Украинские моряки-заложники: "В камере все равно лучше, чем в полицейском участке"
Третьего июня судно «AS Сastor», совершавшее рейс из испанского Лас-Пальмаса, вошло в гвинейский порт Конакри и вместе с экипажем (кроме десяти украинцев, среди членов экипажа шесть филиппинцев и один поляк) было арестовано. На борту сухогруза немецкой компании-оператора «Alpha Shipmanagement» находились сотни груженых контейнеров. В одном из них среди сахара местная полиция обнаружила две упаковки с кокаином…
По словам самих моряков, этот контейнер — один из двух транзитных и был загружен на борт судна в Лас-Пальмасе, куда его ранее доставили из Бразилии. Причем при погрузке на «AS Сastor» эти увесистые металлические емкости расположили в трюме, намертво прижав одну к другой, — никто из моряков практически не имел к ним доступа.
Члены экипажа объясняют, что согласно международным нормам они не имеют права вскрывать контейнеры. Следовательно, не могут знать, что в них находится, и не несут ответственности за их содержимое. Однако в Гвинее их не желают слушать. Более того, капитана Станислава Озаринского и его старшего помощника, гражданина Филиппин, бросили за решетку. Остальные моряки стали заложниками: судно вывели на рейд, где их удерживают под дулами автоматов. Время от времени вызывают на допросы…
*По прибытии судна «As Castor» в порт Конакри в одном из контейнеров полиция обнаружила кокаин. Родные моряков уверены, что ситуацию подстроили, чтобы получить выкуп
«На борту находятся три вооруженных охранника с АК-74 и еще четверо без оружия. Они постоянно требуют у экипажа продукты и вещи. Нам запрещают даже выходить на палубу», — сообщил моторист Артем Варагян.
— 24 июня контейнеровоз вернули обратно в порт и начали проводить новые проверки, — рассказала «ФАКТАМ» жена моториста Светлана. — Приезжали представители местной власти, перевернули все каюты вверх дном. Наверное, искали наркотики. Ничего не нашли. В машинном отделении — тоже.
— В Конакри на судне проводился обыск, — говорит начальник управления по связям со СМИ Министерства иностранных дел Украины Елена Ващенко. — От испанских правоохранительных органов поступила информация в гвинейскую полицию о том, что на этот контейнеровоз загружено 96 килограммов наркотических веществ. Задержан капитан и его старший помощник. Их подозревают в причастности к транспортировке этих наркотиков. Судно фактически под арестом.
— Многие из украинских моряков не первый год работают на судах немецкой компании-оператора «Alpha Shipmanagement», — рассказала «ФАКТАМ» супруга капитана Виктория Озаринская, — сделали по пять—семь «контрактов» (с каждым моряком заключается контракт, в котором оговариваются сроки и условия работы. — Авт.). Этот рейс подходил к концу. В Конакри предстояло разгрузиться, после чего судно должно было вернуться в Испанию. Там экипаж ждала замена…
По словам Виктории, никаких обвинений никому из членов экипажа до сих пор не выдвинули. Несколько раз проходили заседания местного суда, однако предъявить вину мореходам не могут. Вероятно, из-за отсутствия конкретных фактов. Ведь совершенно очевидно, что история с какими-то «кокаиновыми» сумками — из разряда небылиц. Каким образом в огромном трюме моряки могли «отодвинуть» гигантских размеров емкости и спрятать там сумки, известно, похоже, только африканской полиции…
Однако ситуация осложняется тем, что в Гвинее нет ни посольства, ни консульства Украины.
*Члены экипажа накануне задержания. Гвинейский суд так и не предъявил морякам обвинение, однако местные власти держат их в заложниках
— Консул, который находится в Сенегале, вышел с нами на связь, — говорит Виктория Озаринская. — Но из-за финансовых проблем, а точнее, из-за плохого обеспечения наших представительств за рубежом он не может поехать в Гвинею, чтобы представлять там интересы граждан Украины.
— Моряков содержат в невыносимых условиях, — вступает в разговор Светлана Варагян. — Капитан и старпом находятся среди преступников, в антисанитарных условиях.
К счастью, немецкая компания-оператор не бросает экипаж в беде, поставляет на борт судна продукты и питьевую воду. Она же наняла адвоката, однако прежде всего — для решения своих бизнес-вопросов.
А украинские моряки практически лишены квалифицированной юридической помощи — им адвоката не наняли.
— В Гвинее работает адвокат от судовладельца, — продолжает Светлана Варагян. — Однако все мы опасаемся, что его основная задача — освобождение из плена судна, простой которого приносит убытки хозяевам. А об экипаже могут просто забыть…
Как следует из последних сообщений, поступивших с борта судна, один филиппинец уже заболел малярией. Это заключение медиков. Еще у нескольких членов экипажа — температура. Надеяться на нормальную медицинскую помощь в таких условиях не приходится.
«Мое тело уже полностью покрыто сыпью, большие проблемы с органами пищеварения, — написал капитан. — Находясь среди уголовников, агрессивно настроенных против людей с белой кожей, я беспокоюсь за свою жизнь».
— Скорее всего, о наркотиках, которые так быстро нашли, правоохранители знали, потому что досматривали один конкретный контейнер, — комментирует ситуацию координатор благотворительной организации «Фонд помощи морякам «Ассоль» Андрей Шевченко. — Для местной полиции это возможность улучшить статистику и доложить об успешно проделанной работе. К сожалению, в странах Западной Африки и Южной Америки власти иногда могут даже сфабриковать обвинение, чтобы выставить штраф или предъявить залог для освобождения. Фактически же это элементарный шантаж судовладельца.
При нашем содействии к делу подключились дипломатические службы Украины — департамент консульской службы МИД, посольство Украины в Сенегале (в его юрисдикции находится Гвинея), почетный консул Украины в Гвинее, посольство Украины в Германии, Генеральное консульство Украины в Гамбурге (по месту нахождения судовладельца). Они работают в тесном контакте с дипломатическими службами Германии и Филиппин. Однако все действия дипломатов пока не принесли результата. За поддержкой наша организация обратилась в международные морские организации, занимающиеся защитой прав моряков.
По словам председателя Федерации профсоюзов работников водного транспорта и плавсостава Украины Олега Чечельницкого, роль профсоюзов в сложившейся ситуации ограничена:
— Знаем, что на судне есть топливо, питание. Мы держим связь с компанией.
По мнению Чечельницкого, поводом для беспокойства скорее является странное поведение украинского МИДа, игнорирующего письма и запросы профсоюза.
Представитель компании-оператора судна Кор Рэйдингс сообщил, что судовладелец уже обращался в суд Конакри с просьбой освободить из тюрьмы капитана и старпома и позволить им присоединиться к остальной команде, ожидающей окончания расследования на борту «AS Castor». Власти проигнорировали многочисленные обращения.
— Дальнейшая судьба украинских моряков пока не определена, — говорит Елена Ващенко. — Сейчас идут переговоры с участием почетного консула Украины и представителей судовладельца. Наш почетный консул в Конакри связывался с министром иностранных дел Гвинеи, и тот обратился к министру юстиции с просьбой освободить судно и экипаж…
По словам Елены Ващенко, за капитана и старшего помощника требуют залог — 360 тысяч евро. Пока же они находятся за решеткой.
— Понимаете, там крысы падают с потолка, стаи комаров и прочей живности, — возмущается Светлана Варагян. — Но капитан говорит, что в тюрьме все равно лучше, чем в полицейском участке, где их держали до того. В тюрьме хотя бы есть кушетка, на которую можно лечь. В участке же они спали на сыром и холодном полу…
— Наших родных пытаются заставить признаться в преступлении, которого они не совершали, — считает жена капитана Виктория Озаринская. — Мы боимся, что можем не дождаться своих родных из этого рейса. Надежда на цивилизованный выход из ситуации тает с каждым днем. Я стараюсь держаться и делать все от меня зависящее, но зачастую все чаще не сплю и плачу по ночам. Самое страшное, когда просыпается и вместе со мной плачет моя маленькая дочь…
Как рассказали «ФАКТАМ» в фонде «Ассоль», африканские страны постоянно фигурируют в пиратских скандалах. Достаточно вспомнить сомалийские события — десятки захваченных судов, экипажи-заложники. Сейчас же появился новый вид шантажа и вымогательства: от компании-оператора судна требуют выкуп за закрытие дела и освобождение теплохода, шантажируя его судьбой экипажа, простоем контейнеровоза и угрозой его конфискации.
1948Читайте нас в Facebook