ПОИСК
Украина

«сотрудник банка сел в машину, чтобы «сфотографировать спидометр», а потом вынул из замка ключ и… Положил к себе в карман»

0:00 10 июля 2009
«сотрудник банка сел в машину, чтобы «сфотографировать спидометр», а потом вынул из замка ключ и… Положил к себе в карман»
Роберт ВАСИЛЬ «ФАКТЫ»
Добиваясь срочного погашения кредита, банк отнял у заемщиков не только автомобиль, но и государственную помощь при рождении ребенка

Отношения между народом Украины и банковской системой страны сегодня, мягко говоря, напряженные. Одни граждане (и их миллионы) уже многие месяцы не могут получить свои депозиты. Другие (и их не меньше) тщетно пытаются уладить проблемы с кредитами.

Причем, если вкладчики сталкиваются в основном с грубостью сотрудников и откровенным нежеланием банков выполнять свои обязательства, то в общении с заемщиками банки не останавливаются перед действиями, предусмотренными не только Гражданским, но и Уголовным кодексом Украины.

Подтверждением тому служит история, рассказанная корреспонденту «ФАКТОВ» жителем Херсона Русланом Кузьминым.

«Несмотря на материальные проблемы, мы ежемесячно платили по кредиту сколько могли»

- В апреле прошлого года мы с женой купили машину — «Мицубиси Галант», — говорит Руслан Кузьмин.  — Для этого взяли в одном из небольших банков кредит на 12 тысяч долларов. Он был оформлен на пять лет.

РЕКЛАМА

Сначала все шло по плану. Я аккуратно погашал кредит, никаких проблем с банком не возникало. Однако осенью курс доллара резко вырос, из-за чего стало намного труднее вносить ежемесячные платежи. К тому же сразу после начала кризиса мне вдвое снизили зарплату. Это сильно ухудшило материальное положение нашей семьи, ведь работал я один. Жена была в декретном отпуске: прошлым летом у нас родился ребенок.

К счастью, мне довольно скоро удалось устроиться руководителем отдела продаж в одну из торговых фирм в Херсоне. Дела пошли лучше, однако приблизительно с декабря ежемесячный платеж в 326 долларов (согласно кредитному договору) стал для нашей семьи непосильным бременем. Тем не менее я каждый месяц выплачивал банку то 200, то 250 долларов — сколько мог.

РЕКЛАМА

- В банке соглашались принимать меньшие суммы?

- Вполне охотно. Ежемесячно нам начисляли некие штрафные санкции за просрочку предыдущего платежа и принимали принесенные деньги в счет текущего.

РЕКЛАМА

Кроме того, мне приходилось общаться с сотрудниками службы безопасности банка, которые интересовались, почему платежи поступают не в полном объеме. Я честно объяснял все как есть. Что мое материальное положение существенно ухудшилось, что я, кроме выплаты кредита, должен содержать жену и маленького ребенка. Но при этом никуда не скрываюсь, отвечаю на телефонные звонки, ежемесячно прихожу в банк, плачу сколько могу и готов в любое время обсудить пути выхода из ситуации.

Но вот что странно: звонили мне из службы безопасности совсем другого банка!

Естественно, я поинтересовался, почему нужно вести дела с этим учреждением. Мне ответили, что данный банк является учредителем того, в котором я брал кредит. Но ведь «мой» банк — юридическое лицо со всеми необходимыми атрибутами! И если я с ним заключил договор, то с ним и должен рассчитываться.

Обратился за разъяснениями в банк, в котором брал кредит. Там мне сказали, что у них есть договор о сотрудничестве с более крупным банком. Но вот показать документы, на основании которых мне предъявляет претензии служба безопасности совершенно другого учреждения, сотрудники «моего» банка не захотели.

«Если хотите получить машину обратно, внесите весь долг сразу плюс штраф — две тысячи долларов»

- Каким образом возник конфликт с банком?

- Одиннадцатого июня мне в очередной раз позвонили из службы безопасности банка, — говорит Руслан.  — Мужчина представился Евгением и пригласил приехать. «У нас записано, что вы просили сделать реструктуризацию кредита. Приезжайте, обсудим условия нового договора», — сказал он.

Счастливый, что появилась возможность уладить миром проблемы с кредитом, я тут же помчался в банк. Там меня встретил сотрудник, который звонил. Спросил, приехал ли я на машине. Узнав, что автомобиль здесь, сказал, что для соблюдения всех формальностей нужно его осмотреть. Я не возражал. Загнал, как меня попросили, машину на стоянку банка, где двое сотрудников (Евгений и еще один, представившийся Сергеем Николаевичем) принялись ее фотографировать.

Потом Сергей Николаевич попросил показать ему техпаспорт автомобиля. Изучив документ, сказал, что должен сфотографировать данные спидометра. В моей машине спидометр электронный, поэтому для того, чтобы увидеть показания, нужно вставить ключ в замок зажигания. Что я и сделал. Сергей Николаевич сел в автомобиль, сфотографировал спидометр, а ключ вынул из замка и… положил к себе в карман. Одновременно Евгений вырвал у меня из рук техпаспорт.

Я возмутился, потребовал вернуть и ключи, и документ. «Давайте не будем скандалить на улице. Пройдемте в помещение», — сказали сотрудники банка. В кабинете мне сообщили, что с момента первой задолженности прошло уже 200 дней и банк забирает машину.

Как же так? Я же платил каждый месяц! Я же не скрывался, отвечал на звонки! Меня же пригласили подписать договор! Кроме того, машина мне нужна по роду службы. Если автомобиль заберут, я просто не смогу зарабатывать деньги и гасить кредит.

«Ну, напишите заявление, руководство его рассмотрит, — ответили мне.  — Но, честно говоря, если вы хотите получить свою машину обратно, вам нужно внести в ближайшие дни весь долг, включая начисленные штрафные санкции». А это сумма немалая! За все время я погасил около 2900 долларов кредита. Штрафа мне насчитали около 2000 долларов. То есть прошло больше года, но кредит практически не уменьшился.

Да у меня просто нет таких денег! И собрать их я никак не смогу.

«Тогда мы будем вашу машину продавать», — ответили мне. И тут же стали подсовывать какой-то акт о том, что я забрал из автомобиля свои вещи. Подписав такую бумагу, я признал бы, что машина мне больше не принадлежит. Поэтому я отказался подписывать акт и заявил, что мои личные вещи будут находиться в моем автомобиле столько, сколько я сочту нужным.

- Вы больше не пытались забрать свою машину?

- После случившегося я написал заявление в милицию о том, что у меня насильственно изъяли автомобиль. А через несколько дней в сопровождении адвоката пошел в банк, надеясь все-таки машину выручить. Мой автомобиль по-прежнему находился на стоянке, только уже в другом месте. Значит, работники банка на нем ездили, хотя не имели права. А это уже считается угоном!

Убедившись, что автомобиль нам не отдадут, мы вышли с адвокатом из банка на стоянку. Перед моей машиной уже стояла другая, и у моей был поврежден бампер! К счастью, рядом оказались двое парней, которые видели, что произошло. Оказывается, сотрудники банка, опасаясь, как бы я с помощью другого комплекта ключей не открыл машину и не попытался на ней уехать, решили ее заблокировать другим автомобилем, стоявшим на той же площадке. Но техники вождения им не хватило, и они повредили мою машину.

Я, конечно, тут же вызвал ГАИ, чтобы оформить ДТП. Пока инспекторы работали, наступил вечер — охранники банка принялись выгонять со стоянки и меня, и милицию. Гаишники сказали, что должны закончить свою работу. Тогда был вызван ОМОН! Однако его бойцы, увидев, что на стоянке работает ГАИ, развернулись и уехали. Так что ДТП, происшедшее по вине работников банка, удалось зафиксировать, как положено.

«Из-за действий банка я потерял работу, а жена тяжело заболела»

- Но изъятием машины наши неприятности не закончились, — продолжает Руслан.  — Через несколько дней жена обнаружила, что на карточке, куда нам переводят помощь при рождении ребенка, нет денег. Так совпало, что карточный счет, на который перечисляют эту помощь, открыт в том же банке. И, придя в отделение, жена обнаружила, что денег на счете нет.

Она обратилась за разъяснениями (ежемесячно на ребенка нам начисляют около 130 гривен). Оказалось, что банк самовольно снял деньги в счет погашения кредита.

Жена, естественно, возмутилась. Ведь это целевые средства, которые государство выделяет нам на ребенка, и мы обязаны потратить их именно на него. «А нам все равно, — ответили сотрудники банка.  — Банк имеет право изымать все ваши денежные поступления».

Все это стало для моей супруги таким потрясением, что в тот же вечер пришлось вызывать ей «скорую». А после обследования оказалось, что у жены проблемы с сердцем, повышено внутричерепное давление. Доктора говорят, что ей необходима госпитализация и серьезное лечение.

Очередная беда не заставила себя ждать. Дело в том, что моя работа связана с разъездами, и машина мне была просто необходима. Когда оказалось, что я теперь без колес, пришлось уволиться.

Теперь я безработный, жена больна, а ребенку мы даже еду купить не в состоянии, так как банк сразу забирает предназначенную ему помощь.

Заступиться за нас пока никто не может. Жалобы в различные инстанции ничего не дали. В возбуждении уголовного дела по факту похищения автомобиля нам отказали. В прокуратуре, куда мы написали заявление о том, что у нас отняли детские деньги, ответили, мол, это не их дело, они этим заниматься не будут.

«Никто не имеет права изымать залог без решения суда»

Прокомментировать действия банка с точки зрения закона «ФАКТЫ» попросили председателя координационного совета Ассоциации антиколлекторов и правозащитников «Ваша надiя» Федора Олексюка.

- Имел ли право банк изъять машину у заемщика?

- По закону залог транспортного средства, так же, как и ипотеки, должен быть оформлен нотариально. В противном случае залоговый договор считается ничтожным (то есть не имеющим юридической силы.  — Авт. ). При заверении документа нотариус вносит залоговое имущество в соответствующий государственный реестр. В данном случае залог нотариально засвидетельствован не был, и поэтому никакого права изымать машину банк вообще не имел.

- А может ли изымать залог не то юридическое лицо, которое давало кредит?

- В принципе, это возможно, однако такие действия должны быть оформлены либо договором уступки долга, либо договором поручения.

- Нужно ли для этого согласие заемщика?

- Согласие не требуется. Но поскольку это касается заемщика, он должен быть проинформирован о том, что такой договор существует.

Опять же, в данном случае заемщику не удалось получить никаких документальных подтверждений того, что банк, отнявший у него машину, имел право это делать. Следовательно, правовых оснований для изъятия не было.

Между тем банки не только активно изымают залоговое имущество, но и прибегают при этом к незаконным методам. Например, как в описанном случае. Бывает, что заемщикам звонят и говорят: есть якобы информация, что ваш автомобиль попал в ДТП. Многие с готовностью мчатся в банк, чтобы предъявить машину и доказать обратное. Но приехав на автомобиле, люди уходят из банка пешком.

- Каков законный порядок изъятия залогового имущества?

- Если машина зарегистрирована на заемщика, то, даже если залог оформлен правильно, никто не имеет права отнять ее у владельца без судебного решения или предписания нотариуса. Причем изъятие залога может осуществляться только через государственную исполнительную службу.

На наши запросы по поводу аналогичных случаев правоохранительные органы часто отвечают, что речь идет о гражданско-правовых отношениях и криминала в действиях банков нет, так как они руководствуются договором залога. Но это не так. По закону действия банков по насильственному изъятию автомобилей квалифицируются как угон.

И даже если предположить, что машина изъята правильно, то садиться за руль без доверенности никто не имел права. А нам известны случаи, когда владельцев машин силой принуждали подписать такую доверенность.

- Что нужно, чтобы восстановить справедливость?

- Сегодня готовятся иски о вытребовании имущества из незаконного чужого владения, о возмещении убытков от ДТП и о возвращении государственной помощи на ребенка, которой банк завладел незаконным путем. Кроме того, мы будем обжаловать постановление об отказе в возбуждении уголовного дела и добиваться открытия дисциплинарного производства в отношении лиц, которые вели следствие.

- Часто ли удается добиться справедливости в судах?

- Честно говоря, случаев, когда вопрос решается положительно, не очень много. Однако это не повод для того, чтобы опускать руки и позволять банкам творить те беззакония, которые сегодня происходят по всей стране.

- Существуют ли способы борьбы с банками и облегчения участи заемщиков?

- Один из способов разработала и начала недавно применять антиколлекторная компания в Запорожье. Суть его в том, что платежи банку проводятся через нотариуса. При этом нотариус открывает в банке специальный счет, куда заемщик вносит деньги на погашение тела кредита. Далее нотариус официально ставит в известность банк о том, что деньги, предназначенные на погашение кредита, находятся на этом счете и их можно забрать. Причем банк не может их зачислить в счет своих бесконечных пень и штрафов, а обязан направить именно на погашение кредита. В 99 процентах случаев банк гордо не снимает эти деньги. Однако при рассмотрении дела суд принимает во внимание, что человек вносил деньги в счет погашения кредита, и признает, что заемщик должным образом выполнил свои обязательства. В этом случае суд может отменить начисленные пени и штрафы.

- Известны ли случаи, когда в процессе судебного разбирательства банк все же соглашался на компромисс?

- Такое бывает, но это не более 10 процентов от общего числа подобных дел. А в подавляющем большинстве случаев банки предпочитают идти напролом, не останавливаясь перед нарушением закона.

959

Читайте нас в Facebook

РЕКЛАМА
Заметили ошибку? Выделите её и нажмите CTRL+Enter
    Введите вашу жалобу
Следующий материал
Новости партнеров