к тому же это самый ближний к Харькову город.
Тут вот еще нюанс. «Республика» поделена на сектора, посему откуда будете заезжать и выезжать, имеет принципиальное значение.
То есть человек загодя должен решить, как в течение полугодия или года (именно такой срок действия документа) будет попадать туда, куда ему надо. Но ведь обстоятельства у этой категории людей самые непредсказуемые. Можно сегодня быть в одном месте, завтра совсем в другом. Сегодня заезжать удобнее из Киева в Мариуполь и обратно, завтра из Артемовска во Львов. Но если вы имеете мариупольский пропуск, но вам удобнее в данный момент ехать через Артемовск, в выезде откажут.
Вчерашние мыканья знакомой по всяким инстанциям заслуживают отдельного повествования. Звонила на «горячие линии» в СБУ, МВД
Еще добавлю, что она дама правильная — из тех, кто считает, что закон один для всех. Дать купюру и все «порешать» — не ее вариант.
В общем, теперь ей нужно оказаться в пункте, который от Харькова весьма не близко, стоять в длиннющих очередях, чтобы сделать заявку, а потом еще раз — чтобы получить вожделенный пропуск. Мало того, что у нее, как и у 99 процентов переселенцев, каждая копейка на счету, так еще и потери времени какие! Пребывание на морозе среди обозленных из-за бюрократии и тупости чиновников граждан — занятие не самое приятное.
Подсказала ей, что все можно сделать по почте или по интернету. Отвечает, что бесполезная идея: на письма никто не отвечает, можно ждать хоть до второго пришествия Христа.
Думаю, что она все-таки справится. Ну, а если на ее месте окажется пожилая больная старушка, женщина с маленьким ребенком, инвалид? А как быть тем, у кого пропали документы? Каковы их шансы выехать? А если какие-то экстренные обстоятельства — похороны (уже есть примеры, когда на украинских блокпостах людей разворачивали обратно, невзирая на мольбы и слезы), болезни, да мало ли еще? Одна пара, оформив пропуск, поехала в Полтаву на своей машине. Тоже развернули — не было документа на авто. В общем, нервотрепка неописуемая.
В то же время знаю тех, кто хвастался, что получил пропуск беспрепятственно, оплатив «по тарифу». Получается, государство породило еще одну кормушку?
Кстати, многие, кому до зарезу надо было попасть в «ДНР» (речь о тех, у кого нет прописки), ехали в Россию, а оттуда «хоть на любом танке». То есть было бы желание.
«Ты же знаешь, — сказала знакомая, — я всегда была за Украину. Но что делает с нами страна? Отталкивает даже патриотов, что уж говорить об остальных. Недовольство властями очень сильное. И люди правы».
4012Читайте нас в Facebook