Андрей Зелинский: "До сих пор жалею, что не получилось на Рождество поехать к "киборгам" в Донецкий аэропорт"
— На съемки «Капелланов» у нас ушел год, — говорит режиссер документальной ленты (ее премьера состоялась на прошлой неделе в Киеве) 26-летний Валентин Дихтяренко. — Мы познакомились более чем с двадцатью капелланами Украинской греко-католической церкви и отобрали для фильма троих из них. Они показаны в картине как на войне, так и в мирной жизни, ведь не постоянно находятся в зоне АТО, много священнической работы и дома. Еще одним героем ленты стал заместитель руководителя Департамента Патриаршей курии УГКЦ по делам душпастырства силовых структур военный капеллан отец Любомир Яворский.
Красной нитью в фильме проходит паломничество группы бойцов и священников, побывавших в АТО, во французский город Лурд. По давней традиции, военные из многих стран раз в год приезжают туда, чтобы помолиться за мир и о погибших в войнах товарищах.
— Я бок о бок с военными уже 10 лет, — говорит капеллан Андрей Зелинский. — С самого начала старался испытать на себе то, что выпадает на их долю. Сейчас живу в Киеве и периодически езжу в зону АТО, а прежде работал с курсантами Львовской военной академии сухопутных войск имени гетмана Петра Сагайдачного (на днях ей присвоен статус национальной. — Авт.). Совершал с ними 60-километровые марш-броски, прыгал с парашютом. Утренняя пробежка у курсантов начиналась около шести часов утра. Я вставал значительно раньше, чтобы успеть к этому времени прибежать из монастыря в академию. А затем — кросс вместе с ребятами. Когда церковь направила меня учиться богословию в университет Рима (кстати, до этого я уже получил одно высшее образование в США), решил, что все равно буду бегать одновременно с моими друзьями-военными. Разница во времени между Италией и Украиной — один час. Я вставал в четыре тридцать, а в пять начинал наматывать круги вокруг Колизея, одетый в форму украинской армии.
Езжу на войну с самого начала антитеррористической операции. Вначале находился при штабе АТО под Славянском, затем были Краматорск, Пески, Дебальцево, Мариуполь и села, которые находятся поблизости от него. Под Славянском у военных была возможность выделить мне большую армейскую палатку. Я обустроил в ней полевую церковь. В АТО ношу военную форму, тельняшку, поверх которой надеваю крест.
Из увиденного и услышанного в начале войны особенно запомнился разговор под Славянском с моим знакомым капитаном спецназа Богданом Колесником. Он спросил: «Знаешь, что больше всего меня впечатлило на этой войне? Я стоял на площади в одном из освобожденных городов, вдруг чувствую, кто-то дергает меня за штанину. Это оказалась девчушка лет пяти. Она сказала: «Дядя, дядя, мы в вас верим!» Для военных это очень важно — четкое осознание, что за ними стоит народ, что они взяли в руки оружие для его защиты. К сожалению, этот мужественный человек погиб в октябре 2014 года. У него остались жена и сыновья-двойняшки.
Особенно тяжело мне было пережить бои за Дебальцево — там полегло много ребят, которых я знал лично. Когда ездил туда, противник постоянно проводил интенсивные артиллерийские обстрелы — головы из окопов не поднимешь. В Песках возле Донецка и то было полегче — там хоть иногда представлялась возможность по улицам пробежать. Мне очень хотелось попасть на Рождество к «киборгам» в Донецкий аэропорт. До сих пор сожалею, что с этим не сложилось. Как раз тогда действовала договоренность с сепаратистами о том, что они будут беспрепятственно пропускать для ротации в аэропорт определенное количество наших бойцов с оружием. Если бы меня взяли в машину, то на один автомат и комплект боеприпасов отправили бы меньше. Ведь, как известно, капеллан не имеет права брать в руки оружие.
*В фильме Андрей Зелинский (в центре) говорит ключевую фразу о нынешней войне: «Мы там, потому что любим, они там, потому что ненавидят» (фото с сайта pohlyad.com)
— Вам удавалось духовной беседой спасать жизни людей, которые не выдерживали ужасов войны и были готовы наложить на себя руки?
— В очень тяжелой боевой обстановке или во время нынешнего тревожного затишья у некоторых бойцов происходит душевный надлом: они психологически отгораживаются от товарищей, становятся ко всему безразличными. Им гораздо сложнее бороться за себя перед лицом смерти. Я должен вовремя заметить, что с воином происходит неладное, вернуть ему смысл жизни и вкус к ней. Это часть моей миссии как военного капеллана. А главная задача — помочь бойцам не утратить на войне христианскую любовь.
В фильме отец Андрей говорит ключевую мысль о нынешней войне: «Мы там, потому что любим, они там, потому что ненавидят». Он пояснил: украинские военные — защитники, они находятся на передовой, ведь любят свою землю, своих родителей, жен, детей, близких. Мотивация тех, кто на противоположной стороне, — ненависть. Ненависть по отношению к иллюзии. В современном мире людей можно заставить поверить в то, чего не существует. Человек поставил себя на место Творца, чтобы создать свою правду, вместо того чтобы ее искать. Это очень жестокая «игра».
— В фильме показано паломничество ветеранов АТО в Лурд. История кого из этих воинов впечатлила вас больше всего?
— Старшего лейтенанта Павла Котенко, — продолжает Андрей Зелинский. — Он раненым попал в плен к луганским сепаратистам. Через некоторое время его отправили в больницу в Ростов-на-Дону. Там один прапорщик российской армии все порывался убить украинского офицера. Павла спасли медсестры: перекладывали из палаты в палату. После лечения его вернули на оккупированную территорию. Однажды боевикам понадобилось провести переговоры с украинскими военными, и они решили передать то, что хотели сказать, через Котенко. Направили его к нашим, но получилось так, что местность, по которой он шел, попала под минометный обстрел. Павел получил тогда уже третье по счету ранение (из-за одного из них лишился глаза). Он оказался у наших — вырвался на свободу. Но кому-то нужно было передать ответ сепаратистам. Павел добровольно вызвался сделать это. Ему зашили рану, и он отправился назад. Вот оно проявление настоящей христианской любви, которая может выражаться в жертвенности, неравнодушии, ответственности… Сейчас у этого офицера все хорошо: его освободили из плена, он продолжает служить в Вооруженных Силах Украины. Совпало так, что накануне премьеры фильма «Капелланы» президент Украины Петр Порошенко своим Указом наградил Павла орденом «За мужество» III степени.
Когда я с бойцами ехал в Лурд, в дороге произошло несколько встреч, которые показали нам, что люди в разных странах поддерживают Украину. Скажем, в аэропорту Мюнхена симпатичная москвичка сказала бойцам: «Вас половина Москвы поддерживает. Удачи вам, ребята!»
В Лурде (он находится недалеко от границы с Испанией. — Авт.) Международное военное паломничество ежегодно объединяет в общей молитве около 10 тысяч военнослужащих более чем из 40 стран мира. На этот раз мы были в их числе.
— Я учился в пятом классе, когда услышал внутренний голос: «Ты станешь священником», — рассказал капеллан Игорь Федоришин. — Сразу же побежал сообщить об этом маме. У нее очень хороший голос, а у меня его напрочь нет. «Какой из тебя священник, если ты петь не умеешь», — возразила мама. Она работала секретарем горсовета (мы тогда жили в городе Чортков Тернопольской области). От религии моя семья была далека. В десятом классе я вновь услышал голос: «Попадешь в Афганистан, а когда вернешься, станешь священником». Все так и вышло. Я закончил семинарию во Львове и Люблинский католический университет. С 1996 года наставляю военных. Так что когда встал вопрос, кого направить с 95-й аэромобильной бригадой в Косово (это была миротворческая миссия), предложили мне. Там мы жили на американской военной базе в хороших условиях, войны практически не видели. С 95-й я отправился и в зону АТО под Славянск. Меня поразил тогда подвиг десантника этой бригады Алексея Крементаря: он принял на себя гранату, выпущенную противником из гранатомета. Пожертвовал собой, чтобы спасти побратимов, которые ехали с ним на броне БТРа.
Многие бойцы подходили ко мне исповедаться. На войне приходится стрелять в сторону людей, и у верующих солдат это вызывает вопрос, правильно ли они поступают. Я внушаю им убеждение, что правильно, ведь защита родной земли — дело богоугодное. Если не остановить сепаратистов на Донбассе, они пойдут дальше, и тогда жертв будет намного больше. Говорю солдатам: «От вас зависит, когда закончится война. Чем раньше это произойдет, тем меньше людей погибнет».
*Игорь Федоришин воевал в Афганистане, в качестве капеллана был в украинском миротворческом батальоне в Косово, а теперь укрепляет дух бойцов в зоне АТО (фото с сайта uzhgorod. in)
Еще один герой фильма — священник и волонтер из поселка городского типа Королево в Закарпатье Иван Исаевич, о котором недавно писали «ФАКТЫ». После начала войны в Донбассе он получил повестку из военкомата. Узнав, что Исаевич духовное лицо, в армию его решили не призывать. Однако отец Иван сам попросил свое руководство направить его в войска в качестве капеллана. Так он попал вначале в Мариуполь, а затем под Дебальцево. Иван Исаевич был на самой передовой в окопах с солдатами, неудивительно, что дважды получал ранения. Священник говорит, что выжил благодаря молитвам детей. У него их семнадцать.
— Детей с улицы я начал брать на воспитание еще в 1997 году, — рассказал нам отец Иван Исаевич. — Тогда это были в основном мальчики. Ради ребят продал свой добротный дом и купил помещение заброшенного детского садика, отремонтировал его. Когда удалось преодолеть чиновничьи препоны и официально зарегистрировать детский дом семейного типа, стал брать воспитанников детдомов и интернатов. Как правило, люди, желающие усыновить ребенка, не интересуются детьми с проблемами со здоровьем. А я таких ребятишек принимаю. У нас есть крепкое хозяйство и своя библиотека. Отведено время как для учебы, так и для работы. Я не женат. Воспитывать приемных детей мне помогают три сестры из монастыря святого Иосифа. Кроме детского дома семейного типа, я открыл благотворительный детсад, который сейчас посещают 54 малыша.
*Иван Исаевич награжден орденом «Народный герой Украины»
Читайте нас в Facebook