ПОИСК
Происшествия

«учителя говорят, что история с избиением — плод воображения дочки. А у нее черепно-мозговая травма и тело все сине-зеленое, в кровоподтеках… »

0:00 15 июля 2009
«учителя говорят, что история с избиением — плод воображения дочки. А у нее черепно-мозговая травма и тело все сине-зеленое, в кровоподтеках… »
На днях прокуратура Соломенского района столицы отменила постановление об отказе в возбуждении уголовного дела по факту избиения десятилетней девочки ее одноклассниками

Утро 25 мая для Раисы Ипатиевны Ватан начиналось как обычно. Она приготовила десятилетней внучке Рае завтрак и отвела ребенка в школу. Но, придя после окончания занятий в учебное заведение, внучку она там… не обнаружила. Не зная, что и думать, растерянная пенсионерка отправилась домой, надеясь, что девочка сама нашла дорогу и уже ждет ее в квартире. Проходя через соседний двор, пожилая женщина издали заметила щупленькую фигурку, которая, скрутившись калачиком и положив голову на руки, сидела на скамейке. Ее плечи то и дело вздрагивали. Раиса Ипатиевна узнала в рыдающем ребенке Раю и застыла на месте от ужаса: на лице и руках девочки были огромные гематомы устрашающего багрового цвета…

«На уроке физкультуры наклонилась за мячиком и почувствовала, как мне… наступили на голову»

Причин, по которым Татьяна Ватан хотела отдать свою дочь в известную столичную гимназию, было множество. Во-первых, школа находится недалеко от дома, во-вторых, Татьяна Николаевна сама училась в этом заведении и до сих пор часто вспоминает талантливых преподавателей и доброжелательную атмосферу. Немаловажной была и хорошая репутация гимназии.

- Еще до того, как родилась Рая, я не сомневалась, что отдам своего ребенка именно в эту школу, — вспоминает Татьяна Ватан, с которой мы встретились в уютной квартире ее родителей.  — Но Рае почему-то больше приглянулась другая школа, и я не стала ей перечить. Однако там мне многое не нравилось, и в четвертом классе я перевела дочь в гимназию.

По словам Татьяны, там девочке оказали радушный прием. Рая на тот момент была победительницей многочисленных детских музыкальных конкурсов. Она с трех лет занималась фортепиано, вокалом, танцевала и рисовала.

РЕКЛАМА

- Дочка быстро нашла друзей в новом классе, — уверяет Татьяна.  — Учительница как-то сказала, что к Рае ребят словно магнитом притягивает. Педагогов, которые в свое время учили меня, в гимназии почти не осталось. В учебном заведении новый педколлектив во главе с молодым директором. Все учителя показались довольно приветливыми и заботливыми.

Однако спустя некоторое время Татьяна Ватан начала замечать, что Рая перестала рассказывать ей о школе. На вопросы, связанные с одноклассниками, дочь отвечала уклончиво, стараясь сменить тему разговора.

РЕКЛАМА

- Дочка стала какой-то молчаливой, задумчивой, — вспоминает Татьяна.  — Бывало, сядет и часами смотрит в одну точку. Могла отказаться от обеда. Она впала в депрессию, причину которой не знал никто. Успеваемость у дочери была хорошая, Рая продолжала делать успехи в музыке. И вот однажды, когда я пришла за дочкой в школу, краем уха услышала, как ее одноклассница рассказывала своей маме, что какие-то дети постоянно дразнят и оскорбляют мою Раю! Дочка упорно отказывалась говорить об этом. Лишь потом мне удалось узнать от нее: пятеро ребят уже не первую неделю развлекаются тем, что ставят Раечку на перемене в центр класса и водят вокруг дочки хороводы, ругая ее при этом нецензурными словами. Кто-то из ребят начинал, остальные подхватывали, как веселую игру. Когда дочь рассказала об этом учительнице, та ответила: «Раечка, ты же умная, не обращай внимания».

- В тот же вечер я позвонила классному руководителю, — продолжает молодая женщина.  — А она заявила, что Рая… все неправильно понимает. Дети, мол, просто играют. Но после этих игр ребенок принес в дом такие слова, которые в семье никогда не звучали! Я попросила учительницу пресечь жестокие игры, она обещала разобраться.

РЕКЛАМА

Между тем ситуация, по словам Татьяны, не улучшалась: Рая приходила из школы заплаканная и подавленная. А спустя неделю женщина обнаружила на теле у дочери гематомы.

- Оказалось, это тоже были «детские игры»: одноклассница щипала Раю и била кулаком по голове, — говорит Татьяна.  — Я пошла к директору. Та сразу же сказала: «Если вас что-то не устраивает, можете забрать ребенка в другую школу». И все! Принимать какие-то меры в отношении жестоких детей никто не собирался.

- Самыми ужасными для меня были перемены, — вступает в разговор Рая, которая все это время молча слушала нашу беседу.  — Как только звенел звонок, я выходила из класса и гуляла по темной лестнице в коридоре. Когда возвращалась в класс, ребята начинали громко смеяться и обзывать меня. Однажды спросила у Яны, девочки, которая постоянно меня толкала, чего она от меня хочет. Та сказала: «Не отстану, пока тебя не выживу!» Я начинала играть с другими детьми, но подходили Яна с подругой Тамилой и шипели: «Отойди, тебя сюда никто не звал!» И, если не уходила, за шиворот оттаскивали. Как-то раз одноклассница попросила дать ей пройти. Внезапно подлетела Яна и крикнула: «Что ты ее просишь? Толкнула и все!» А мальчишки Артем и Саша постоянно матерились. Какими только словами они меня не обзывали!

- Однажды на уроке физкультуры я наклонилась за мячиком и почувствовала, как мне… наступили на голову (голос Раи задрожал.  — Авт. ). Попыталась подняться, но меня ударили в спину. В другой раз Яна пожаловалась, что у нее испачканы руки и вытерла их о мои волосы (девочка начинает теребить длинные каштановые пряди, ее глаза наполняются слезами.  — Авт. ). Нина Николаевна в тот момент сидела рядом и даже ничего не сказала!

- Как-то Рая позвонила дедушке и сообщила, что не может войти в раздевалку: на входе стоят Яна, Тамила, Артем и Саша, — вспоминает Татьяна.  — Увидев Раю, они начали кричать: «Ты и твоя мама — тупицы! Иди вон отсюда!» Папа отпросился с работы и приехал в школу. Он предложил директору зайти в класс и спросить у детей, зачем они это делали. Но директор наотрез отказалась. Отец сказал, что если такое повторится, он вынужден будет пойти к прокурору. В ответ директор лишь пожала плечами: «Да пожалуйста. Тут уже следователи ходили, и ничего».

«Одна девочка ударила меня по голове, остальные начали бить ногами… »

Несмотря на все старания Раи и ее родителей, исправить ситуацию в школе им не удавалось. Тем временем учебный год подходил к концу и намечался праздничный день — выпускной четвероклассников. В классе Раи полным ходом шла подготовка к концерту, дети учили стихи и репетировали музыкальные номера.

Двадцать пятого мая занятий в школе уже не было. Дети приходили в актовый зал на репетицию концерта. Рая отрепетировала песню «Ромашка» и пошла в свой класс за рюкзаком. По словам девочки, учительница и заместитель завуча сначала шли следом, но потом задержались на лестнице между третьим и четвертым этажами.

- Когда я зашла в класс, там никого не было, — вспоминает Рая.  — Я наклонилась за рюкзаком, который стоял под партой, и внезапно почувствовала, как на меня сзади кто-то набросился. «Гонишь фуфло, фанеру! Отстой!» — кричали Яна и Тамила — я без труда узнала их голоса. С ними были еще два мальчика из класса. Тамила ударила меня по голове, остальные начали бить ногами. Я вот так закрылась (девочка дрожащими руками закрывает лицо.  — Авт. ), но они продолжили меня избивать. В какой-то момент мне удалось вырваться, я схватила рюкзак и бросилась вниз по лестнице. Ребята погнались за мной. Мне казалось, что я не бегу, а лечу, и внизу меня ждет спасение… Вдруг кто-то схватил меня за руку. Это была заместитель завуча Анна Валерьевна, которая вместе с Ниной Николаевной стояла на лестнице. Я закричала, что ребята меня побили и сейчас за мной гонятся. Анна Валерьевна сказала: «Рая, ты свободна, можешь отправляться домой. А ребята пойдут к директору». Нина Николаевна промолчала.

- У меня в голове не укладывается: как можно было отпустить побитого, дрожащего ребенка одного на улицу?! — возмущается Татьяна.  — Да и в каком бы состоянии она ни была, учителя не имеют права отправлять детей домой без взрослых! Спустя некоторое время за Раей пришла моя мама. Представляете, какой у нее был шок, когда девочку она в школе не обнаружила?!

- Раечку я нашла на скамейке в соседнем дворе, — вступает в разговор Раиса Ипатиевна.  — Оказалось, что через дорогу девочку перевела бабушка одноклассника. Лицо и руки внучки были в гематомах, она плакала. Я отвела ее домой, напоила горячим чаем и уложила в кровать. Рая жаловалась на страшную головную боль. Как только я выяснила, что произошло, тотчас начала звонить директору школы. Узнав, что звонит бабушка Раи, секретарь сказала, что директор занята и попросила перезвонить ей через пятнадцать минут. Я позвонила в назначенное время, но директора уже не было на месте.

Наутро Татьяна с дочкой пошли в криминальную милицию по делам несовершеннолетних. Раю опросили и предложили пройти медицинскую экспертизу.

- Вот медицинское заключение, — Татьяна протягивает мне документ, выданный Детской клинической больницей № 3 Соломенского района столицы.  — У ребенка обнаружили закрытую черепно-мозговую травму. Окулист сказал, что повреждена сетчатка глаза, невропатолог назначил курс лечения.

«Своим поведением Рая сама провоцирует конфликты»

После происшедшего Татьяна Ватан ожидала, что учителя наконец примут меры в отношении детей, которые жестоко избили ее дочь. Но надеялась женщина зря — педагоги и директор в один голос заявили, что «такого не может быть».

- Мне следовало догадаться: если учителя раньше не пресекли злобные насмешки и издевательства над моей дочкой, признать, что в гимназии произошло подобное ЧП, они вообще откажутся, — сетует Татьяна.  — Это ведь пятно на все учебное заведение. Когда я пришла к директору, та сообщила, что обо всем узнала от следователя. Хотя заместитель завуча Анна Валерьевна еще в день, когда дочку побили, пообещала Рае: с ребятами разберется директор. Я отправилась к Анне Валерьевне, которая сказала: «Отпустила Раю домой и повела детей к дир… » В следующую секунду завуч толкнула ее ногой, и Анна Валерьевна быстро поправилась: «И повела их к завучу».

После разговора с классным руководителем я вообще запуталась. По ее словам, никакой драки быть не могло, потому что ребята были у нее под присмотром. Так почему Анна Валерьевна тогда повела ребят к завучу? Зачем разбираться, если, как говорит «классная», драки не было? Поразительно: в одно и то же время заместитель завуча и классный руководитель видели одних и тех же детей в разных местах! Педагоги могли бы говорить, что Рая все выдумала, если бы она вернулась домой целая и невредимая. Но у доченьки черепно-мозговая травма и все тело было сине-зеленое, в кровоподтеках…

Как заметила Татьяна, правоохранители тоже не спешили разбираться в ситуации. За все время, пока длилось следствие, ее ни разу не ознакомили с материалами дела. Никто не оповестил женщину и об отказе в возбуждении уголовного дела. Татьяна Ватан узнала об этом, лишь когда в очередной раз сама пришла в милицию. Выяснив, что милиция не нашла достаточных оснований для возбуждения уголовного дела, Татьяна написала жалобу в прокуратуру Соломенского района столицы.

- В данный момент проводится проверка, но мы уже ознакомились с материалами криминальной милиции по делам несовершеннолетних и отменили постановление об отказе в возбуждении уголовного дела, — сообщила «ФАКТАМ» заместитель прокурора Соломенского района столицы Юлия Гашовская.  — Сейчас дело направлено в милицию на дополнительную проверку.

Попытка связаться с Яной и Тамилой успехом не увенчалась. Телефон одной из девочек не отвечает, мать другой наотрез отказалась комментировать происшедшее. Позвонив матери одного из мальчиков, который, по словам Татьяны Ватан, тоже избивал ее дочь, я услышала следующее:

- Мой сын не мог никого избить, Артемка никогда в жизни не дрался. Ей-богу, не знаю, зачем Рая придумала все эти небылицы. Может, она это сделала от обиды, что в классе никто не хотел с ней дружить. Девочка очень неординарная, она не вписалась в коллектив. Сын рассказывал, что в день, когда якобы произошел инцидент, Рая пела песню под фонограмму и делала это, мягко говоря, не очень профессионально. По словам сына, Рая и ребята действительно находились в классе без учителя. Дети начали ее дразнить, а Рая неожиданно стала размахивать портфелем, закричала и выбежала из класса. Узнав, что сына обвиняют в избиении ребенка, я забрала из школы его документы. Артем ни в чем не виновен, не хочу, чтобы кто-то испортил ему школьные годы.

Безусловно, хотелось узнать версию самих педагогов. Первым делом я позвонила классному руководителю Нине Николаевне Самоздран.

- Никакой драки не было, никто на Раю не нападал, — сразу же заявила она.  — В тот день и ребята, которые якобы побили Раю, и сама девочка находились у меня под присмотром. Мы с ними поднялись в класс, потом спустились в раздевалку, и Рая пошла домой с бабушкой своего одноклассника. На репетиции девочка исполняла песню под фонограмму. Одноклассники заметили это и стали бурно обсуждать ее выступление. Дети задели ее самолюбие, и она, по всей видимости, решила отомстить.

- Но откуда тогда у девочки травмы? Есть ведь заключение медицинской экспертизы, которое подтверждает, что ребенку были нанесены увечья…

- Могу только еще раз вам повторить, что в школе никакой драки не было. Девочка неправильно ведет себя со сверстниками и сама из-за этого страдает. Когда Рая пришла в класс, дети старались с ней подружиться, но она ставила себя выше других. А в том, что у Раи завышенная самооценка, виноваты ее родные. Бабушка не устает повторять внучке, что она звезда. Девочка, бесспорно, талантливая, но нельзя ведь ее до небес превозносить! Одноклассники не любят Раю именно из-за ее звездной болезни, своим поведением она сама провоцирует конфликты.

- Пока делом занимаются правоохранительные органы, я не хочу что-либо комментировать, — сказала директор гимназии Ольга Калашникова.  — Могу только сказать, что между детьми был конфликт из-за высокомерного поведения Раи. Она не обращала внимания на других детей, для нее они как будто не существовали.

А вот учительница музыки Лариса Бойцова, у которой занимается Рая, придерживается о ней совсем другого мнения:

- Рая — девочка возвышенная, тонкая натура. Мне кажется, вся проблема в том, что у нее есть ярко выраженный талант, благодаря которому она выделяется из толпы. Из-за этого сверстники неправильно ее воспринимают, завидуют, придираются по мелочам. А Рая не знает, как себя с ними вести. Конечно, возникает много вопросов к педагогам. Даже если ребенок неправильно себя ведет, с ним нужно постоянно работать, а не пускать все на самотек. В противном случае плачевных последствий не избежать. По всей видимости, учителя не пресекли конфликт на ранней стадии. В музыкальной школе Рая отлично контактирует с детьми, у нее много друзей. Я занимаюсь с этой девочкой уже долгое время и никогда не назвала бы ее зазнайкой. Наоборот, Рая очень самокритичная, доброжелательная.

Знаю множество примеров, когда талантливые дети не уживались среди своих сверстников. Знакомая скрипачка рассказывала, что в общеобразовательной школе она была, словно среди волков. Стоило ей перевестись в гимназию с музыкальным уклоном, как все проблемы исчезли. Родителям следует отдать ребенка в специализированное учебное заведение, тогда девочка будет чувствовать себя комфортно.

P. S. В связи с тем, что следствие по данному делу еще идет, имена всех героев этой истории, кроме семьи Ватан, изменены.

Автор выражает благодарность телепрограмме «Надзвичайнi новини» (канал ICTV) за помощь в подготовке материала

564

Читайте нас в Facebook

РЕКЛАМА
Заметили ошибку? Выделите её и нажмите CTRL+Enter
    Введите вашу жалобу
Следующий материал
Новости партнеров