«Вдохновленные творчеством Тараса Шевченко блюда — это поэзия в фарфоре», — коллекционер Людмила Карпинская-Романюк

Сегодня речь пойдет о декоративных блюдах, созданных по мотивам произведений Кобзаря.
В интервью «ФАКТАМ» коллекционер и исследователь истории украинского фарфора, автор книг Людмила Карпинская-Романюк рассказала об этом пласте искусства в творчестве отечественных фарфористов.
«Работы Николая Николаева участвовали во многих международных выставках»
— Декоративное блюдо «Реве та стогне», создано художником Николаем Николаевым в 1988 году на Будянском фаянсовом заводе, — рассказывает Людмила Карпинская-Романюк. — Бурные волны, сердитый ветер передают ощущение стихийной силы природы. Композиция насыщена энергией. Луна придает произведению мистическое настроение. Как тут не вспомнить знаменитые строки Тараса Шевченко из поэмы «Причинна»:
«Реве та стогне Дніпр широкий,
Сердитий вітер завива,
Додолу верби гне високі,
Горами хвилю підійма.
І блідний місяць на ту пору
Із хмари де-де виглядав,
Неначе човен в синім морі
То виринав, то потопав.
Ще треті півні не співали,
Ніхто нігде не гомонів,
Сичі в гаю перекликались,
Та ясен раз у раз скрипів»…

— Очень колоритная работа! От нее невозможно оторвать взгляд.
— Николай Николаев виртуозно владел техникой росписи, и мы это видим в данной работе. Его произведения выпускались огромным тиражом. Это были десятки миллионов тарелок, мисок, чашек, сувениров… Особенно хороши тарелки с изображением флоры и фауны. В августе 1950 года Николай Николаев пришел работать на Будянский завод. С этого времени он был одним из ведущих художников. Его работы принимали участие в международных выставках в Дамаске, Марселе, Монреале, Загребе и Познани. Произведения Николая Николаева хранятся в Национальном музее декоративного искусства Украины, Полтавском краеведческом музее, Сумском и Харьковском художественных музеях.
«Тарас Шевченко создал невероятные описания украинской природы»
— Были ли еще работы у отечественных художников, вдохновленные строками Кобзаря о Днепре?
— Декоративное блюдо «Реве та стогне Дніпр широкий» было создано в 1964 году известным украинским художником Борисом Пянидой на Будянском фаянсовом заводе. Он изобразил Днепр и утесы. Работы Бориса Пяниды демонстрировались в Загребе, Токио, Париже, Лейпциге, Познани, Рио-де-Жанейро и Монреале.

— Интересно рассматривать на декоративных блюдах каждую деталь в росписи.
— Тарас Шевченко создал невероятные описания украинской природы. Они стали источником вдохновения для украинских художников-фарфористов. Вот, например, декоративная тарелка «Соловейко в темнім гаї сонце зустрічає», созданная известной художницей Верой Павленко. Это произведение хранится в коллекции Национального музея декоративного искусства Украины.

— Эта работа такая солнечная!
— Она яркий пример сочетания традиционной петриковской росписи с индивидуальным стилем художницы. Название произведения отсылает к строкам поэмы «Сон» Тараса Шевченко:
«Дивлюся, аж світає,
Край неба палає,
Соловейко в темнім гаї
Сонце зустрічає.
Тихесенько вітер віє,
Степи, лани мріють,
Меж ярами над ставами
Верби зеленіють.
Сади рясні похилились,
Тополі по волі
Стоять собі, мов сторожа,
Розмовляють з полем.
І все-то те, вся країна
Повита красою,
Зеленіє, вмивається
Дрібною росою,
Споконвіку вмивається,
Сонце зустрічає…»
Роспись на блюде отражает характерные элементы петриковского стиля. Это использование ярких, насыщенных цветов — желтого и оранжевого, создающих гармоничный и привлекательный визуальный эффект, и изображение стилизованных растений и птиц. Художница Вера Павленко работала в области декоративного искусства, в частности петриковской росписи. Она выполняла декоративные росписи на фарфоровых и фаянсовых изделиях, таких как вазы, настенные тарелки, блюда, столовые сервизы, сувениры. Ее работы экспонировались на выставках в Париже, Брюсселе, Кабуле, Лейпциге, Токио, Нью-Йорке и других городах. Сегодня коллекция ее произведений хранится в Национальном музее декоративного искусства Украины.
«Немало фарфоровых работ создано по мотивам поэмы Тараса Шевченко „Катерина“»
— Какая из работ ваша любимая?
— Мне очень нравится творчество выдающихся художников Николая и Валентины Трегубовых. Они создали невероятное количество разноплановых работ, вошедших в сокровищницу фарфорового искусства Украины. Вот блюдо «Солнце», созданное Валентиной и Николаем Трегубовыми на Коростенском фарфоровом заводе в 1964 году. Работа вдохновлена строчками «Сонце йде і за собою день веде». Эта цитата есть на блюде. Работа несет в себе оптимизм, тепло и энергию. Ведь солнце согревает и вдохновляет. Цветок означает день грядущий. Эта работа Валентины и Николая Трегубовых является частью культурного наследия, хранящегося в Национальном музее Тараса Шевченко.
Творчество мастеров декоративного искусства Валентины и Николая Трегубовых связано с традициями украинского декоративно-прикладного искусства. Работы этих художников принимали участие во многих международных выставках. Николай и Валентина Трегубовы являются лауреатами Национальной премии Украины имени Тараса Шевченко. Они создали невероятную серию работ по мотивам произведений Кобзаря.

Также очень красивое настенное блюдо «Катерина» (фото в заголовке), выпущенное Барановским фарфоровым заводом в 1964 году. Его автор Андрей Диброва выполнил рисунок надглазурной росписью по фарфору. В этой работе столько лиричности и красок. Сегодня эта работа хранится в Житомирском областном краеведческом музее.
Ранее Людмила Карпинская-Романюк рассказала о ярких работах, посвященных семье, в творчестве украинских художников.
Читайте также: «Написать картину на яичной скорлупе — филигранная работа», — голландский художник Лекс Растерхофф
Кстати, приглашаем читателей «ФАКТОВ», которые являются ценителями красоты фарфора, в первый в Украине Музей фарфоровых фигур ShvetsMuseum. В коллекции музея вы сможете увидеть лучшие образцы мировых фарфоровых мануфактур. Невероятное фарфоровое путешествие подарит вам немало положительных эмоций и запомнится на всю жизнь!
Фото из альбома Людмилы Карпинской-Романюк
Фото в заглавии: А. Диброва. Блюдо настенное «Катерина». Барановский фарфоровый завод. 1964. Житомирский областной краеведческий музей
250Читайте нас в Facebook